В ребенке постоянно вертится рой фантазий, которые он не может ни высказать, ни воплотить из-за своих ограниченных технических возможностей. Взрослым кажется, что он не может ничего путного сам выдумать и сделать. Конечно, он не может сделать, потому что у него маленькие, слабенькие ручки, небольшой опыт, мало слов для самовыражения. Но идей у него предостаточно, и часто они вовсе не так фантастичны, как кажется взрослым. Как только ребенок начинает воплощать свои фантазии в доступный ему материал, становится видно, насколько он практичен и даже прагматичен. — Я хочу, чтобы они научились видеть красоту в любом предмете, даже в простом цветочном горшке, — делится преподаватель скульптуры и керамики Николаевской художественной школы (с 32 – х летним стажем!), скульптор, реставратор и керамист Алексей Байбородин. — К нам приходят разные дети, и мы не делаем никакого отбора. Единицы продолжат профессионально заниматься скульптурой, керамикой или какими-либо художествами вообще. Большинство же наших ребят будут просто видеть больше гармонии в мире, в природе, в людях и научатся творить так, как они хотят, как они это чувствуют. У Алексея Иннокентиевича занимается не так уж много детей по сравнению с теми же танцевальными коллективами или музыкальными ансамблями. Просто так родителям сюда трудно загнать свое чадо. Дети должны иметь к этому тягу. Тогда посещения занятий становятся радостью. Для таких детей возможность работать с настоящей глиной — это подарок. А потом поделку можно еще обжечь в печи и разукрасить. Так и вырастает в маленьком человеке большой фантазер и художник. На первых занятиях дети знакомятся с материалом, ощупывают его, чтобы пальцы привыкли к глине. Для этого лепят шарики, катают их, учатся добавлять в глину нужное количество воды — чтобы мягкая была и податливая. После переходят на простые объемные фигурки – лепят подсвечники, тыквы, котов, собак и свиней. Врачи и психологи говорят, что занятия лепкой, скульптурой и рисованием помогают детям развить пластику рук и воображение. От множества мелких тактильных движений, совершаемых кончиками пальцев, активизируются биологически активные точки, и от этого улучшается мозговая деятельность. С психологической точки зрения — это способ выразить себя, свой внутренний мир и высвободить часть внутренней энергии. В процессе работы человек отпускает свои переживания, негативные эмоции и стресс, а взамен получает радость творчества, радость самоотдачи. Сами дети, когда лепят, о таких высоких материях, конечно, не думают. Им просто нравится это делать. Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки — родственники закоптелых печных горшков вылепленных из темной глины. Но посуда из белой и темной глины — не соперники, каждая хороша для своего назначения. Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоровом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче да еще и в русской печи. В современном городском жилище глина присутствует также в виде всевозможных облицовочных плит, ванн, раковин. Не приходилось ли вам наблюдать, как делает свое гнездо ласточка? Кроме былинок, используемых всеми пернатыми строителями, в дело идет также глина. Мало того, глина у ласточек — основной строительный материал. Недаром в народе говорят: «Пчелка лепит из воска, а ласточка из глины».
|