В июне исполняется ровно год со времени вступления в силу Закона Украины “Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности”.
Закон, который, по мнению большинства экспертов, оказался очень лояльным для бизнеса, сегодня одними проверяющими органами нещадно критикуется, другими же – попросту не выполняется.
Если исключить налоговую, с которой у бизнеса отношения особые, чаще всего жалобы предпринимателей сегодня вызывает чрезмерная ретивость проверяющих из милиции, пожарной службы и экологической инспекции. Такое заявление сделала председатель областного профсоюза малого и среднего бизнеса Елена Герасимчук во время круглого стола в торгово-промышленной палате.
Год назад в этом списке лидировали пожарники и СЭС. А экологической инспекции и вовсе не существовало в природе (с госуправлением охраны природных ресурсов и тогда, и сейчас у предпринимателей особых проблем не возникало). Это новое ведомство, созданное год назад, очень ретиво взялось за проверки и крайне высоко ценит свое согласие на открытие нового производства.
«Если раньше на открытие нового производственного предприятия уходило 1,5-2 года, то теперь затраты на получение разрешений настолько велики, что это становится вообще непосильным для малого, и даже среднего бизнеса», - сказала Елена Герасимчук.
Кстати, тут усердствуют не только госчиновники: разрешение на подключение электроэнергии «Николаевоблэнерго» может потянуть и на 500-600 тыс.грн.! Впрочем, вернемся к экологам. Общение с инспекцией чрезвычайно затрудняет то обстоятельство, что экологическое законодательство не известно даже опытным предпринимателям, а именно сейчас начали вступать в действие многие нормы и требования, принятые ранее по образцу европейских требований.
Контрольно-проверяющая активность пожарной службы успела стать классикой для анекдотов. Сколько уже говорено, что Украина отличается наибольшим количеством проверок предпринимателей пожарной службой в сравнении со странами Восточной Европы, но никак не количеством пожаров, что на одно предприятие, что на одного инспектора. Также давно выведена закономерность, что оборот налички на предприятие – самое пожароопасное, или, точнее, «пожарНИКоопасное» дело.
Одним из главных достоинством закона о проверках считается то, что он оставил только 5 поводов для внеплановой проверки. О проведении же плановой любая инстанция обязана предупредить предприятие за 10 суток. Последнее обстоятельство, кстати, обескураживает, если не обессмысливает, работу управления по делам защиты прав потребителей. За 10 дней любой вменяемый недобросовестный торговец успевает зачистить прилавки и склады от «неправильной» продукции. Еще более озадачивает закон санэпидемслужбу: частота, кратность ее проверок должна определяться т.н. критериями степени риска, но этот документ до сих пор не утвержден Кабмином. А значит, СЭС не может проверять предприятия не чаще чем … раз в пять лет!
Впрочем, свято место пусто не бывает. Заскучать предпринимателям не дают милиционеры. Именно милиция сегодня чаще всего проверяет малый и средний бизнес. Речь не идет о криминале, по крайней мере, на момент визита: проверяется именно хозяйственная деятельность предприятий. Нужно признать, что это не является изобретением николаевских правоохранителей: жалобы на милицейские проверки идут из большинства областных центров Украины. При этом милиция, ссылаясь на приказы и другие внутренние нормативные документы, не ограничивает себя положениями Закона о проверках. Юристы советуют предпринимателям требовать от милиционеров документов, подтверждающих открытие оперативно-розыскного дела. Вот только, можете ли вы представить себе владельца магазина, «выгоняющего вон» милиционеров, явившихся с сомнительной проверкой?
Между тем, предпринимателей, которые требуют от контролеров соблюдения закона о проверках, проверяют гораздо реже безропотных конформистов. Такого мнения придерживается Валерий Ветров, председатель представительства Госкомпредпринимательства в Николаевской области. К сожалению, его ведомство не ведет статистики обращений, но Валерий Ветров твердо заявил, что им удается благополучно разрешить проблемы в случае своевременного и письменного обращения пострадавшего предпринимателя. Беда в том, что даже в Николаеве бизнес предпочитает договариваться с проверяющими привычными методами. А уж в районах противодействия самоуправству чиновников практически нет. Характерный пример: в нескольких сельских районах созданные профсоюзы предпринимателей не могут начать работу, потому что никто не соглашается занять место председателя профсоюза….
Запуганный и робкий малый и средний бизнес, если вдуматься, это проблема далеко не только самих предпринимателей. Во-первых, как напомнил на круглом столе президент Николаевской торгово-промышленной палаты Сергей Власенко, в регионе каждая пятая семья связана с малым и средним бизнесом. А во-вторых, когда предприниматель «договаривается» с чиновниками и проверяющими, он это делает за наш счет, потребителей. В лучшем случае, закладывая расходы на «согласие» в цену товара. В худшем – за счет качества и безопасности продукции. |