- «Ко мне обратился американский
фотограф с предложением сотрудничества в составлении коллекционного каталога
тибетской живописи. Это не оттого, что я хорошо фотографирую или мои работы
ценные. А потому, что документально это очень важно», - поясняет собеседник.
К сожалению, многие элементы буддийского
искусства за время и исторических свершений подверглись чудовищному разрушению.
К примеру, знаменитая кашмирская школа
искусства. В Кашмире вы не найдете ни одной пещеры. Все было сметено
исламом. Еще более сокрушительный удар нанесла культурная революция в Тибете. Единственные свидетельства школы
Кашмира остались в Западном Тибете.
- «После моего последнего
путешествия я понял, на сколько синкретичны все культуры. Я думаю, что культура
это единственный мостик, который соединяет народы», - делится рассуждениями В.
Оплачко.
Со слов Виталия, фотографировать
в пещерах было чрезвычайно сложно. Плюс, за каждый снимок нужно было платить 50
юаней. Дело в том, что это не фрески, а так называемое «секко». Фрески наносятся на сырую штукатурку. «Секко» - на сухой
слой наскальной поверхности. А затем глина, смешанная с навозом, после
высыхания покрывается минеральными красителями. - «Свет вспышки им не на пользу,
поэтому желание музейных смотрителей сохранить то, что осталось понятно. Но я
пытался объяснить важность фотосъемки и с трудом, но получил возможность
отснять все увиденное».
О путешествии Виталий
Александрович рассказывал увлекательно и долго. Но скучно не было. - «В Гималаи
я все время хожу один. А в Тибет впервые отправился в группе с 7 новозеландцами.
Дело в том, что одного человека китайские власти не пропускают ни при каких
условиях. Мы прошли несколько дней через перевалы
в Непале, после чего подобрались до подножья знаменитой священной горы Кайлаш, являющейся
объектом поклонения у последователей четырех религий. Для индуистов она
олицетворяет обитель бога Шивы, для буддистов - обитель Будды и та самая
Шамбала, где живут просветленные существа, джайнисты учат, что именно на
Кайлаше первый святой достиг нирваны, наконец, для древней Тибетской религии
Бон именно на вершине горы основатель религии Шенраб сошел с небес. Обошли
вокруг этой горы, после чего на джипах отправились в Западный Тибет. Где
познакомились с пещерными храмами, открытыми в 1933 году великим итальянским тибетологом Джузеппе Тучи. К сожалению,
тогда фотография не позволяла многое передать, но то, что он отснял, потрясло
весь цивилизованный мир. Фотографии сделанные мною по прошествию более 70 лет
после Д. Тучи говорят сами за себя - краски на этих настенных росписях сохранили
до наших дней свежесть и сочность. Меня спросили сотрудники музея нет ли здесь
некоего искажения. Так как современная цифровая техника позволяет сделать почти
невозможное. Мол, нет ли здесь подмены? Отвечаю: - на моих фото
цвета фресок в сохранившемся первозданном виде. Без вмешательства компьютерных
технологий», - улыбается Виталий.
- «С группой мы посетили три
пещерно-храмовых комплекса. Побывали в городке Дункар, о котором много писал Джузеппе Тучи. Для канонизированной
буддистской живописи, которая присутствует в Центральном Тибете характерно
плоскостное изображение. Просмотрев внимательно фотоснимки выставки вы увидите много
интересного. Здесь представлена более живая живопись. На некоторых фотографиях
после большого увеличения стали заметны элементы, которых на момент съемки я не
замечал. Для себя увидел совершенно неожиданные вещи. К примеру, древние надписи», - делиться
впечатлениями путешественник.
- «К сожалению, во времена культурной революции в Тибете, в храмы пробирались истовые
сторонники оной, причем не китайцы «хани», а местные молодые тибетцы, которые
уничтожали фрески и скульптуры – культурное наследие своего народа, -
продолжает свой рассказ Виталий Александрович, - еще одним разрушителем пещерных храмов стали иностранные научные делегации из
Франции, Японии, России, особенно из Германии и Великобритании. Вывезшие из
Тибета огромные куски настенных росписей. Причем делалось это очень просто –
пилой «Лисий хвост». На фреску наклеивалось полотно (клей, кот. позже срывался)
и пилой со слоем глины отслаивалась фреска. Если посмотреть каталоги всех
городов «Великого шелкового пути», то
под каждой знаменитой фреской или скульптурой написано, в каком году и какой экспедицией
она была вывезена. Иногда думаю, что лучше, чтоб их увезли и демонстрировали в
музеях Западной Европы либо они гибли там, на родине? Однозначно ответить сложно»,
- говорит о наболевшем собеседник.
Экспозиция особо интересна не в
художественном, а в информативном смысле. - «Людей не знающих ничего о буддизме
мало заинтересуют эти фрески. Я на это рассчитывал, поэтому чтобы немного
оживить выставку помимо этих работ привез фото живописных пейзажей, портретов
местных жителей», - рассказывает путешественник. В Николаеве это третья
фотовыставка Виталия. Одна из них проходила в Фонде культуры и рассказывала о
путешествии одессита на Аляску.
|