С Алексеем Байбородиным, как со скульптором, николаевцы познакомились еще в 1972 году на первой городской выставке декоративно - прикладного искусства, где экспонировалась его малая пластика, выполненная в различных техниках. Постепенно он самостоятельно научился работать на гончарном круге и уже более 15 лет продолжает это дело. Захватила и пленила скульптора античная керамика, которую он вдохновенно изучает, и которая дала новый толчок его гончарному творчеству. Общаясь с Алексеем Иннокентиевичем узнаешь, что изготовление абсолютно всех изделий из глины, будь то цветочный горшок или декоративный изразец, весьма трудоемкий процесс и сводится к следующим этапам: заготовка сырья (в принципе, пригодную для лепки глину можно найти практически повсюду), приготовление глиняного теста (пока до глины дело не дошло, можно тренироваться на пирогах), формовка изделия (дайте волю своей фантазии), сушка (тут главное - выдержать время), ну и, наконец, обжиг (самый ответственный этап, в случае провала вся ваша работа взлетит на воздух). Древние ремесла еще не достаточно изучены, особенно керамика. Поэтому, всматриваясь в авторские работы А. Байбородина, осознаешь, какую силу несут в себе эти миниатюрные амфоры, которые служили древним не только для сбережения вина и масла, но и вместительной мерой. А представленные на выставке трубки - казацкие, турецкие - это точные копии найденные при раскопках в бывшей крепости города Очакова. Есть у Алексея Иннокентиевича и небольшие скульптурные работы его миниатюры - малая пластика. Которые очаровывают разнообразной техникой исполнения и своеобразным юмором, и тонкой лиричностью, и просто формой и цветом. Ведь керамика, подобно фуге, полифонична. В ней слились три голоса: скульптура, живопись, графика. Лишь при гармоничном их слиянии она звучит ясно и чисто. "- Глина не терпит насилия над собою и подчинена законам, заложенным в ней самой природой, - говорит Алексей Иннокентиевич. Никогда не сталкивающиеся с гончарством люди, пробегут глазами по экспонатам и, поставив себе галочку "был, видел, знаю" покинут стены музея, вновь погрузившись в суету обыденных дел... но стоит только проявить фантазию и на секунду представить себе таинственный мир двух стихий – огня и воды, которые, соединяясь с землей, образуют чудо керамики, и ты уже в сладком плену у этого удивительного искусства, а все остальное уходит в тень. Наверное, только мастерам известно как часто этот внешне «смиренный» материал становиться грозным и капризным. По прихоти укрощенного огня, разбуженные к жизни сплавы красок, в умелых руках, создают гармонию цвета – многослойную, глубинную, сияющую. И эта особенность делает работу с глиной непредсказуемой, побуждающей к эксперименту, которому нет конца. Я не удержалась и спросила у Алексея Иннокентиевича сложно ли ему работать с глиной. И вот, что услышала в ответ. - Работать приятно, иногда даже забываешься, и не замечаешь, сколько времени проходит за работой. Сложно делать само глиняное тесто. Глина обладает свойством пластичности, в этом ее ценность как материала. А для этого ее нужно очень хорошо вымешивать. И после этого глина должна отлежаться. В древности такую глину настоящие мастера передавали из поколения в поколение. Отцы готовили ее для своих внуков. И глина лежала как хорошее вино, дожидаясь рук нового мастера. Казалось бы, здесь все предельно ясно, однако, каждый, кто впервые самостоятельно приступает к работе с глиной, испытывает много трудностей. Поэтому Алексей Иннокентиевич, как преподаватель скульптуры и керамики Николаевской художественной школы (с 32 – х летним стажем!), раскрывает тайны гончарского ремесла и прививает любовь учеников к этому не простому искусству, чтобы не прерывалась нить. Общение с Алексеем Байбородиным, визит в мастерскую и просмотр работ скульптора по Ольвийской тематике - все это было как увлекательное путешествие с настоящего в минувшее. А моя сувенирная полочка пополнилась эксклюзивным авторским произведением.
|