Идея консолидации государственных портовых мощностей
Николаева в одном предприятии на первый взгляд выглядит довольно
привлекательно. В результате может быть не только оптимизирована структура
управления, но и повышена конкурентоспособность государственных портов с
частными терминалами, работающими в регионе.
Так, на сегодня в сфере управления Минтранссвязи находятся
Николаевский и Днепро-Бугский морские торговые порты и специализированный
морской порт Октябрьск. Кроме того, в регионе работают Николаевский речной порт
(входит в АСК «Укрречфлот»), частные терминалы СП «Нибулон» (перевалка зерновых
грузов), ЗАО «Ника-Теры» (перевалка минудобрений, генеральных и навалочных
грузов), Николаевский глиноземный завод (НГЗ), судостроительный завод «Дамен
Шипярдс Океан». Кроме того, строятся терминалы компаний «Евровнешторг», «Зерноторговая
компания» и развивается «Ника-Тера».
Как сообщил «k:» источник в Минтранссвязи, начальник
Николаевского морпорта Василий Капацына в письме Иосифу Винскому от 27 марта
предложил реорганизовать порты региона. Пока публичной реакции на это
предложение нет. Капацына акцентировал внимание на специализированном порте
Октябрьск, в основном за счет которого планируется нарастить грузоперевалку
объединенного порта. Это предприятие мощностью в 2 млн. т проектировалось для
переработки специализированных грузов, главным образом военной техники. На
сегодня данная номенклатура составляет всего около 5% в общем объеме
грузопереработки. В результате реконструкции под переработку генгрузов,
контейнеров и автотехники мощность порта можно довести до 6 млн. т.
Что касается Днепро-Бугского порта, то он выполняет функции
морской администрации, обеспечивающей безопасность мореплавания судов,
заходящих на причалы, которые обслуживают Николаевский глиноземный завод. Сами
причалы находятся на балансе Днепро-Бугского МТП и переданы НГЗ в долгосрочную
аренду. Здесь уже фактически реализована схема реформирования портового
сектора, предложенная в законопроекте «О морских портах», с разделением
хозяйственной деятельности (грузопереработка) и функций госконтроля (морская
администрация порта).
Впрочем, опрошенные «k:» эксперты морской отрасли
скептически оценивают перспективы реализации данного проекта, в том числе
прогнозы по увеличению основных совокупных показателей объединенного
предприятия на 50–65% только за счет механического объединения трех портов.
Во-первых, сомнение вызывает идея присоединения портов
именно к Николаевскому порту. Несмотря на то что это крупнейший порт региона,
большая часть грузопереработки выполняется частными компаниями на условиях
совместной деятельности. Так, из-за перехода на совместную деятельность доходы
предприятия постоянно сокращаются. Хотя обоснованием объединения является
именно защита интересов государственных портов в конкурентной борьбе с частными
терминалами.
В Николаевском порту при росте объемов грузопереработки в
2007 году на 19% доходы сократились на 11,1% при увеличении чистой прибыли на
7,3% и сокращении платежей в бюджет на 7,5%. Примечательно, что порт Октябрьск,
переработавший в три раза меньше грузов, получил доход лишь в 1,9 раза меньше
Николаевского порта и в два раза большую прибыль.
Во-вторых, как уже говорилось выше, порт Октябрьск
занимается обслуживанием спецэкспорта. Получить разрешение силовиков на данное
объединение будет сложно.
К тому же в Николаеве ходят слухи, что Капацына на базе ООО
«Порт Очаков» может реализовать совместно с Вадимом Новинским проект
строительства нового порта. Интересы Новинского в Николаевском регионе пока что
сконцентрированы в основном в судостроении (Черноморский судостроительный
завод, Завод им. 61 коммунара). Появление нового частного порта в Очакове (по
сути, конкурента государственных портов) вполне вписывается в логику развития
его бизнеса.
Александр Арбузов
http://www.comments.com.ua/
|