А до того, весной 2006 года, общественность Николаевской области и деловые круги Украины были крайне удивлены известием о том, что одна из крупнейших в стране зерноторговых компаний, николаевская фирма «Агроэкспорт», по сомнительному поводу объявлена банкротом.
Предприятие, основанное Геннадием Жильцовым в 1998 году, за короткое время стало лидером украинской сельскохозяйственной торговой отрасли. Он начал покупать и модернизировать зерноэлеваторы в области и путем совершенствования технологии хранения и выгодной продажи увеличил прибыль зернопроизводителей в области.
Настоящим прорывом стало возрождение судоходства по Южному Бугу. Оказалось, что речной транспорт намного дешевле традиционных - автомобильного и железнодорожного. Компания создала флот из барж и теплоходов. В отличие от других, ОАО «Агроэкспорт» пользовалось не только построенным за время советской власти, а финансировало строительство новых причалов и судов. В 2003 году в Николаевском речном порту Геннадий Жильцов заложил маслоэкстракционный завод «Экстрол». Это производство до сих пор остается крупнейшим в Николаевской области, построенным за отечественные средства. В 2004 году стоимость активов фирмы по оценке международного бюро «Веритас» возросла до 80 миллионов долларов, а доля в зерновом экспорте Украины превысила 11 процентов от общего, т.е., - десятую часть.
Однако, не всех радовало столь успешное развитие передового предприятия. Согласитесь, трудно умиляться достижениями предпринимателей, если дивиденды от них принадлежат не вам. Поэтому в нашей стране успешно применяется способ кражи, который «по- модному» называется «рейдерство». Основная цель пиратов от бизнеса - именно так переводится слово «рейдер» с английского языка - это захват под псевдозаконным предлогом контрольного пакета акций предприятия. После этого собственность распродается и, удивительным образом, оказывается в личном владении весьма уважаемых членов общества, как правило, власть имущих.
В Николаевской области бесспорное лидерство в подобной деятельности долгое время приписывали местной дирекции банка «Аваль». Бывший комсомольский функционер Сергей Прудкий, возглавляющий Николаевскую дирекцию банка и по сей день, взял за правило нанимать в структуры безопасности финансовой организации вышедших на пенсию руководителей прокуратуры и милиции области. Такая нехитрая связь с силовыми органами, плюс «панибратские» отношения с местным самоуправлением и хозяйственным судом, позволили скромному банковскому управляющему за короткое время превратиться в мультимиллионера.
Путем всевозможных сомнительных сделок были разорены более семидесяти предприятий области. Активы разоренных фирм «без шума и пыли» перетекали во владение «Аваль-Эталона», частной структуры, совладельцем которой является г-н Прудкий.
Для захвата «Агроэкспорта» рейдеры разработали долговременную операцию. В руководство компании были внедрены «надежные» люди. Они убеждали владельца предприятия г-на Жильцова в необходимости получения кредитов в банке «Аваль», а банк с огромным желанием деньги выдавал. Необходимо было быть финансовым гением, чтобы в тот момент просчитать, что продукция, которую банк, якобы, берет в залог, не существует, а оборотные средства выводятся махинаторами со счетов фирмы и вновь попадают на предприятие, уже в виде банковских кредитов. Ситуация прояснилась лишь тогда, когда управляющие «Агроэкспорта» Константин Картошкин и Александр Онопко доложили владельцу компании Геннадию Жильцову о том, что фирма лишена денег, а руководитель Николаевской дирекции банка «Аваль» Сергей Прудкий согласен выдать новый кредит, но уже под залог контрольного пакета акций предприятия. На это время компания «задолжала» банку 15 миллионов долларов. И лишь тогда выяснилось, что кредитование «Агроэкспорта» банком «Аваль», в противоречие законам, не контролировалось Национальным банком Украины, а, значит, банк не мог иметь легальных источников для предоставления такой колоссальной суммы.
Летом 2005 года эпизоды этой детективной истории стали превращаться в материалы уголовного дела, которое проводилось первоначально Николаевским управлением МВД Украины. На этой стадии банку «Аваль» очень пригодились приобретенные «силовики», например, бывший начальник николаевской областной милиции
г-н Шапирко и бывший заместитель прокурора области г-н Гула. Вероятно, из-за этого местные следователи так и не смогли проникнуть в банк и выяснить, откуда же Николаевская дирекция «Аваля» раздобыла деньги для кредита «Агроэкспорта». За год, в течение которого николаевская милиция демонстрировала видимость расследования, банк сумел получить пятьдесят решений хозяйственных судов, обязывающих «Агроэкспорт» вернуть «долги» финансовой структуре.
Однако, неожиданно для банка, оказалось, что некоторые судьи любят деньги, независимо от их источника. Наиболее ценный актив «Агроэкспорта» - маслоэкстракционный завод «Экстрол» - в феврале 2006 года был освобожден из-под судебного ареста и перешел в собственность зерноторговой компании «Ойлсиз-Украина». Месяцем позже, по исковому заявлению другой компании, «Астон-Индастриал», фирму, на которую зарились руководители николаевского «Аваля», судья Николаевского хозяйственного суда Дмитрий Горобченко объявил банкротом без присутствия ответчика. Одно из крупнейших предприятий области истцы, якобы, не смогли найти.
Для разработчиков аферы это означало, что все решения, вынесенные судами ранее, сильно упали в цене. Ведь «рейдерская» кампания проводилась для захвата компании стоимостью 80 миллионов долларов. Теперь же, волей-неволей, приходилось делиться с другими кредиторами «Агроэкспорта». Назначенный судом ликвидатор собрал кредитных претензий к обанкроченной фирме на 30 миллионов долларов. Николаевская дирекция банка «Аваль» оказалась настолько не готова к конкуренции в деле «рейдерских» захватов, что в отведенное законом время даже не подала иск для взыскания гигантской «задолженности».
Самой большой неприятностью для руководителя Николаевской дирекции банка «Аваль» Сергея Прудкого, видимо, стала не потеря возможности получить компанию, которая, как казалось, была почти уже в руках, а публичный скандал, поднявшийся вокруг разграбления «Агроэкспорта». Ведь в это самое время производилась сделка по продаже крупнейшей украинской финансовой структуры «Аваль» австрийскому банку «Райффайзен». Невинные «проделки» в николаевской глубинке, о которых, благодаря «масс-медиа», узнала вся страна, могли сильно подпортить отношения с австрийцами. Однако, комсомольцам, возглавляющим банк, кажется, крупно повезло с покровителями. Продажу иностранцам почтово-пенсионного банка, через который проводились основные государственные денежные потоки, говорят, курировал знатный банкир, а ныне Президент Украины Ющенко. В немалой степени благодаря именно этому фактору, «Райффайзен» не только купил организацию с такой деловой репутацией, но и оставил ее ключевые фигуры на руководящих постах. Так, Сергей Прудкий был назначен директором Николаевской дирекции АО «Райффайзен банк-Аваль».
Появилась необходимость немедленно замять громкий скандал, который подрывал авторитет уже европейского банка, пусть даже ценой отказа от имущества, формально находящегося в залоге. Это была незначительная потеря, ведь стоимость залоговых активов была во много раз меньше сумм, которые банк «Аваль», якобы, из собственных средств, выдал «Агроэкспорту». Это обстоятельство г-н Жильцов не раз приводил в качестве доказательства того, что банкиры непосредственно участвовали в мошеннической комбинации, направленной на разорение принадлежащей ему компании.
В декабре 2006 года все тем же судьей Д. Горобченко было принято решение о ликвидации ОАО «Агроэкспорт». Все имущество фирмы на основании весьма сомнительного векселя было передано некой фирме «Основа» из Луганска. Остальные кредиторы зернотрейдерской компании, а их более десятка, даже не упоминались в судебном решении. Восемь банков, четыре из которых иностранные, в начале процедуры банкротства в положенный срок подали кредитные претензии. Однако бумаги странным образом «потерялись» при смене ликвидатора, и активы, которые находились в залогах у банков стоимостью более 30 миллионов долларов, Николаевский хозсуд присудил «Основе». Формально от этого решения пострадал и «Райффайзен банк-Аваль». Однако, в тот самый день, когда в Николаевском городском совете регистрировалась передача имущества «Агроэкспорта», г-на Прудкого видели в приемной городского головы вместе с бывшим юристом компании г-ном Мошкаренко. Последнего владелец «Агроэкспорта» г-н Жильцов неоднократно называл центральной фигурой в организации и проведении сомнительных сделок с оборотными средствами компании.
Активы фирмы были в мгновенье ока перерегистрированы на «Основу» и на следующий же день перепроданы другим юридическим лицам, которые становились, якобы, уже «добросовестными» приобретателями. Все эти сделки без проволочек регистрировались в Николаевском городском совете, который, как известно, находится в значительной зависимости от кредитов «Райффайзен банк-Аваль». После истечения законного срока возможного обжалования решения судьи Горобченко, представители банка заявили, что залоги у них «похитили». Имущество же «Агроэкспорта», несколько раз перепроданное, оказалось в распоряжении зерноторговой компании «Ойлсиз-Украина», между прочим, также крупного заемщика «Райффайзен банка-Аваль».
О возмутительном решении Николаевского областного хозяйственного суда и махинациях с активами «Агроэкспорта» его основатель и владелец г-н Жильцов узнал спустя месяц. Представители банка получили постановление о ликвидации «проблемной» компании раньше. И сразу же представили его следователям как основание для прекращения следственных действий в отношении руководителей Николаевской дирекции «Райффайзен банк-Аваль». Мол, нет фирмы, нечего и расследовать. Однако, к тому времени уголовным делом уже занималось Главное следственное управление МВД и легко «замять» его, как бывало ранее, не удалось.
Поначалу банкиры попросту отказывались выдавать следствию требующиеся документы. Когда же милиция добилась исполнения решения суда, обязывающего «Райффайзен банк-Аваль» показать бумаги, оказалось, что именно та их часть, которая могла бы подтвердить легальность источников кредитования «Агроэкспорта», «не сохранилась». Чтобы выяснить, наконец, откуда взялись средства, которые банк так охотно и практически без залогов предоставлял обанкроченной фирме, Генеральной прокуратуре Украины пришлось обратиться в прокуратуру Австрии. Остается надеяться, что влияние австрийских прокуроров склонит банкиров к сотрудничеству с украинскими правоохранительными органами и документы, так долго требуемые следствием, «найдутся».
Когда подноготная расхищения «Агроэкспорта» стала достоянием общественности, и банки, потерявшие залоги, узнали, кого за это нужно благодарить, руководитель Николаевской дирекции банка «Райффайзен-Аваль» г-н Прудкий решил, что самое время для отпуска. За границей. Ассоциация банков Украины в это время приняла меморандум, в котором кредиторы решили объединить усилия для того, чтобы отыскать украденные активы и показательно покарать преступников. Вернувшись с курорта, Сергей Васильевич решил «перевести стрелки», и в николаевских СМИ появилось сообщение о том, что Генеральная прокуратура Украины возбудила уголовное дело против руководителей «Агроэкспорта» за превышение служебных полномочий. Вот, правда, в июне Печерский суд г. Киева признал эту акцию прокуратуры незаконной.
Тем временем, следователи выяснили, что сделка по приобретению зерноторговой компанией «Ойлсиз-Украина» завода «Экстрол» проводилась со значительными нарушениями закона, и есть все основания для возвращения этого актива «Агроэкспорту». Сейчас работниками милиции не без успеха выясняется история происхождение векселя, с помощью которого компания «Основа» и захватила имущество «Агроэкспорта».
Ассоциация украинских банков добилась в Высшем хозяйственном суде отмены решения Николаевского хозяйственного суда о ликвидации компании «Агроэкспорт». Все имущество фирмы по этому постановлению должно быть возвращено прежним владельцам и залогодержателям.
Итак, предприятие «Агроэкспорт» почти восстановлено. Геннадий Жильцов уверен, что теперь ему легче будет убедить банки-кредиторы в необходимости возобновления деятельности зерноторговой компании. Как неоднократно утверждал основатель фирмы, долги всем кредиторам «Агроэкспорта» могут быть возвращены за несколько лет. Он также надеется, что следователи МВД не оставят усилий, и истинные причины банкротства предприятия будут установлены, а виновные понесут наказание.
(Из газеты «Николаевский бизнес») |