Около 2
лет назад в Николаевской области был создан региональный отдел Государственного
комитета финансового мониторинга Украины, основной задачей которого является
противодействие отмыванию средств, полученных незаконным путем и борьба с
финансированием терроризма.
Игровые
заведения находятся в перечне субъектов первичного финансового мониторинга.
Сложностью в отслеживании денежных средств, проходящих через подобные
заведения, является то, что они не имеют государственного регулятора, то есть
органа, которому они были бы подотчетны.
«В
прошлом и этом году мы проводили совещания в Николаевской обладминистрации,
которая выдает областные лицензии на организацию и содержание тотализаторов и
игровых заведений, но, так же, как и Госфинмониторинг, не контролирует их
работу. Фактически осуществлять их проверки может только прокуратура, которая
привлекает специалистов Госфинмониторинга в качестве консультантов», - сообщил
начальник регионального отдела Государственного комитета финансового
мониторинга Украины в Николаевской области Сергей Адабир.
По
словам Сергея Адабира, отмыть деньги через игорное заведение очень просто:
«Элементарный пример – деньги получены от наркобизнеса, их нужно
легализировать, то есть подтвердить, что они имеют законное происхождение. Путём
осуществления бестоварной фиктивной операции деньги попадают в игорное
заведение, а после «официального» выигрыша обретают форму легального дохода. То
есть, если возникнет вопрос источника дохода, человек будет иметь официальный
документ, подтверждающий, что эти деньги выиграны».
Только
один субъект игрового бизнеса в Николаеве, наряду с областной, имеет лицензию
Минфина. Выдана эта лицензия совсем недавно, в апреле, но там уже выявлены
нарушения - отсутствует человек, отвечающий за финансовый мониторинг. В каждом
игровом зале должен быть официально оформлен человек, несудимый, прошедший
специальную подготовку, который будет отслеживать прохождение финансовых
потоков через игровой зал. Если сумма выигрыша превышает 80 тысяч гривен, он
подлежит финансовому мониторингу.
Остальные
игорные заведения работают как филиалы. То есть предприниматель в какой-либо из
областей Украины покупает лицензию Минфина, а потом якобы открывает филиалы
своего заведения в других областях. «К этому человеку обращаются за лицензией,
рассчитываются с ним, открывают филиал и берут областную лицензию,
которая стоит недорого в сравнении с «минфиновской», - отмечает Сергей Адабир.
Только новая редакция лицензионных условий осуществления
этого вида бизнеса позволит игровые заведения приобщить к общенациональной
системе борьбы с отмыванием «грязных» денег.
|