Программа «Возрождение шедевров» - это реставрация большеформатных полотен великих художников, которая держится не на государственных средствах, а на спонсорской поддержке ООО «НГЗ», которому сотрудники Николаевского художественного музея безмерно признательны.
За почти 7 лет сотрудничества музея с ООО «НГЗ» и двумя столичными реставрационными лабораториями (Национальный центр реставрации Украины и Национальная академия культуры и искусств Украины) были отреставрированы две картины В. Верещагина «Покойницкая турецкого госпиталя в компанию 1877-1878 гг.» из Балканской серии (картина на 8 квадратных метров) и «Орлы», которая известна по названию - «Забытый солдат» на 15 квадратных метров.
Со слов директора музея Сергея Николаевича, изначально Василием Верещагиным было написано две работы – «Орлы» и «В Трансваале»). Но перед выставкой в 1881 году в Лондоне Верещагин принял решение сшить эти два полотна в одно и показать лондонской публике это впечатляющее произведение.
Так же в свое время прошла процедуру реставрации работа И. Айвазовского «Пушкин на берегу моря» (картина 3х2,5 метра). Вторая картина художника «Кофейня в Крыму» сейчас реставрируется и до конца июля будет готова. Это произведение считается одним из самых ранних в собрании музеев Украины Айвазовского. Художнику в момент ее написания исполнился 21 год.
Отреставрирована работа Петра Чумакова «Иисус Христос и богатый юноша» - любимая работа царя Александра II, которая размещена в гостиной музея. Площадь оной составляет более 8 квадратных метров.
Отреставрированы полотна Алексея Боголюбова «У причала», Василия Перова «Охотники на привале», которая сейчас находится в экспозиции. Как говорит Сергей Росляков, всего известны 3 картины «охотников». Первый вариант хранится в Третьяковской галерее, второй в николаевском музее и третий, написанный по просьбе царя, в Петербургском Русском музее.
"Реанимировать" картины удовольствие не из дешевых. Во-первых, в работе задействуются дорогостоящие материалы, в основном иностранного производителя. Клей, к примеру, может быть использован только оситровый. - На сколько я знаю, - говорит Сергей Николаевич, - в былые годы Государственный музей «Эрмитаж» покупал не более 1 кг. этого клея в год.
- По времени на реставрацию картин уходит от полугода до года, - рассказывает Сергей Николаевич. - В принципе, в течение года реставрируется одно большое полотно. На сегодняшний день в реставрации нуждаются более 300 картин хранящихся в фондах нашего музея.
Согласно программе "Возрождение шедевров", которая стартовала в Николаеве в 2001 году, на сегодняшний день для Николаевского художественного музея отреставрировано шесть картин великих мастеров и еще три полотна находятся на завершающем реставрационном этапе. |