Вспомним события двухлетней давности.
Вечером, 5 ноября Василий Капацина с женой возвращался с премьеры спектакля в Украинском театре драмы и музыкальной комедии. Около 20 часов служебный автомобиль подъехал к воротам домовладения Василия Николаевича на улице Бугской, что в поселке Варваровка. Когда начальник морпорта вышел из авто, он был обстрелян неизвестными из автоматического оружия.
Капацина получил ранения в спину, бедро и голень, а также осколочное в голову (пуля зацепила ухо). Сразу же после покушения пострадавший был прооперирован в БСМП. Жизнь начальника Никморпорта была вне опасности.
Автоматная очередь изрешетила металлические ворота домовладения, а также служебный автомобиль «Lexus» и личный джип потерпевшего «Toyota Land Cruiser».
Сотрудники милиции, прибывшие на место происшествия, установили, что в потерпевшего стреляли из автомата Калашникова – там обнаружили 21 гильзу к АК калибра 5,45 мм. А в нескольких кварталах, на улице Калинина, в мусорном баке нашли и само оружие – АКС-74У. Кстати, боевым автомат стал после того, как народные «умельцы» переделали его из простого макета, - подтвердят позже эксперты. По факту покушения на убийство возбудили уголовное дело по ст.115, ч.1 УК Украины (умышленное убийство).
Василий Капацина был назначен начальником Николаевского морского порта 12 июля 2005 года. До этого назначения он девять лет руководил рядом крупных морских транспортных компаний, а еще раньше служил в органах государственной безопасности. Покушение на начальника Николаевского морского торгового порта вызвало широкий резонанс не только в городе, но и по всей Украине. Это было первое, официально озвученное, дерзкое покушение на столь крупного чиновника за все время после «оранжевой революции».
Тогда следствием рассматривались несколько рабочих версий совершения преступления. По словам бывшего начальника УМВД Украины в Николаевской области генерал-майора Николая Купянского, отрабатывались не только версии нынешней, профессиональной деятельности начальника порта, но и бизнес, которым занимался В.Капацина до того. Учитывалась и бытовая версия, и даже возможные личные мотивы: месть, неприязнь и т.п. Опрашивались коллеги, друзья, родственники, соседи.
Свою версию высказал и тогдашний губернатор Николаевщины. Александр Садыков назвал это преступление «политическим заказом».
Интересен и тот факт, что накануне покушения, не далеко от дома В.Капацины в овраге, среди бетонных плит, на территории недостроенного дома, одного из строителей ожидал «сюрприз». Любопытный парень обнаружил на стройплощадке гранатомет РПГ-18 «Муха» - в полной боевой готовности. И пока ручной гранатомет, выстрел которого способен поразить танк, проходил баллистическую экспертизу, стало ясно, что случайное «изъятие» РПГ не остановило его владельцев от реализации намеченных планов…
Менее чем через два месяца, аккурат ко Дню милиции Украины, в ходе широкомасштабной акции по отработке одной из версий покушения, преступление было раскрыто и установлены личности подозреваемых злоумышленников. Еще через неделю, подозреваемых преступников задержали. Задержание проходило как на территории Николаевской области, так и в других регионах.
По словам заместителя начальника УБОП УМВД в Николаевской области подполковника милиции Артура Гаспарова, оперативники этого подразделения для поимки причастных к преступлению, исколесили пол Украины. В оперативных мероприятиях участвовали более 100 сотрудников правоохранительных органов. По делу были опрошены около 2000 (!) человек.
На тот момент задержали пятерых подозреваемых. Все задержанные, молодые люди в возрасте от 20 до 35 лет. В свое время двое из них проходили службу по контракту в миротворческом контингенте Либерии. У следствия были факты, свидетельствующие о причастности их к совершению этого преступления, и подозреваемые начали давать показания.
Позже задержали и 51-летнего подозреваемого заказчика преступления. Тогда всем задержанным суд Центрального района Николаева избрал меру пресечения – арест, кроме одного, 23-летнего сына подозреваемого организатора преступления. Им были предоставлены документы, что в момент совершения покушения на убийство он находился в Москве.
Почти год прокуратура Николаевской области вела следствие по факту покушения на преднамеренное убийство, после чего уголовное дело в отношении 6 членов бандитского формирования с межрегиональными связями было направлено в суд.
Как оказалось, заказчиком убийства стал бывший компаньон Василия Капацины – Сергей Горбенко, который со своим сыном Евгением стали и организаторами преступления, – координируя действия исполнителей, руководили всем «процессом»…
В 1998 году была создана компания, которая занимается пассажирскими и грузовыми морскими перевозками ООО «Компания «Пасифик Меритайм». Учредителями компании выступили Андрей Черепанов – генеральный директор, Василий Капацина – финансовый директор и Сергей Горбенко – заместитель директора. Каждому принадлежала треть доли уставного фонда этого предприятия.
После пятилетней деятельности компании у Капацины и Черепанова возникли разногласия с Горбенко. Последнего обвинили в ненадлежащем исполнении своих служебных обязанностей. К нему имелись ряд претензий, и продолжение их совместного бизнеса стало невозможным. Сергею Горбенко предложили выйти из состава соучредителей, предоставив ему право выбора способа выхода из компании.
По началу «неугодный» компаньон не желал покидать состав учредителей компании, предлагая либо уменьшить его долю в уставном фонде, либо оформить ее на своего сына Евгения. Однако директора настояли на своем.
Позже, согласно достигнутой договоренности, Горбенко выплатили стоимость его доли в компании «Пасифик Меритайм» по рыночным ценам и в сентябре 2003 года он добровольно выходит из состава учредителей, подтвердив отсутствие финансовых и иных претензий нотариально заверенным заявлением.
Спустя два месяца генеральный директор «Пасифик Меритайм» узнает, что Горбенко стал обращается к их конкурентам по бизнесу и распространять негативную информацию о деятельности компании, а вскоре и открыто выдвинул своим бывшим компаньонам дополнительные материальные и имущественные претензии. Горбенко считал, что компаньоны его обманули, и потребовал передачи ему части имущества компании «Пасифик Меритайм», - плавкран, буксир и часть компании, на сумму более 2 млн. долларов США. Обвинив при этом Василия Капацину в понуждении к выходу из состава учредителей и лишения его семьи средств к существованию.
На требования Горбенко, которые сопровождались угрозами и заявлением, что в случае неисполнения условий, он либо его сын уничтожат и компанию и ее собственников, возмущенные Черепанов и Капацина ответили отказом.
Тогда Горбенко предположил, что отказ его имущественных претензий произошел по инициативе Капацины и его влияния на Черепанова. Поэтому, только физически устранив Капацину, он сможет достичь своей цели.
В свои намерения Горбенко посвящает родного сына. Евгений Горбенко также считал, что Капацина лишил его семью и его лично средств к существованию, так как вынудил отца выйти из состава соучредителей компании «Пасифик Меритайм» и отказал ему в предъявленных материальных претензиях.
«Семейный» совет заочно приговорил Василия Капацину к смерти, – отец и сын решают заказать убийство начальника Никморпорта наемному убийце, обеспечив при этом себе алиби на момент совершения преступления, дабы отвести от себя все подозрения.
В начале 2004 года злоумышленники предлагают своему знакомому Николаю Викнянскому за 20 тысяч долларов США «помочь» в осуществлении их плана – самому «убрать» Капацину либо найти исполнителей преступления.
На протяжении года Викнянский подыскивал человека для выполнения этой «работы». Он даже обратился к соседу своей приятельницы, ранее судимому за умышленное убийство. Посредник предложил мужчине выступить в роли киллера за вознаграждение в размере $10000. Кроме этого, обещал обеспечить его любым видом оружия и транспортом. Однако бывший «зека» не согласился.
Весной 2005 года, полученные 20 «штук» Викнянскому пришлось возвратить заказчикам, которые временно отстранили незадачливого организатора от «дела».
В мае 2005 года «одержимая» семейка привлекла к совершению заказного убийства знакомых Евгения Горбенко – Сергея Слижевского и Вячеслава Плужника, которые находились от первого в материальной зависимости.
Слижевскому, который ранее проходил службу в ВС Украины по контракту в миротворческом контингенте Либерии, предложили выполнить этот «заказ» за $5000. При этом Е.Горбенко был не против, если он привлечет помощника, готового «работать» за такой же «гонорар». Этим «помощником», по предложению Слижевского, стал его сослуживец – Олег Щербина, отличник боевой подготовки, житель Горловки Донецкой области. Прибыв в Николаев, тот проживал в квартире дома на улице Колодезной, которую для него снимали заказчики преступления.
Дальше, отец и сын Горбенко разработали план действий преступления.
Принимая во внимание, что начальник Николаевского морпорта Василий Капацина постоянно передвигается на служебном или личном автотранспорте и редко бывает один в общественных местах, они распределили роль каждого исполнителя.
Плужник должен был отследить маршрут автомобиля, на котором передвигался Капацина и по мобильному телефону сообщить об этом Щербине и Слижевскому. Затем Щербина, которому передали фотографию Капацины и показали его служебный автомобиль «Lexus», находясь возле административного здания морского порта, осуществить убийство из огнестрельного оружия. После чего прибыть в район моста полуострова Аляуды, где его ожидал Слижевский на лодке с мотором. Вдвоем, передвигаясь по реке Ингул, они должны были прийти в район села Коларово Жовтневого района, где на спрятанных в камышах велосипедах скрыться.
В июле организаторы начали серьезную подготовку заказного убийства.
Сергей Горбенко передал сыну имевшийся у него пистолет «ТТ» калибра 7,62 мм с 9 патронами и 700 долларов США для приобретения еще одного «ствола». Деньги и огнестрельное оружие Горбенко младший передал Слижевскому. Тот с Щербиной отправились в Донецк, где у местных «бандитов» за 300 «баксов» купили югославский пистолет «Червена застава» калибра 7,65 мм и 11 патронов к нему. В Одессе, на местных рынках Е.Горбенко с Щербиной и Слижевским приобрели надувную резиновую лодку, двигатель к ней и мотороллер.
Однако план убийства Капацины возле административного здания порта не удается. В последующие два месяца, по задуманному «сценарию», было предпринято более десяти попыток совершить преступление, но каждый раз это не получалось. У здания порта было либо много людей, либо Капацина не приезжал или останавливался в другом месте.
Сергей и Евгений Горбенко не отступили от своей цели и стали разрабатывать новый план покушения. Они решают «мобилизовать» Викнянского, который бы контролировал подготовку совершения убийства.
В конце сентября Щербину отвезли на дачу Викнянского в поселке Малая Корениха, где тот проживал некоторое время. В этот период Е.Горбенко показал ему дом бывшего компаньона своего отца в Варваровке. После этого сам Щербина несколько раз, утром и вечером подъезжал к этому дому и фиксировал время отъезда и приезда начальника Никморпорта. О своих «наблюдениях» он информировал Евгения.
Далее исполнители были «слегка» ошарашены. Горбенко сын сообщил, что убийство нужно совершить с использованием гранатомета(!) возле дома Капацины. При этом Евгений добавил, что с целью обеспечения себе алиби, он уедет в Москву.
Согласно разработанному Горбенками новому плану, Щербина должен был совершить убийство из имеющегося у Сергея Горбенко ручного гранатомета РПГ-18 «Муха», произведя из него выстрел по автомобилю с Капациной, когда тот подъедет к дому.
Слижевскому отводилась роль на лодке ожидать Щербину у берега реки Южный Буг в районе СВТ «Родники». Викнянский – с автомобилем находится на противоположном берегу вблизи поселка Матвеевка для дальнейшего «отхода», а Плужнику необходимо было в городе на пересечении улиц Никольской и Большой Морской отследить движение автомобиля Капацины по направлению к своему дому и сообщить подельникам по мобильному телефону.
Приобретенный у неизвестных «торговцев оружием» противотанковый гранатомет Сергей Горбенко привез к АЗС на улице Легпромовской, и спрятал возле туалета, откуда его забрал Слижевский и потом передал Щербине.
В октябре, в назначенный день около 19 часов, Олег Щербина с гранатометом «Муха», на мотороллере прибыл в район домовладения Капацины на улице Бугской, и занял в палисаднике удобную для стрельбы позицию. В это время другие исполнители находились на своих местах. Слижевский на лодке – в «Родниках», Викнянский на автомобиле – под Матвеевкой. В это время Плужник уведомил бывших миротворцев о выехавшем на варваровский мост автомобиле «Lexus», в котором ехал домой Капацина.
Покушения в тот вечер не произошло. В последний момент у Щербины дрогнула рука, и он не нажал на спусковой крючок. Спрятав «Муху» в асбестовой трубе в лесопосадке, за территорией местной туристической базы, Олег явился к заказчикам и объяснил причину срыва «задания». Мол, гранатомет был неисправен. А когда бывший воин-контрактник эмоционально «настроился» и хотел повторить попытку подрыва – в тайнике гранатомета не оказалось.
Тогда произошел курьез. 20 октября, волей случая, гранатомет нашли местные бомжи. Металлический предмет в виде трубы, завернутый в мешок они решили сдать на металлолом. Хозяин местной «точки» приема металлолома, дядя «Виталя» пришел в ужас – такой лом ему принесли впервые. Он объяснил, что представляет собой этот металлический предмет зеленого цвета, и посоветовал отнести опасную находку в милицию. Перепуганные бомжи спустились к реке и выбросили гранатомет в овраг. Уже потом его нашли строители и сообщили в милицию.
И все же одержимые заказчики убийства таки решили довести до завершения свой преступный замысел. По вновь измененному плану совершения преступления, убийство следовало опять совершить Щербине. Он должен был расстрелять начальника морпорта из автомата «Калашникова» возле его домовладения.
Сергей Горбенко передал Викнянскому автомат АКС-74У калибра 5,45 мм, который приобрел ранее и два магазина к нему с 60 патронами, а также 38 патронов россыпью. Оружие с боеприпасами передали Щербине.
В ходе подготовки к совершению преступления «опытный воин» проверил «калаш» на пригодность к стрельбе. На территории песчаного карьера за селом Коларово он произвел несколько выстрелов из автомата.
5 ноября около 19 часов Щербина и Слижевский на мотороллере подъехали к дому Капацины. У Щербины был «Калашников» у второго – «Червена застава». Щербина зашел в парковую зону и стал ожидать «жертву». Слижевский остался на мотороллере возле школы, расположенной в нескольких кварталах от домовладения Капацины. Плужник вновь был возле моста.
В тот вечер в начальника Николаевского морского торгового порта Василия Капацину стрелял Олег Щербина. Скрывшись с места преступления, он сообщил Слижевскому, что стрелял прицельно и убил его. Затем они поехали в Большую Корениху, где сбросили в реку мотороллер, и спрятали под камнем иностранный пистолет. Ночью Слижевский в городском парке Победы в кустарнике спрятал пистолет «ТТ», магазин с 30 патронами калибра 5,45 мм к АК и столько же россыпью, которые хранил у себя дома. После этого с переговорного пункта позвонил в Москву и сообщил Горбенко младшему о выполненном «заказе».
На следующий день Щербина уехал домой в Горловку. Еще через несколько дней Е.Горбенко вернулся из России и при встрече со Слижевским выразил недовольство «плохо» выполненной работы, при этом передал ему 5 тыс. долларов на двоих с Щербиной. В Херсоне последний получил $2500 в качестве вознаграждения за содеянное...
Спустя полтора года суд признал обвиняемых виновными в части покушения на преднамеренное убийство, незаконном обращении с оружием и боеприпасами, и вынес свой вердикт.
Сергея Горбенко приговорили к 11 годам лишения свободы. Евгений Горбенко осужден на 10 лет, Олег Щербина – к 9 годам, Сергей Слижевский – 8 годам, Николай Викнянсий – 6 годам, Вячеслав Плужник – 5 годам. Кроме этого, суд взыскал с подсудимых в солидарном порядке в пользу потерпевшего Василия Капацины в счет возмещения материального ущерба более 36 тыс. гривен, а с Сергея и Евгения Горбенко обязал взыскать в счет возмещения морального вреда потерпевшему по 50 тыс. гривен с каждого. |