Если очень
кратко охарактеризовать суть членства в ВТО, то оно сводится к законодательно
разрешенному свободному допуску товаров и услуг, производимых в стране, на
рынки других стран и наоборот, к допуску на собственный рынок товаров и услуг
других стран. Естественно, такое обязательство не может не сопровождаться рядом
взаимных договоренностей, которые должны быть обеспечены законодательно и
организационно. Товары должны быть определенного качества и сертифицированы,
авторские права и товарные знаки – защищены, ликвидированы необоснованные и
несогласованные таможенные и другие торговые ограничения. Словом, в
экономическом пространстве страны-участника должны существовать условия для
добросовест-ной конкуренции товаров, капиталов, людей и идей.
Технически
вступление страны в ВТО оформляется
подписанием протоколов с другими ее членами по урегулированию взаимных
претензий. Претензий к Украине было достаточно. Все помнят, как мы пытались
конкурировать (и продолжаем это делать) по своим «правилам», которые мировому
сообществу кажутся дикими: торгуем «пиратской» и «самопальной» продукцией, на
каждом шагу – контрабандой, сплошь и рядом – по административно формируемым или
демпинговым ценам, при необоснованной господдержке некоторых предприятий,
которым самое время «умереть» еще вчера, и при отсутствии такой поддержки там,
где это могло обеспечить Украине процветание.
Ясное дело,
само по себе членство в ВТО – ни хорошо, ни плохо. Это лишь согласие на
соблюдение «правил игры». Для разных членов ВТО, например, Киргизии и Франции,
польза от членства различна. Образно говоря, чтобы открыть экономические
границы безбоязненно и с выгодой для себя, нужно быть сильными и умными. Нам
этого катастрофически не хватает. Но и стать таковыми без «открытия» экономики,
при рыночной системе хозяйствования, не удастся никогда. В общем, для нас
наступает «момент истины»: к кому мы ближе, к Франции или к Киргизии…
15 лет
потратила Украина, согласовывая свои условия вступления в ВТО и, наконец, в
конце января 2008 года подписание протокола по Украине состоялось. Ратификация
этого документа Верховной Радой должна произойти не позднее 4 июля. Нет сомнения, что
она (ратификация) состоится, ибо вступление в ВТО – несомненный успех
украинской политики, позволивший даже опередить Россию, также стремящуюся в эту
международную организацию, и сулящий выгоду, по разным причинам, представителям
большинства экономических группировок, формирующих современный украинский
политикум.
Наши
«керманичі» получают инструмент для развития экономики страны и улучшения жизни
людей. Но инструмент лишь тогда полезен, когда оказывается в умелых руках. С
этим же у нас, как всегда, «напряженка».
С вступлением
в ВТО можно прогнозировать увеличение иностранных инвестиций, уменьшения
тарифных и нетарифных ограничений доступа украинских товаров на важнейшие
рынки, радикальное решение проблемы антидопинговых санкций против нашего
традиционного экспорта (металлы, руды, зерно и технические культуры, продукция
«большой» химии), повышение в будущем конкурентоспособности и демонополизация
нашей экономики.
С другой
стороны, возникают и новые угрозы. Несомненно, развитые страны будут
использовать емкий внутренний рынок Украины для сбыта своей продукции, что
приведет к снижению производства в ряде отраслей (легкая и пищевая
промышленность, машиностроение), вытеснению отечественных производителей услуг,
особенно в транспортных перевозках. Значит, возрастет безработица, сократятся
поступления в бюджеты. Украина может превратиться в страну с узкой
специализацией, т. е. с экономикой колониального типа. (ННГ писала об этом в
материале «Украинский прорыв?» в №4 от 23 января 2008 года).
Разные регионы
Украины по-разному ощутят вступление в
ВТО, поскольку они отличаются по экономическому развитию, структуре
производства и внешней торговли, по численности населения. Последствия будут
зависеть от баланса конкурентоспособных и неконкурентоспособных производств и
от такого «нематериального актива», как квалификация местного государственного
и муниципального менеджмента и руководства предприятий и организаций всех форм
собственности.
Что же даст
вступление в ВТО простым николаевцам? Этой теме было посвящено заседание
пресс-клуба реформ, состоявшееся в конференц-зале газеты «Рідне Прибужжя».
В нем
участвовали начальник управления внешнеэкономической деятельности
облгосадминистрации В.Дубов, президент региональной торгово-промышленной палаты
С.Власенко, начальник облуправления по делам защиты прав потребителей
В.Дашевский, представители Николаевского регионального центра стандартизации, метрологии
и сертификации В.Лащенко, Ю.Шевцов, Н.Ануфриева, главный государственный
инспектор по вопросам интеллектуальной собственности по Николаевской и
Херсонской областям Министерства образования и науки В.Шамраев, директор
Агентства перспективных финансовых технологий В.Евсеев, председатель Ассоциации
фермеров Николаевской области С.Коган и другие специалисты и эксперты. И,
естественно, многочисленные журналисты.
Так что же
принесет ВТО простым николаевцам?
В.Дубов
сообщил, что в нашей области зарегистрировано 251 предприятие-участник
внешнеэкономической деятельности. Область занимает седьмое место в Украине по
внешнеторговому обороту (впереди Харьковской и Львовской областей!). Поэтому
нам следует ожидать улучшения экономических показателей. А значит, роста
доходов бюджетов и зарплат работающих. Да и открытие внутреннего рынка приведет
к снижению цен на потребительские товары, особенно на продовольствие. Проблемы,
по мнению В.Дубова, - чисто технические. Продукцию наших экспортеров необходимо
сертифицировать в соответствии с международными стандартами качества ISO,
получить сертификаты происхождения товаров, обеспечить штрих-кодирование
продукции. Все это нетрудно для предприятий-гигантов, но составит проблему для
малого и среднего бизнеса.
Общим «узким местом»
является дефицит менеджеров внешнеэкономической деятельности – финансистов,
юристов, маркетологов.
С.Власенко не
столь оптимистичен. Членство в ВТО позволяет торговать по четким правилам, и
это хорошо, но не факт, что наши предприятия ряда отраслей, при их часто
недостаточной конкурентоспособности и технологической оснащенности, устоят
после открытия внутреннего рынка. В первую очередь это касается легкой
промышленности, когда к нам хлынет поток китайских и других азиатских товаров,
ничем не сдерживаемый. Тяжелые времена ждут и машиностроение, в былые времена
составлявшее гордость николаевцев.
Цены на продукты и товары, возможно, снизятся,
но весьма вероятен рост безработицы и деградация целых отраслей. Так что
потребителям радоваться рано.
С.Власенко
предложил создать аналитический центр, который отслеживал бы влияние вступления
в ВТО на экономику Николаевской области. Пока же на сайте Минэкономики
(www.me.gov.ua) прогноз для Николаевской
области в целом негативный.
В.Дашевский
внес свою долю озабоченности. Потребителям нужны не просто дешевые товары, но и
нормального качества. Особенно это касается пищевых продуктов и алкоголя.
Украинские алкогольные напитки изготавливаются из высококачественных спиртов,
чего не скажешь о дешевых водках из некоторых соседних стран. Да и оснащение
наших контролирующих органов – не на уровне задач ВТО.
В.Евсеев
«успокоил» участников круглого стола: цены на внутреннем рынке вряд ли
снизятся. Ведь потребительские товары и так попадают к нам, в основном,
контрабандным путем, и снижение таможенных тарифов нанесет лишь ощутимый урон благосостоянию таможенников…
Зато открытие финансовых рынков для иностранных финансовых учреждений будет,
несомненно полезно, поскольку гарантирует большую надежность, обязательность и
эффективность банковских, страховых, пенсионных и инвестиционных учреждений.
Хоть здесь
польза очевидна! Зато возникает щекотливая проблема ограничения нашей
самостоятельности в финансовой области. Да и не только в финансовой. Ведь для
многих наших предприятий единственным выходом станет поглощение их мощными
международными корпорациями. И тогда техническая, да и всякая иная политика
будет определяться за пределами Украины. А что хорошо для Форда (или
Дерипаски), не всегда хорошо для Украины…
С интересом
ожидалось выступление С.Когана, ведь сельскохозяйственное производство – одна
из проблемных зон при вступлении в ВТО.
С одной
стороны, внутренний рынок будет наводнен дешевым сахаром, маргарином, маслом,
молочными продуктами, картофелем и овощами, и их украинские производителе
останутся не у дел. И попробуйте объяснить винницкому крестьянину или
николаевскому и херсонскому овощеводу, которые останется без работы, что ВТО –
это хорошо. С другой – возрастет вывоз за рубеж важного для отечественных
предприятий сырья (подсолнечник, рапс, продовольственное и кормовое зерно).
С.Коган
справедливо подчеркнул, что для нашего фермера аббревиатура «ВТО» звучит так же
таинственно и непонятно, как ОБСЕ, УЕФА и т.п., и необходимо разъяснять
труженикам села новые «правила игры», обучать их новым приемам и методам
работы, Но тут же сам удивил, принявшись рассказывать о большой экономической
помощи, полученной польскими фермерами при вступлении… в ЕС.
Какая же
путаница царит в головах простых украинцев, и насколько схематичны (да и политизированы)
их суждения о перспективах развития страны, если для них ВТО, ЕС, НАТО – все
едино (хотя это три большие разницы), а взвешенные, прагматические оценки
подменяются в мифологизированном сознании то восторженным, на грани истерики,
«одобрямсом», то апокалиптическими «страшилками» с переходом к акциям протеста.
Тем более
важна и ответственна роль лидеров общественного мнения и неангажированной
прессы, обязанных непредвзято и честно разъяснять людям различные аспекты той
политики, которую наша элита стремится осуществлять, не очень-то представляя
себе возможные последствия и не очень-то советуясь с теми, кто представляет…
Так что
спасибо пресс-клубу реформ, создавшему удобную площадку для обмена мнениями.
Надеюсь, и читателям ННГ будет небезынтересна эта статья.
Юрий
Ицковский
|