Немало воды утекло с тех пор. Одним из ударов судьбы для исповедующих ислам турок-месхетинцев стала депортация в 1944 году из Грузии в Среднюю Азию. На этом их злоключения не закончились. В конце 80-х гг. произошли печально известные погромы в Ферганской долине Узбекистана, от которых тысячам турок-месхетинцев пришлось спасаться, бросив нажитое имущество. Небольшая их часть нашла свою новую родину на земле Баштанщины. Здесь они обрели мир и покой. Но, к сожалению, иногда имеют место и определенные недоразумения. Не далее как в июле прошлого года мы писали о деятельности в общинах баштанских турок-месхетинцев миссионеров турецкой религиозной организации «Сулейманджи» (статья «Угрожает ли Николаевщине исламский экстремизм?»). Тогда одним из результатов публикации стало признание лидерами общины того, что распространяемое иностранцами исламское учение носит именно такое название – «Сулейманджи», а не ранее декларировавшаяся ими «вера наших отцов». Справка: «Сулейманджи» - название турецкой религиозной организации, а также распространяемой ею идеологии, содержанием деятельности которой является организация учебных заведений с целью формирования у последователей панисламистского, пантюркистского мировоззрения, провозглашающая объединение вокруг Турции всех тюркских народов и создание сверхдержавы – Великого Турана. (http://www.zlev.ru/34_18.htm). Хорошо, конечно, что белое стали называть белым, а черное – черным. Но это оказалось слабым утешением, потому как сбылись высказанные нами опасения. А напоминания о необходимости государственного контроля за деятельностью религиозной общины, активно патронируемой иностранцами, оказались вполне обоснованными. Так в чем же дело? А вот в чем. 21 апреля в Николаеве комиссия из числа сотрудников властных структур провела проверку деятельности медресе (религиозной школы), созданной на средства и при участии представителей «Сулейманджи». Выяснилось, что в заведении, функционирующем в режиме школы-интерната, проживает 16 несовершеннолетних подростков турко-месхетинской национальности. С утра дети посещали одну из местных общеобразовательных школ, а в обед возвращались в медресе. Здесь было организовано их круглосуточное проживание, питание, религиозное обучение. Все бы ничего, но как говорится, есть вопросы. Во-первых, оказалось, что эта религиозная община, а равно и функционирующая при ней школа, согласно своим уставным документам вообще не имеет право действовать в областном центре. Во-вторых, одним из учителей здесь работал гражданин Турции, который, обращаясь за визой, заявлял о намерении прибыть в Киев по приглашению совершенно иной организации. Свое желание на длительный срок сменить место жительства с Киева на Николаев иностранец не счел нужным согласовывать ни с милицией, ни с Госкомитетом по делам национальностей и религий, чем грубо нарушил украинское законодательство. И вот еще одно пикантное обстоятельство. Оказалось, религиозная школа не поставила в известность о своем существовании санитарно-эпидемиологическую службу. Соответственно, находясь в «санитарном подполье», никакому контролю со стороны СЭС школа не подвергалась. Слава богу, что все обошлось. Но где гарантия, что детей здесь не накормят каким-нибудь сомнительного качества «бешбармаком», с последующими кишечными расстройствами и отравлениями? Словом, родители, которые отдавали своих детей в медресе, слепо полагались лишь на добрую волю здешнего повара и воспитателей. Неудивительно, что работа религиозной школы была приостановлена до устранения недостатков. Ответственные лица уже привлечены к административной ответственности, а иностранный гражданин, наплевательски относящийся к нашему законодательству, выдворен с территории Украины. Лучом надежды является то, что лидеры турко-месхетинской общины признают допущенные нарушения. Вероятно, они понимают, что в условиях современного общества, вплотную столкнувшегося с проблемой агрессивной ксенофобии, единственно возможным фундаментом взаимопонимания между разными национальностями является соблюдение принципов толерантности, доверия и законности. Ведь и в самом деле, только прозрачность в отношениях с общественностью и неукоснительное соблюдение законодательства способно гарантировать дружбу и доверие между украинским и турецким народами.
Иван Черников
|