Предлагаем Вашему вниманию статью нашего известного земляка В.Лисицкого, которая касается проблем, стоящих перед украинским судостроением и промышленностью. Автор предлагает свой геополитический путь решения вопросов отрасли. Спорные тезисы этого материала нашли отклик у николаевского эксперта судостроения, Ю.Ицковского, который сейчас является редактором "Новой николаевской газеты".
Предисловие"Новой николаевской газеты".
Сегодня «Новая николаевская газета» помещает переданную нам для публикации статью Виктора Ивановича Лисицкого, нашего земляка, видного государственного и общественного деятеля Украины, в прошлом – депутата Верховного Совета СССР, в 1999-2001 годах - Правительственного секретаря Кабмина Украины, а ныне – Первого вице-президента Ассоциации судостроителей Украины («Укрсудпром»).
Его авторитетное мнение о проводимой «керманычами» государственной экономической и промышленной политике весьма интересно. И не только откровенностью высказываний профессионального экономиста, много лет проработавшего заместителем директора крупнейшего предприятия – Черноморского судостроительного завода. Его призыв: «Лицом к России!» отражает происходящую в здравомыслящей части «оранжевого» сектора украинского политикума переоценку ценностей и признание очевидного для специалистов, не скованных доктринерскими, догматическими подходами, краха настойчиво внедрявшихся (и все еще продолжающих внедряться) в общественное сознание мифов. Оказалось, что эти мифы способны поставить на грань развала и это самое общественное сознание, и даже еще более важное для обыкновенного человека общественное бытие.
Миф первый: «рынок все отрегулирует». В управленческой практике благополучных стран, тяжелым трудом поколений создавших эту самую рыночную экономику современного типа, подобные суждения могут присутствовать лишь в виде теоретических изысканий определенных научных школ, но не как руководство для масштабных экспериментов над собственными народами. Наши же руководители, по лени и необразованности, а может просто по человеческой неспособности продуктивно мыслить и ответственно действовать, пустили развитие страны на самотек и понадеялись на регулирующую роль рынка, которого у нас не было, да и сейчас нет. Как результат – потеря важнейших для существования государства и общества отраслей промышленности и науки, которые не ориентированы на получение бизнесом немедленной высокой прибыли. И не бизнеса это вина: он-то действует, как и требует того его природа.
Миф второй: «Европа нам поможет». Те, кто настойчиво рассказывает о любви к нам старушки Европы, не дают себе труда спросить: а за что европейские страны и народы должны нас любить? И не только любить, но и кормить, и снабжать, и защищать? Строить нам дороги, давать деньги в виде кредитов, инвестиций, безвозмездной и благотворительной помощи? Да, европейские страны хотят иметь на своей восточной границе надежного и лояльного соседа. Да, хотят развернуть свой бизнес на емком украинском рынке. Но принять нас в «европейскую семью»? Тем более сейчас, после газовых скандалов и демонстративной поддержки неадекватного грузинского лидера, рискуя из-за нас и наших нереализованных психологических комплексов ухудшить отношения со значительно более важной для них Россией? У Европы – масса своих проблем, проявившихся особенно в последнее время, и им нет резона брать на свои плечи лечение «больного человека Европы», каковым предстает сегодня Украина в глазах европейского сообщества.
Может, инцидент в аэропорту Франкфурта с министром Ю.Луценко вразумит творцов мифа №2?
Миф третий. «Россия нам поможет». Этот миф основан на ностальгических воспоминаниях о нашем совместном прошлом, в котором, по обыкновению, люди хотят видеть только хорошее. Надеются, например, на дешевые энергоносители, на открытие для нашего продовольствия традиционных российских рынков.
Но ведь это факт, что именно «гайдаровцы», представлявшие в российской элите сырьевой бизнес и финансовые круги, своими руками отправили Украину в самостоятельное плавание, руководствуясь принципом: «Боливар не вынесет двоих». Правда, сейчас в руководстве России - совсем другие люди, но национальные интересы своей страны они представляют четко, и, поворачиваясь к ним лицом, трудно рассчитывать на такую же ответную реакцию, например, на размещение их заказов на наших предприятиях, особенно в отраслях двойного назначения. У них уже работает судостроительная (и не только судостроительная) госкорпорация, и большинство определяющих национальную безопасность производственных циклов замыкается внутри России. Они без нас определенно, рано или поздно, с большими или меньшими потерями, обойдутся. Нам же останется лишь гордиться прошлыми достижениями. Пока живо поколение, которое о них помнит.
Не надо иллюзий. Даже демонстративно и публично отказавшись от наших притязаний на участие в западном блоке, вряд ли мы сразу и окончательно вернем доверие наших традиционных партнеров. Слишком много мы (Украина) нагадили на северо-восточном направлении. Факты общеизвестны.
Такая вот «многовекторность», основанная на поговорке «Дурень думкой багатіє». В общем, дорогие друзья, остается лишь расстаться с манерой поведения гоголевского героя, сидевшего возле макитры с варениками и ожидавшего, чтобы желанный продукт прыгнул сначала в сметану, а затем и в раскрытый рот. Друзья и партнеры есть лишь у тех, кто ведет себя достойным образом. А для начала необходимо адекватно оценить положение, в которое попали по вине «керманычей» (а значит, по своей собственной: ведь это мы их избирали, не так ли?), и шаг за шагом выбираться из трясины, в которую завели нас украинские Сусанины.
Украина отстала навсегда?
Несмотря на все достижения уже почти 18 лет независимости, Украина в
экономике безнадёжно отстаёт от бывших собратьев по соцлагерю.
Обретя независимость, Украина тут же покатилась в экономическую и социальную бездну. К 1999 году общий объём ВВП упал в 2,5 раза, а и без того скромные доходы граждан сократились втрое. Более 80% украинцев стали нищими – их доходы были ниже прожиточного минимума. Детей родилось в этом году - низшей точке падения - на 280 тыс. меньше. Закрылись тысячи предприятий, распались трудовые коллективы - творцы высокотехнологичной Украины, превращавшейся в технологического аутсайдера. Особенно горько то, что развалились колоссальные научно-производственные комплексы (кластеры), представлявшие общие для республик СССР международные конкурентные преимуществами. Подъём наметился лишь в 2000 году. При премьерстве Виктора Ющенко отменили бартер и льготы «блатным» фирмам, то есть наиболее очевидную коррупцию в дележе
доходов нации. Ушли от дефолта, и начался экономический подъем. Начался устойчивый рост благосостояния украинцев - после долгих 17 лет их реальный доход в 2008 году
наконец-то приблизился к весьма скромному уровню 1991 года. Да, бедных в 2008
году было постыдно много - 13 млн., но это уже 30% от численности
населения, а не 80%, как раньше. Украинцев рождается всё больше, хотя и не столько, сколько в 1990 году. Хуже с ВВП - по итогам 2008 года он составил не более 80% от уровня последнего года пребывания Украины в СССР.
После Оранжевой революции (отдадим должное) деньги хлынули в Украину. После Майдана и до старта кризиса, до октября 2008 года, за примерно 14 кварталов,
заграница одолжила нашему бизнесу в 3,5 раза больше, чем за все предыдущие годы
независимости - за примерно 14 лет. Это конвертированное в доллары доверие
зарубежного бизнеса к нашей стране мощно поднимало благосостояние украинцев. К сожалению, действия Президента Украины в предкризисные месяцы повернуло все вспять, и мы сегодня опять беднеем!
Сравнение Украины с Польшей показывает: наши успехи уж очень скромны! Поляки, имея куда более скудные природные ресурсы, производят ВВП на душу населения в 2,4 раза больше, чем мы. А чем больше ВВП, тем выше уровень жизни. На старте реформ эти показатели у нас были близкими: $5,8 тыс. в Польше и $5,1 тыс. в Украине. Энергичные реформы в Польше ускорили его рост до $16,3 тыс. в 2007 году. У нас же невнятные преобразования типа «между здесь и среди там» опустили его к 1998 году в 1,7 раза - до $2,9 тыс. Рост возобновился лишь в 2000 году - на девятом году
независимости и реформ по-украински!
В 2008 году мы выработали ВВП на душу населения столько же, сколько поляки в
1996-м. Украина начала реформы на 15 месяцев позже Польши, а в итоге отстала на 12 лет. Нарастающее отставание от Польши подтверждает и анализ взаимной торговли. В 2001 году мы продали товаров в Польшу на $46 млн. больше, чем купили. Увы, сегодня всё наоборот. В 2007 году счёт минус $1,3 млрд. в пользу поляков. Причём 2008 год в торговле с Польшей мы закончили с ещё большим дефицитом - в $1,9 млрд. Вспоминается украинская шутка - на базаре муж говорит жене: «Закінчуй, дружино, торгувати, бо немає чим здачу давати».
Экономическому отрыву Польши от Украины, как и других постсоциалистических
стран Центральной Европы, есть объяснение - он обеспечен мощным притоком прямых иностранных инвестиций. Поляк и литовец по итогам 2007 года освоил этих закордонных вложений в 5 раз больше украинца. А горячий эстонский парень вообще нас удивил - он оказался в 15 раз проворнее украинца в деле превращения прямых иностранных инвестиций в здания, сооружения, станки, оборудование, наконец, в новые рабочие места.
Абсолютно понятно, что эстонец построил эти заводы не в одночасье. Иностранные богачи имели возможность в течение длительного времени убедиться: их вложения в экономику наших западных соседей оправдывают ожидания. В Польшу, Литву, Эстонию они как бы поверили, и эти страны ушли далеко вперёд в росте благосостояния граждан.
Ну а нам, украинцам, заграница вряд ли поможет. Прямые иностранные инвестиции на одного украинца в разы меньше и, как результат, такие же соотношения
по ВВП вызывают тревожное недоумение. Из крупных иностранных инвестиций
вспоминается лишь покупка «Криворожстали». Но, во-первых, сумма эта явно ничтожна для украинских масштабов - нам нужно дополнительно 100-150 млрд. дол. вложений (а не четыре с половиной, полученных за «Криворожсталь»), дабы мы хотя бы приблизились к Польше. А, во-вторых, за эти деньги были куплены уже давным-давно созданные во времена Советского Союза мощности. Крупных инвестиций в создание новых современных мощностей практически нет. А уж об инвестициях в развитие наших международных конкурентных преимуществ говорить вообще не стоит – логичные иностранцы не торопятся создавать себе новых конкурентов. Неужели ЕС, вкладывающий громадные
средства в свой аграрный комплекс, будет развивать еще и наш АПК? Для того, чтобы развалить свои рынки продовольствия и пустить по миру своих же фермеров?
Напрашивается предположение: возможно, не желая создавать себе трудности в борьбе с международными конкурентными преимуществами Украины, многочисленные закордонные эксперты не устают говорить об исключительно плохих условиях ведения бизнеса в Украине? О плохом инвестиционном климате?
Но хуже всего, что мы позорно и, возможно, навсегда отстали от наших сотоварищей по бывшему Союзу. Даже сравнение с Белоруссией далеко не в нашу пользу. И природных ресурсов особенных нет, и «Бацька» - не демократ, и народ уж такой
«промосковский», и в Европу не стремится, а душевой ВВП сябров - в 1,5 раза выше,
чем у нас. Россия работает примерно в 2 раза лучше - именно во столько раз ее ВВП на душу населения выше украинского параметра.
Может, настало время задуматься, кому мы доверяли власть? И кому доверим её
завтра? Ну и, все-таки, что же делать?
Что же все-таки делать? От Советского Союза оставили нам достался ряд единых и неразделимо общих для постсоветских стран международных конкурентных преимуществ. Растаскивание их по национальным «хатынкам» приводит к утрате этих преимуществ как таковых. Говорю о давным-давно признанных в мире, высокоэффективных, крупных и современных научно-
производственных комплексах (кластерах): самолётостроение, ракетно-космическая
индустрия, морская индустрия, нефтегазовый комплекс, АПК и других. В принципе, их
совсем немного.
Скажу о наиболее знакомом. Морская индустрия - важное международное конкурентное преимущество многих стран, имеющих возможности для развития этого кластера. Ещё бы! За время эксплуатации судна собственник получает чистую прибыль в 2-3 раза выше затрат на его создание. Темпы роста морских перевозок и вылова рыбы существенно выше темпов роста мирового ВВП. А глобализация мировой экономики и рост, увы, количества голодных обеспечат это соотношение и в долгосрочной перспективе. Морская индустрия - это «Клондайк» и Украины, и России! Как и черноземы!
Еще со времен Петра Первого наша морская индустрия развивалась как целостное международное конкурентное преимущество и царской России, и СССР. Наши флоты, и гражданский, и военный, будучи органично включёнными и в мировую экономику, и в военное противостояние, успешно конкурировали с флотами высокоразвитых стран. Хотя этого не скажешь о многих других научно-производственных комплексах (кластерах) – сельскохозяйственном машиностроении, легковом автомобилестроении, станкостроении, которые были слегка «заметны» лишь в странах третьего мира.
Мозжечок морской индустрии Союза был в Питере. Как известно, мозжечок - отдел головного мозга позвоночных животных и человека, участвующий в координации движений и сохранении позы, тонуса и равновесия тела; функционально связан также с
регуляцией вегетативной, сенсорной, адаптационно-трофической и условнорефлекторной деятельности организма.
В Питере с начала 18-го века находились все ведущие институты кластера, которые и создавали стратегию развития флотов. В Украине мы имели десятки
конкурентоспособных конструкторских бюро, судостроительных заводов, портов,
перевозили десятки миллионов тонн грузов, ежегодно вводили в строй флот из почти
сотни кораблей и судов, включая авианосцы, ракетные крейсера, крупнотоннажные
суда, траулеры, суда с динамическими принципами поддержания и т.д. Примерно 200
тыс. украинцев имели пристойную зарплату и высокий общественный статус.
Об общественном статусе – не пустой разговор. В1966 году, на втором году службы в Советской Армии, меня пригласили в особый отдел 86-й гвардейской Николаевской мотострелковой дивизии и предложили поступать в Высшую школу КГБ. Мой ответ ошарашил чекистов: «Я должен вернуться на Черноморский судостроительный завод и строить авианосцы!» И я, как и многие мои сверстники, был искренен!
Но не мы создавали стратегию развития флотов – это прекрасно делал Питер!
Очень важно, что украинская часть кластера морской индустрии дополняла потенциал
российской части. Точнее: мы строили остро необходимые Родине корабли и суда, которые в России было строить либо невозможно, либо крайне невыгодно. То же самое можно сказать и по поводу перевозок грузов, и по вылову рыбы.
Сегодня наша часть кластера развалена. Все показатели упали в 8-10 раз. «Гуляет»
130-150 тыс. рабочих мест в основном на Юге Украины, который во все времена, и при
императорах даже, не баловал киевскую власть хотя бы минимальным почтением. Ежегодно мы утрачиваем по меньшей мере 100-120 млрд. грн. ВВП и 50-60 млрд. грн.
зарплаты. Это при нашей-то нищете! Отсутствие долгосрочной загрузки судостроения
и развития кластера в целом блокирует решение ключевой её проблемы - восстановления трудового потенциала. И морская индустрия Украины погибает...
Таки да лицом к России! А рядом Россия, мощная морская держава, с громадной и долговременной потребностью в обновлении устаревшего флота (более 1000 единиц) и не имеющая мощностей для строительства крупных транспортных и рыболовных судов. Эти мощности остались у нас, в Украине. Для России, с ее 38 тыс. км береговой линии и 102 тыс. км водных путей, мощный флот - это ещё и обеспечение территориальной целостности. Именно поэтому в России выделяются на обновление флотов колоссальные средства.
Нет сомнений, что младшенькая северная сестричка в состоянии полноценно
загрузить нашу морскую индустрию на десятки лет вперед. И эта устойчивая перспектива позволит системно решить ключевую задачу - восстановление трудовых коллективов. Почему же она не торопится спасать нашу еще недавно общую морскую индустрию? Только потому, что это кластер двойного использования: и чисто гражданского, и военного. И только недотепа может развивать кластер двойного применения, не имея полной уверенности, что он не буде использован для укрепления своего потенциального противника. Речь идет о НАТО. Российские вожди достаточно прозорливы...
Так может, ради спасения и кластера морской индустрии, и других наших международных конкурентных преимуществ стоит отказаться от вступления и в НАТО, и в Евросоюз? Ведь, в конце концов, благосостояние нации - превыше всего. Именно этому и должна быть подчинена внешнеполитическая ориентация.
В начале 1990-х гг. московские вожди понимали опасность грядущего развала наших
конкурентоспособных кластеров. Ведь у них еще был высококвалифицированный аппарат союзных спецов, понимавших, чем это грозит. Но допустили эту беду. Почему? Похоже, что Киев их просто обманул.
Вместо послесловия. Пример потерь Украины по морской индустрии - лишь один из многих. Думаю,
легко привести похожие данные и по самолётостроению, и по ракетно-космической индустрии, и по нефтегазовому комплексу, и по АПК, и по другим, «закрытым» в силу их особенной значимости для национальной безопасности, кластерах. Чертовски не хочется, чтобы по прошествии лет самыми высокими технологиями наши внуки считали технологии «макдональдсов»...
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии.
В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.