Во-первых, в период кризиса народ понимает, что он ничего не
понимает в экономике. Это хорошо – вместе с этим приходит и понимание, что
управлять государством может далеко не каждая блондинка.
Во-вторых, кризис для любой экономики – это закономерность и
необходимость, дальнейшее развитие без этого невозможно. Этот кризис заставит
государства ввести более жесткую фискальную политику, заставит инвесторов
сделать переоценку привлекательности инвестиций в ценные бумаги, и конечно,
выступит своего рода «санитаром леса» для бизнеса.
В-третьих, на любом кризисе можно заработать.
Но это все теория, намного интереснее украинская практика.
В то время, как большинство стран использовали период стабильного
роста мировой экономики для реализации значительных инвестиционных проектов,
внедрения инноваций, создания новых форм ведения бизнеса, в Украине все
происходило несколько иначе. То есть и у нас наблюдался явный прогресс, но уже
сегодня можно говорить о значительных упущенных возможностях, которыми мы не
смогли воспользоваться.
Причин для этого несколько – но главная – это
непрекращающийся политический кризис в котором страна живет с 2004 года.
Как следствие, постоянная чехарда министров и парламентов,
смена политических приоритетов, смена экономических политик.
Сегодня дискредитированы практически все ветви власти –
судебная, законодательная, исполнительная. Хоть какое-то подобие авторитета
сохраняют органы местной власти (мэры и местные советы) и Президент. Первые
благодаря образцово-показательной победе Черновецкого на выборах, второй –
благодаря регулярному роспуску Рады.
Наше правительство дошло до того, что стало назначать на
должности министров людей весьма и весьма далеких по своему образованию и
жизненному опыту от деятельности конкретных отраслей. А что касается целей,
которые ставились перед этими министрами – то они не имеют ничего общего с экономическим развитием страны. И вроде все замечательно – экономика по-прежнему
растет. Но это только на взгляд обывателя – на самом деле теряются возможности,
которые неизвестно когда получится наверстать.
Примеров таких упущенных возможностей можно привести
множество даже для Николаева:
- Судостроение.
Рейдерство и отсутствие государственной политики не дали нам в период
роста судостроения во всем мире хоть немного поднять наши судостроительные
предприятия. Болевой точкой судостроения было и остается кредитование –
эта проблема не была решена. А с учетом финансового кризиса и поголовного
понижения статуса национальных и международных банков – маловероятно, что
эта проблема будет решена в обозримом будущем.
- Проект
объездного моста. Основным источником финансирования для этого проекта
была Япония, которая за счет постоянного профицита, могла предоставить
льготный кредит. Увы, эта возможность безвозвратно потеряна городским
головой, депутатским корпусом и нашим правительством. Не менее «оптимистично»
выглядит проект Генплана г.Николаева, обсуждение которого состоится в
ближайшем будущем – уж очень много в нем мостов.
- Транспорт
и логистика. Украина как транзитное государство очень привлекательно для
инвесторов, не менее привлекателен Николаев и область. Даже в условиях
политической нестабильности было озвучено несколько проектов, направленных
на развитие транспортной инфраструктуры Николаевской области – проект
порта Галицино, проект Очаковского порта (средства планировалось
привлекать за счет выхода на IPO), проект реструктуризации портов, ряд инвестиционных
проектов в Николаевском морском торговом порту, реализация которых
требовала привлечения кредитных средств. Сегодня судьба этих планов под вопросом. А ведь все что требовалось
– принять ориентированный
на привлечение инвестиций
закон «Про земельные аукционы», закон «О портах», который бы
регулировал статус частных портов и давал гарантии инвесторам и
государственная политика, направленная на то, чтобы хотя бы часть средств
госпредприятий (таких как порты) возвращать в виде инвестиций в
инфраструктуру, а не «проедалась», растущими социальными выплатами.
Кризис еще не закончился и никто
не возьмется сегодня предсказать, когда он закончится, и какие будет иметь
последствия. Антикризисные меры Национального банка Украины пока сложно
оценивать – возможно, они и пропорциональны, но, на мой взгляд, приносят не
меньше вреда, чем пользы.
Впрочем, кого он интересует, этот
кризис. Давайте поговорим об интересном – о выборах. В конце-то концов, что
такое какие-то мало понятные кризисы, когда вот тут – в нескольких шагах –
вполне понятная и реальная власть.
Если простых украинцев можно
смело назвать пессимистами – им не до выборов, им бы забрать свои сбережения из
банка и угадать в какой валюте их лучше хранить под матрасом,
то украинских политиков можно смело назвать оптимистами – они думают о том, как
бы использовать кризис для получения власти.
Например, правительство дает
преференции определенным отраслям и предприятиям, перекладывая бремя кризиса на
государственные предприятия и, таким образом, получает фонды на избирательную
компанию – страшно, но оптимистичненько.
Леди Ю, например, предлагает всем
войти в коалицию и предоставить ей все возможные полномочия (очевидно, включая
возможность импичмента Президента) по преодолению кризиса – смешно, но
оптимистичненько.
Бело-голубые по-тихому разворачивают
предвыборные штабы, в надежде расправится и с тимошенковцами и с балоговцами - очень
солидно, и не менее оптимистичненько.
В "ЕЦ" пока не
уверены, что у них есть деньги на предвыборную компанию, но твердо нацелены
отобрать голоса у региональнов и тимошенковцев – трогательно и
оптимистичненько.
Множество «лидеров элит»
поднимают голову – есть возможность поучаствовать в новом переделе власти. Дорого,
но увлекательно и оптимистичненько.
У простого украинца остается один
повод для оптимизма – он может расслабиться и получить удовольствие за свои
деньги – шоу будет грандиозным: битва политических кланов за электоральные
предпочтения на фоне развала ЖКХ - это всегда "турбо".