В марте 2006-го года николаевцы выдали депутатам городского совета мандаты на целых пять лет под залог официальных обязательств – предвыборных программ партий и блоков. Половина этой пятилетки уже позади. Что сделано?
Такой контрольный замер достижений особенно показателен в свете очередных-внеочередных выборов в Верховную Раду. Если прошлый раз избиратели выдали пропуска в горсовет малоизвестным тогда в Николаеве людям под «поручительство» партийных вождей, то сегодня впору местным депутатам крепить изношенные авторитеты киевских бонз своими репутациями. Например, своим умением выполнять обещания. Пора вспомнить, что обещали Николаеву депутаты шести фракций? И смогут ли они обеспечить своим боссам электоральный урожай, тучной нивой взошедший на выполнении этих обещаний?
Во всех программах есть общие слова заботы о городе и его жителях, поэтому будем говорить только об особенностях и конкретных обязательствах.
Львиная половина
Предвижу удивление многих, но в той программе, с которой выдвиженцы ПР пришли в горсовет, нет пресловутых вопросов языка и истории, все внимание - экономике.
Своими задачами городские «регионалы» назвали: восстановление СЭЗ «Николаев», возвращение в госсобственность ЧСЗ, продвижение проекта объездного моста, передачу в госсобственность двух городских мостов. Жаль, что не срослось. Составители программы явно рассчитывали на «свою руку» в Кабмине, пропавшую после выборов- 2006. Гораздо лучше дела идут с более общими экономическими обязательствами. Например, «внедрение энергосберегающих технологий» и «внедрение современных технологий в ЖКХ». В прошлом году Николаев получил миллион на эти цели, строится новая котельная и т.п. Вот только, чтобы избиратель это прочувствовал «у себя в спальне», потребуется много миллионов и гораздо больше одной пятилетки.
Из более близких обывателю обязательств можно выделить разве что «обеспечение достойного медицинского обслуживания горожан». Увы, даже самый полный список приобретенных томографов и прочей мудреной медтехники не компенсирует личного опыта от посещения наших больниц.
Особо отмечу, что в отличие от соперников, лидеры николаевской ПР не поддались искушению популизмом и не давали избирателям опрометчивых гарантий по коммунальным тарифам.
Сердце справедливости
Вот скажите, если документ озаглавлен «Предвыборная программа Николаевского городского избирательного блока….», а далее следуют звучные слова «мы сделаем», «мы выделим» - то кто берет на себя эти обещания? Киевские(-ая) лидеры (-ка) или наши, местные депутаты? С филологической точки зрения верно последнее. Тогда 11 депутатов БЮТа в горсовете взяли на себя, не много, не мало, а отмену депутатской неприкосновенности, внедрение государственного медицинского страхования для бедных, единой стоимости обучение во всех учебных заведениях, новой пенсионной системы и т.д.
Если же подойти к программе николаевских бютовцев с пониманием, то останется не так уж много обязательств, зато – очень конкретных. Постоянное обеспечение николаевцев горячей и холодной водой и введение штрафных санкций коммунальщикам за отсутствие этих благ. Ремонт крыш 166 жилых домов в Центральном районе (других районам почему-то цифр не называли) и установка внешнего освещения Матвеевки, Терновки и Варваровки.
Не говоря уже о странной избирательности обязательств, щегольнуть способностью выполнить данный обещания на личном примере (!) местным бютовцам будет непросто.
Передовой отряд пролетариата
Хотя коммунисты получили только пять мест в горсовете, но им придется так же поработать на грядущих парламентских выборах, как и более многочисленным фракциям.
В программе нет следов никаких «земля – крестьянам, фабрики – рабочим», напротив, обещание поддержки честного бизнеса. Экономическая часть программы близка взглядам «регионалов» (память об антикризисной коалиции?): мосты, объездная дорога, реформирование ЖКХ. Вторая часть содержит пакет социальных обещаний: будут восстановлены бесплатное питание и проезд, профилактические медосмотры школьников и на производстве. Но коммунисты не удержались от соблазна дать ворох «коммунальных» обещаний, например вывоз мусора и содержание придомовых территорий за счет бюджета, регулярная подача тела и горячей воды. И не то, чтобы в Николаеве повально отключали тепло и воду, но когда горожане были довольны работой коммунальщиков? Я уж не говорю о необдуманной фразе «мы доказали, что можно обойтись без повышения тарифов на коммунальные услуги» или «обязуемся выполнить ремонтные работы на жилом фонде». Конечно, отремонтировать впятером все городское жилье трудновато, но за язык-то никто не тянул?
Брызги Витренко
Пожалуй, именно витренковцы в 2006-м раздали больше всего смелых обещаний, причем, в отличие от более искушенных коллег, в письменном виде.
Вот только некоторые из них: принятие тарифов по ЖКХ не более 10% от совокупного дохода семьи, передача в коммунальную собственность общежитий предприятий-банкротов, обеспечение социальным транспортом отдаленных районов, увеличение сети библиотек, увеличение классов на русском языке обучения. Последняя формулировка типична: не поймешь, то ли классов должно стать больше, то ли количество учеников в каждом.
Революционное презрение к финансовой прозе подчеркивает обязательство оплачивать из горбюджета качественное бесплатное медицинское обслуживание.
В тоже время нужно признать: фракция ПСПУ жестко и небезуспешно отстаивала идеологические положения программы: защита позиций русского языка, московской православной церкви и др. Окажется ли для избирателя это важнее, чем провал социальных обещаний?
Впрочем, если дела пойдут так, как сейчас, то напрягаться будет просто некому. Напомню, что «Народная оппозиция» - единственная расколовшаяся фракция в Николаевском горсовете, да и из самой ПСПУ ушла целая плеяда николаевских активистов.
Именем мэра и во имя его
Четвертое место на прошлых выборах в горсовет получил блок малоизвестных в Николаеве партий «Реформы и порядок» и Демократической, по сути – собрание людей, получивших депутатский мандат за обещание во всем помогать Владимиру Чайке.
В случае досрочных парламентских выборов блоку «Николаев - За Владимира Чайку» помогать особо будет некому, но нельзя же обойти вниманием целых восемь депутатов. Правда, сегодня в это блок входят только шестеро, двое ушли в свободное, внефракционное плавание.
Программа блока «Николаев – За Владимира Чайку» на 3/4 состоит из перечисления заслуг мэра и преимуществ нашего города перед другими, которым не так повезло с головой.
Но есть и четкие обязательства: создать муниципальную милицию, решить вопрос качества питьевой воды, построить подземные переходы (вот этот успех точно не останется забытым!), реформировать ЖКХ, пустить троллейбус в Корабельный район. Лично мне наиболее симпатично обязательство сделать Николаев европейским городом. Я даже готов подождать его выполнения еще два года – оно того стоит.
Самый «зеленый» город
Как известно, Николаев стал единственным областным центром, в котором в горсовет вошли «зеленые». Безусловно, Партия зеленых, как и другие, может принять участие в случае внеочередных выборов, но вряд ли семеро николаевских депутатов-«зеленых» существенно повлияют на общеукраинский результат. Но, проверяем всех - значит всех.
Можно признать, что в части обещаний бороться за улучшение качества питьевой воды, против загрязнения атмосферного воздуха, сохранение парков и скверов, решить проблему вывоза мусора и т.п. – есть если не прогресс, то заметные результаты депутатской активности. Можно вспомнить закрытие «Экстрола», инвентаризацию зеленых зон, программы «Чистый город» и модернизации водоканала. Другое дело, что без голосов депутатов других фракций, или работы самого водоканала не было бы и этих, скромных успехов.
Стоит отметить еще одну особенность «николаевских» зеленых: только они обзавелись собственным активным веб-сайтом, на котором есть некое подобие отчета о выполнении предвыборной программы. Подобной информации об успехах других партий и блоков в николаевском горсовете силами «дяди Гугла» обнаружить не удалось.
P.S. Статья была написана для газеты "Николаев за неделю", в "Правде" размещена с небольшими сокращениями. Автор заранее согласен с тем, что у депутатов и партийных фракций еще больше двух лет на выполнение своих обязательств. Оставит ли для этого возможности разворачивающийся экономический кризис – другой вопрос. |