Не
часто любители парусного спорта выбирают для прогулок дальние маршруты. Как
правило, мешает отсутствие времени, средств, «провалы» в организации или
нестабильность погоды. Всё это, будучи серьёзными преградами для лиц
гражданских, вдребезги разбивается о мужественные сердца кадетов –выпускников
суворовских и нахимовских училищ, привыкших быть лучшими в любом деле.
Среди
участников николаевского кадетского объединения всерьёз увлекается яхтингом 59-ти
летний Юрий Жирадков, подполковник в отставке, на счету которого не одно
увлекательное путешествие по морским просторам. В их числе и шестимесячный поход
на легендарной яхте «Икар».
Юрий
Борисович вызвался совершить необычный поход в столицу Сербии, Белград. Этот город
важен для кадет тем, что после Октябрьской революции в 20-х годах прошлого
столетия, сюда перебрались учащиеся кадетских корпусов из Сибири, Дальнего
Востока, Санкт-Петербурга. Здесь они продолжали обучение, являясь единственной
кадетской организацией зарубежья, где носили форму и имели оружие. После 1944-го года её воспитанники разъехались
по всему миру. «Рассеяны, но не расторгнуты», - говорят кадеты о себе. Чтобы подтвердить эти
слова, установить прямые контакты с участниками белградского кадетского
объединения, и была организована поездка николаевца.
Пребывая
в Сербии в течение недели, наш соотечественник посетил Русский Дом в Белграде, селение
Русская церковь, кладбище, где покоятся более 500 русских кадет. Говорят,
только генералов там – 16. Также Ю.Жирадков передал белградцам землю с места
ранения генералиссимуса В.Суворова – Кинбурнской косы, а благодаря николаевскому
городскому голове В.Чайке в музее
Русского Дома теперь появились книги о нашем городе.
Рассказывая
о пережитом, Юрий Борисович вспоминает самый сложный этап пути его яхты «Аvers»: «Четверо суток я пробивался сквозь встречный ветер.
Из-за него невозможно было идти, и тогда я ложился в дрейф. Амплитуда качаний
доходила до 70%, я включал секундомер, чтобы подсчитать частоту качаний – 35
раз в минуту! Неудивительно, что, оказавшись на сербской земле, мой
вестибулярный аппарат ещё несколько дней перестраивался в нормальный режим
работы».
Говоря
о яхте, стоит упомянуть, что год её выпуска - 1983-ий, длина составляет 5,5
м, ширина - 2 м, мощность мотора - 4
лошадиные силы, скорость движения – 2,5 морских миль в час. Просто удивительно,
что эта кроха преодолела маршрут в три тысячи километров!
Пройдя
до Дуная 300 км
самостоятельно, слабый мотор начал не справлялся с сильным ветром, и Юрию
Борисовичу пришлось поставить яхту на буксир. Поочерёдно и добровольно
николаевцу помогали суда из Алма-Аты, Борисполя, Кременчуга. Моряки выказывали искреннее удивление,
называя «Аvers» первой яхтой, идущей по Дунаю под украинским флагом.
Поднимаясь по водной границе Румынии и Болгарии, Юрий Борисович наслаждался
необычайными красотами нетронутой природы…
На
Родине встречали земляка торжественно и громко. Трём залпам из уникальной пушки
- копии орудия времён русско-турецкой войны, сконструированной николаевскими
умельцами в гараже - предшествовали поздравительные возгласы: «В честь Юрия Борисовича и
кадетского союза – ура!» А далее – шампанское, объятия с любимой женой Ниной
Алексеевной, сыном Вячеславом (мастером парусного спорта), друзьями и
коллегами.
После
того, как каждый сфотографировался с героем, пушкой и яхтой, Юрий Борисович сказал:
«Я рад, что вернулся. Устал от впечатлений», но ровно через неделю из
телефонной трубки донеслось: «Как только найду подходящую яхту – пойду вокруг
света».
Екатерина Стриль