Процедура реформирования – непростая, но она необходима
25 февраля 2016 01:00
Реформа органов юстиции набирает обороты. Так, в ближайшем будущем планируются: ликвидация районных и городских управлений юстиции; создание сервисных центров с доступом к электронным сервисам Министерства юстиции, призванным оказывать правовую помощь людям; внедрение онлайн-юстиции; проведение открытых конкурсов на занятие вакантных должностей в органах юстиции и многое другое. В минувший понедельник представителям местных СМИ о реформе рассказал начальник Первомайского горрайонного управления юстиции Юрий Галимон.
Реформа органов юстиции набирает обороты. Так, в ближайшем будущем планируются: ликвидация районных и городских управлений юстиции; создание сервисных центров с доступом к электронным сервисам Министерства юстиции, призванным оказывать правовую помощь людям; внедрение онлайн-юстиции; проведение открытых конкурсов на занятие вакантных должностей в органах юстиции и многое другое. В минувший понедельник представителям местных СМИ о реформе рассказал начальник Первомайского горрайонного управления юстиции Юрий Галимон.
Ю. Галимон: Первомайское горрайонное управление юстиции в настоящий момент ведет работу по децентрализации органов исполнительной власти. Сейчас Минюст и главное территориальное управление юстиции в Николаевской области, а также наше управление работают над передачей полномочий государственной регистрации прав на недвижимое имущество и его отягощения, регистрации юридических и физических лиц и общественных формирований. Эта процедура проходит очень активно. Ведется подготовка для передачи всех дел, в органах местного самоуправления создана и утверждена штатная структура для отдела регистрации вещевых прав на недвижимость. По планам до конца апреля мы должны завершить передачу дел.
Одним из направлений реформирования является передача функций государственной исполнительной службы. Сейчас рассматривается модель смешанной системы исполнения судебных решений. То есть наряду с институтом государственных исполнителей, будут работать частные исполнители. Эти реформы начнутся с 2017 года.
Реформирование также коснулось органов, занимающихся регистрацией актов гражданского состояния. Сейчас воплощаются несколько пилотных проектов по регистрации новорожденных в роддомах, а также онлайн-заявления на регистрацию брака.
В 2015 году создан Центр предоставления вторичной правовой помощи, в составе которого функционируют два центра в Николаеве и региональный центр в городе Вознесенске. Сейчас рассматривается вопросы реформирования самих управлений юстиции и создания на их основе бюро по оказанию первичной правовой помощи. Как это будет действовать?
Все незащищенные слои населения, а также все желающие граждане смогут обращаться в бюро и получить профессиональную консультацию по интересующей их проблеме. В случае, когда проблема решается только в суде, граждане могут обратиться в региональный центр в Вознесенске, где адвокаты по заключенным договорам будут предоставлять интересы людей в суде.
Процедура реформирования – довольна непростая, есть моменты, которые проходят легко, есть моменты, которые проходят трудно, но она необходима, чтобы облегчить гражданам жизнь.
Какие права у вас останутся после реформирования?
Министерство юстиции добивается создания профессиональных органов, которые будут обслуживать население. В нашей компетенции ничего не останется, потому что органы РАГС будут под управлением главного территориального управления юстиции, органы исполнительной службы также будут переподчинены главному территориальному управлению юстиции. У нас останется бюро, которое создадут в конце июня. Будет сокращение численности работников, потому что одним из направлений реформирования является создание онлайн-сервисов. То есть, люди смогут получить информацию из электронного реестра, открытого Минюстом. Сейчас онлайн-сервисы работают в тестовом режиме, но уже сегодня можно получить справку в онлайн-режиме по регистрации юридических и физических лиц. За неполную выписку из этого реестра платить ничего не надо, а за полную, с указанием учредителей, места расположения и так далее, нужно будет заплатить 50 гривен. Также за 21 гривну можно получить справку о праве собственности на недвижимое имущество. Эти справки можно распечатать и предъявлять в учреждениях и организациях, так как они имеют юридическую силу. Таким образом, человек может получить такие документы, не выходя из дому. Кроме того, каждое государственное учреждение получает доступ к этим реестрам, и чиновники должны лично получать запросы по гражданам, а не граждане приносить им справки.
А эта услуга будет бесплатной?
Бесплатно. Тут другая проблема – техническое обеспечение. Нужна техника, способная обслуживать запросы и получать на них справки из реестра. А у нас во многих учреждениях техника в устаревшем состоянии. Пока мы делаем такие справки для прокуратуры и милиции, но только до конца апреля.
То есть, все делается, чтобы людям было удобнее и дешевле?
Да, конечно. Чтобы люди в очередях не стояли. Сначала была реформирована регистрационная служба, далее решено было полностью передать на места полномочия по регистрации. Теперь регистрационные органы создаются при исполкоме и в райадминистрации, они будут обслуживать население. Кроме того, такие же полномочия передаются нотариусам. В Украине в регистрационной службе работали 4 тысячи сотрудников, а частных нотариусов у нас 8 тысяч человек. То есть, у нас сейчас вдвое больше нотариусов, чем регистраторов, и они тоже могут заниматься регистрацией имущественных прав. В принципе, все направлено на то, чтобы не было очередей, и на то, чтобы ограничить контакты граждан с госслужащими. А частный нотариус заинтересован в получении доходов и в том, чтобы принять как можно больше людей.
Значит, регистрационная служба теперь подчиняется горсовету?
Юридически уже нет регистрационной службы, она подчинялась управлению юстиции, но 30 апреля мы прекращаем регистрацию права собственности, все полномочия по регистрации передаются исполнительному комитету горсовета. А там уже созданы соответствующие отделы, сотрудники которых будут регистрировать права, а все поступления – направляться в местный бюджет.
А после 30 апреля к вам можно будет обращаться за правовой помощью тем, кто не осилит онлайн-сервис?
Да, поэтому и было решено создать на базе управления юстиции бюро, в котором будут работать профессиональные юристы и помогать тем же самым пенсионерам, которые не смогут воспользоваться онлайн-сервисом. То есть, у бюро будет функция праворазъяснительной работы, но не регистрации.
А не сможет ли кто‑либо воспользоваться онлайн-сервисом в мошеннических целях?
Да, опасения по этому поводу высказывали ряд специалистов. Мол, Украина – недостаточно развитая страна, и в ней тяжело создать защищенный онлайн-сервис, чтобы исключить вмешательство в реестр, изменение данных в реестре, уничтожение данных. В настоящий момент Минюст заключил договоры на обслуживание онлайн-сервисов с ведущими западными компаниями. Работа онлайн-сервисов в тестовом режиме, которая проходила в 2015 году, не выявила нарушений, фактов вмешательства и так далее. Не было ни одного заявления, ни от Минюста, ни от граждан. Кроме того, в отделах регистрации прав все равно идет проверка всех справок, выданных онлайн-сервисом. Я бы хотел упомянуть еще одну интересную деталь: справки, полученные в онлайн-режиме, не имеют подписей и печатей, но обладают юридической силой.
А целесообразен ли был отказ от бумажных свидетельств на право собственности?
Ну, знаете, конечно, люди привыкли иметь у себя бумажные документы. Но документы могут испортиться, могут потеряться. А так документ находится в виртуальном виде, и, на мой взгляд, это нормально.
А если Армагеддон или “война машин”, и что тогда?
Ну, думаю, что “война машин” не начнется с онлайн-сервисов Минюста Украины, а как минимум – с Минобороны.
А сколько в управлении юстиции сейчас находится профессиональных специалистов?
У нас работают 38 госслужащих в двух отделах и непосредственно в самом управлении. Но есть надежда, что существенного сокращения работников не будет. С органами местной власти была оговорена возможность перехода государственных регистраторов в созданные на места отделы. Это ускорит передачу дел по регистрации. Но решения все равно принимаем не мы. У нас 4 регистратора и еще 3 регистратора в декретном отпуске. Если они перейдут на работу в исполком горсовета и райадминистрацию, то практически сокращений не будет, потому что РАГС остается, исполнительная служба тоже остается до 2017 года. Потом будет решен вопрос и об их дальнейшем существовании.
Вы упомянули о частных исполнителях: это будут как в Америке – охотники за головами?
Знаете, возможно, так оно и будет. Частные исполнители работают не только в Америке, но и в Европе. Частные исполнители получат функции по взысканию долгов с физических лиц-предпринимателей. А государственные долги останутся в ведении госисполнителей. Если человек получил решение суда по сумме долга, он может выбирать, к кому обращаться – к госисполнителю или к частному исполнителю. В зависимости, кто быстрее исполнит решение суда. А сегодня принудительное исполнение судебных решений находится в довольно плачевном состоянии… У нас не исполняются до 70 % решений суда.
Действует ли сейчас электронная очередь?
Электронная очередь была внедрена в 2014 году и работала очень недолго. Сейчас она не работает, и в принципе нет смысла ее восстанавливать. С мая вы, представители СМИ, должны выступить с инициативой, чтобы электронные очереди были уже в органах местной власти, чтобы не создавать реальные очереди. Электронная очередь сохранилась лишь в пилотном проекте по регистрации браков. Там будущая семейная пара может подать онлайн-заявку на регистрацию брака на определенный день и час.
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии.
В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.