Ежегодно в последнюю субботу ноября, едва стемнеет, в окнах загораются огоньки. Так украинцы отдают дань памяти тем, кто умер в страшных муках по прихоти преступного руководства страны, совершившего одно из самых страшных злодеяний “правительства рабочих и крестьян” – сознательное массовое уничтожение нации.
Ежегодно в последнюю субботу ноября, едва стемнеет, в окнах загораются огоньки. Так украинцы отдают дань памяти тем, кто умер в страшных муках по прихоти преступного руководства страны, совершившего одно из самых страшных злодеяний “правительства рабочих и крестьян” – сознательное массовое уничтожение нации.
Согласно оценке, приведенной в электронной версии энциклопедии “Британника”, в 1932‑1933 годах погибло 4‑5 миллионов украинцев. Согласно оценке, представленной в Энциклопедии Брокгауз (2006), от голода на Украине погибло от 4 до 7 миллионов человек. По сделанным в 2002 году подсчетам современных демографов из INED, общие потери от голода в Украинской ССР составили 4,6 миллиона человек, из них 0,9 миллиона – в связи с вынужденной миграцией, 1 миллион – за счет неродившихся и 2,6 миллиона – расчетная сверхсмертность.
Пик голода пришелся на первую половину 1933 года. По мнению историков, голод 1932 года стал следствием, в частности, чрезмерных хлебозаготовок, которые привели к общему голоду в СССР 1932‑1933, тогда как голод 1933 года был вызван конфискацией всех продовольственных запасов у украинских крестьян.
Есть события, забыть которые нельзя. Хотя бы для того, чтобы никогда не допустить их повторения. Голодная смерть – одна из самых страшных, она лишает людей человеческого облика, она превращает человека в ослабевшее, лишенное разума существо.
Сколько написано книг, снято фильмов и телепрограмм, не сосчитать. Сколько сказано слов, сколько прозвучало обещаний и клятв на памятных крестах, оставшихся на месте массовых захоронений…
Сегодня мы узнаем у жителей города: а помнят ли эти события в их семьях? Берегут ли какие‑либо свидетельства тех страшных событий: документы, письма, рассказы родственников? Честно говоря, к этому опросу я подходила с некоторым опасением. Увы, не напрасно. Большинство людей понимающе кивало головой, но слов хватало только на стандартное: “Да, помним, чтим”.
Марина жалеет, что не сумела сберечь письма прабабки – затерялись при переездах: “Сберечь не сумели. Но помню, пересказываю. Как продавали все, что было в доме, как ели все, что можно было есть. Лакомством считалась макуха – подсолнечный жмых. В одном из писем прабабка рассказывала, как тянула кусочек сала – он висел на веревочке у печки, опускала в кипящую воду на пару минут, заливала разведенную в воде муку – это и ели. Страшно… Нельзя такое допустить”.
Наталья Ивановна моим вопросом была возмущена: “Да о чем вы таком говорите? Коммунисты последний кусок хлеба с людьми делили! Это сейчас власть – хапуги, все себе в карман! И поесть купить что пенсионеры могут – вы спросили? Кашу? А вы о голоде спрашиваете? Да как вам не стыдно! Голод до революции был, люди умирали, кушать нечего было! Вот у меня пенсия – оплатить услуги, и что? Не есть? Это же страшно, когда вокруг еды много, а покушать купить человек не может! Тогда хоть у всех не было!”
Виктория, к счастью, эту точку зрения не поддержала: “Я помню голодные 90‑е. Нет, это не так, когда есть каша и салатик из свеклы. Это когда утром мама делит хлеб (испеченный на сковороде из остатков муки) на нас двоих с сестрой. А сами с папой пьют чай без ничего. И когда со школы пришли, а дома надо сварить кашу, чтобы вечером поужинать семьей. На всех чтобы хватило. Я с тех пор всегда храню дома запас продуктов, хотя вон сколько лет прошло. Прабабушку я почти не застала, но в семье помнят ее рассказы, как они собирали сухую траву. Потом ее надо было помять хорошо, подавить, чтобы сварить из нее что-то вроде похлебки. Траву, и немножко отрубей туда. И забирали в домах все. Прабабушка выжила одна из семерых детей. Ее соседка спасла – она научилась делать лепешки из сухих листьев малины, а они были не такими тяжелыми, как трава. Рассказы прабабкины помню, но уже плохо. Действительно, надо записать…”
Максим пожал плечами: “Да, попробуй тут не слышать! Вон все вечно трубят, митинги и прочее. Не знаю, никто не рассказывал. Что с этими коммунистами так все носятся? Ну, уже сказали – да, были плохие, бяки-буки, зачем еще нагнетать и страшилки людям добавлять?”
Сергей признается, что хранится только одна старая фотография – всей семьи до голода, из двенадцати человек в живых осталось трое: “Все умерли от голода друг за дружкой. Съели все, даже кожаные сапоги разрезали на пластинки и варили. У дома росла вишня, так она весной оказалась почти до сердцевины ободрана: кору и древесину рвали и пытались ее есть. Я вам так скажу: нам у евреев много чему поучиться надо! Они вот умеют свое прошлое беречь и в рассказах, и в документах, а мы слишком просто ко всему относимся”.
Андрей отмахнулся: “Ну что вы все заладили? Голод, холод, трупы? И война была, и гражданская была, и все было. Ну, так что теперь – жить прошлым? Сейчас не голодаем? Нет. Ну и… Нет, я считаю, что прошлое нужно помнить, только жить надо позитивно! Вот и берегите добрые яркие воспоминания. Я против всех этих музеев пыток, фотографий истощенных детей и прочего”.
Факты таковы. Трое опрошенных в достаточно категоричной форме попытались мне доказать, что “ложь о голоде – это происки националистов”. Это мнение – дело их совести. Шесть человек считают, что: “с этим днем уж слишком носятся” (обобщенная цитата).
В общей сложности из 65 опрошенных только 9 вспомнили о том, что дома есть старые документы, а еще трое – рассказы членов семьи, переживших голод. Большинство знает (к счастью!) о голоде больше по документальным хроникам, фильмам и книгам.
Ирина не знает о том, кто из родственников стал свидетелем Голодомора, но свечу ставит на подоконник всегда: “У меня самой двое детей. Мне страшно представить, что они просят есть, а в доме ничего нет. Задумайтесь! Когда от голода на ваших глазах умирают ваши дети… Это страшно, это горько и… Вы знаете, я верю, что такое может повториться, если люди забудут. Просто нужно помнить”.
Нужно помнить. Так и есть! Помнить о тех, кто не пережил страшную зиму 33-го года, о тех, кто сумел выжить и передать нам те страшные свидетельства, которые дошли до наших дней. Не забудьте и вы зажечь свечу.
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии.
В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.