За 332‑летнюю историю нашего славного города в нем произошло много интересного и значительного. Но, наверное, одним из самых выдающихся событий прошлого столетия стало строительство завода “Фрегат”.
За 332‑летнюю историю нашего славного города в нем произошло много интересного и значительного. Но, наверное, одним из самых выдающихся событий прошлого столетия стало строительство завода “Фрегат”.
А начиналось все так… В начале 60‑х годов ХХ века Советом Министров УССР было принято решение о строительстве в городе Первомайске завода судовых механизмов. В 1962 году был разработан генеральный план строительства предприятия, который предусматривал не только строительство завода, но и жилого микрорайона с соответствующей инфраструктурой. Это уже потом “Фрегат” стал одним из самых больших машиностроительных заводов южного региона Украины, а тогда, сорок шесть лет тому назад, все только начиналось…
В 1964 году была создана дирекция строящегося завода, и размещалась она тогда на территории завода имени 25 Октября. День 25 февраля навсегда остался в памяти первых заводчан, которые стали непосредственными участниками знаменательного для нашего города события. В тот зимний день на юго-восточной окраине Первомайска начались работы, связанные с предварительной подготовкой к строительству. Эти работы обычно называют “забивкой первых колышков”. Среди чистой степи только что назначенным директором строящегося завода Федором Николаевичем Медведевым в присутствии представителей Министерства судостроительной промышленности, делегаций областной и городской власти и был “забит первый колышек”. Именно так начиналась история предприятия военно-промышленного комплекса, торговая марка которого буквально через несколько лет станет известной во всех уголках бывшего Советского Союза, в странах Европы, Азии и Латинской Америки. Старинный парусник с тремя мачтами стал своеобразной эмблемой завода. Много воды утекло с тех пор…
Появились первые котлованы. Зимой шестьдесят пятого, среди степи, вокруг костров грелись первые строители. Некоторое время спустя в ночном небе заискрились сначала одинокие электрические огоньки. Постепенно их ставало все больше и больше… И вот уже на карте Первомайского района появилась первая подъездная дорога, проложенная от Николаевского шоссе к строительной площадке. Невиданными темпами продвигалось вперед грандиозное по своим масштабам строительство. А вскоре вырос целый лес железобетонных конструкций будущих производственных корпусов.
Большинство молодых людей – юношей и девушек из всех близлежащих городов, сел (и даже со всей Украины!), прослышав про уникальное строительство з-да “Фрегат”, слетались сюда на работу.
Одновременно со строительством производственных корпусов сооружались электрическая подстанция, компрессорная, помещения профессионально-технического училища, жилой дом и первые объекты бытовой сферы.
Но, пожалуй, самым знаменательным событием для первых заводчан стал день 4 августа 1969 года. Именно в этот день был изготовлен первый аксиально-поршневый насос АПН-200. Это судьбоносное для предприятия событие произошло в производственном корпусе. В настоящее время там находятся учебные корпуса ПТУ-22. По случаю выпуска первой продукции состоялся импровизированный митинг. А первые заводчане в знак своей первой трудовой победы постановили отныне день 4 августа 1969 года считать днем рождения завода.
Предприятие быстро набирало обороты. Как справедливо заметил один из ветеранов завода Валерий Николаевич Шевченко, в трудовой биографии завода практически не было “детского” периода. Уже в следующем году немногочисленным коллективом был изготовлен первый образец самодвижущейся дождевальной машины кругового действия “Фрегат”.
Той самой, знаменитой, ДМУ “Фрегат”! В октябре того же года этот агрегат был смонтирован бригадой заводских монтажников на одном из полей колхоза “Победа”. Пробный пуск дождевальной машины был успешным. ДМУ работала отменно. Такую высокую оценку фрегатовскому “первенцу” дали профессионалы – мелиораторы, аграрии. Впечатление было поистине грандиозным – вот как рассказывает об этом мой собеседник, непосредственный участник этого события, Валерий Шевченко: “Представьте себе среди зеленого поля серебристое сооружение длиной 450 метров, которое чем‑то напоминает линию электропередач. И вдруг над этим сооружением начинают искриться и переливаться тысячи разноцветных радуг, рожденные струями воды и лучами не очень щедрого октябрьского солнца. А потом вся эта узорчатая конструкция начинает двигаться вперед…” Так осенний старт дождевальной машины на много лет вперед определил судьбу всего коллектива. За свою историю предприятие отправило потребителям более 50 тысяч машин “Фрегат”.
Подавляющее большинство их до сих пор исправно несут свою службу на полях многих стран ближнего и дальнего зарубежья. В 1972 году фрегатовская дождевалка была отмечена специальным дипломом Московской международной выставки сельхозтехники.
В музейных экспозициях завода много места занимают экспонаты, связанные именно с дождевальной машиной. Ведь это целая эпоха в жизни предприятия и его трудового коллектива. А еще – настоящая революция в отечественном орошаемом земледелии. И не случайно в настоящее время ведущими акционерами предприятия принято решение о восстановлении выпуска этой, такой необходимой для сельского хозяйства, техники.
В залах заводского музея можно увидеть много фактического материала. Тут представлены макеты наиболее уникальных экземпляров продукции: лебедок, действующих моделей кранов КЭГ и др. Тут же можно отследить и динамику научно-технического прогресса, и экономическую эффективность от внедрения новой техники и современных технологий.
Сохранив свой мощный технический потенциал и машиностроительный профиль, перепрофилировав производство на выпуск современной сельскохозяйственной техники, коллектив предприятия на современном этапе выпускает технику для сельского хозяйства, оцинкованные металлоконструкции, изделия гидравлики и металлургического производства.
А самое главное: на предприятии мощный интеллектуальный и кадровый потенциал. Здесь выросло целое поколение инженерно-технических работников, управленцев высокой квалификации “фрегатовской закалки”. Здесь прошли их молодые годы, состоялось становление личности. Сегодня ряды “фрегатовцев” пополняются молодыми специалистами, которые так же, как и ветераны, связывают свое будущее с заводом. И это настраивает на оптимистичный лад. Завод работает над внедрением новых проектов и планов и с уверенностью смотрит в будущее. Завтра настанет новый день и начнется новая страница истории завода.
С днем рождения, “Фрегат”! И семь футов тебе под килем!
Е. Ширко
Черно-белое фото Из архива завода “Фрегат”, 1968 г.
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии.
В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.