О коррупции у нас в стране, где продается все – от решений суда до выделения государственных субвенций – не слыхал разве что ленивый. Однако далеко не все граждане в курсе, что у трудящихся, благодаря стараниям ООН, появился еще один праздник – Международный день борьбы с коррупцией, который отмечался аккурат в минувшее воскресенье.
О коррупции у нас в стране, где продается все – от решений суда до выделения государственных субвенций – не слыхал разве что ленивый. Однако далеко не все граждане в курсе, что у трудящихся, благодаря стараниям ООН, появился еще один праздник – Международный день борьбы с коррупцией, который отмечался аккурат в минувшее воскресенье.
Праздник этот сравнительно свежий, отмечается в четвертый раз. И повод для его учреждения был как раз подходящий: 9 декабря 2003 года в Мексике открылся политический форум, на котором для 100 стран мира была открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции. Документ этот поистине судьбоносный, потому что обязывает подписавшую его страну признать уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных денег.
Слово “коррупция” в переводе с латинского означает “порча”. Что‑то сродни коррозии, денно и нощно разъедающей наше многострадальное общество. Порчу на нас навели не вчера. Это, как говорится, дела давно минувших дней.
Преданья старины глубокой гласят, что, начиная с XII века, в течение трехсот лет “кормление” было единственным средством оплаты труда местных чиновников. Князья посылали на периферию своих наместников, а аборигены обязаны были их “кормить” в течение всей службы. В прямом смысле. Давать больше хороших продуктов не только чиновникам, но и подкидывать сена клок их лошадям.
А потом, лет 600 назад, мало-помалу начались всяческие злоупотребления служебным положением, а князья, пытаясь ограничить доходы кормленщиков, стали объявлять войну коррупции на местах. И с тех самых пор до наших дней священная война крайне усложнена генетической памятью чиновничества. В их подсознании живут светлые воспоминания о золотом веке, когда коррупция считалась абсолютно законным промыслом.
Система “кормлений” то отменялась, то вводилась вновь. Петр I ввел для чиновников фиксированное довольствие, но жалование выплачивалось столь нерегулярно, что взятки вновь стали для чиновников единственным источником дохода. Екатерина II тоже пыталась платить чиновникам фиксированное жалование, но взятки и поборы на этом не прекратились.
В начале ХХ века коррупция цвела не только на государственной службе, но и в негосударственном секторе. Например, в 1914 году ревизоры, проверяя 6 страховых больничных касс на юге России, то бишь в наших краях, обнаружили пренеприятнейшие факты. А именно: на лечение и выплату пособий было израсходовано 625 тысяч рублей, а на содержание аппарата больничных касс и организационные расходы – 523 тысячи целковых. То есть половину фондов больничных касс их распорядители попросту разворовывали.
В советское время борьба с коррупцией несколько приутихла, возможно, потому что взяточничество большевики приравнивали к контрреволюционной деятельности, за которую полагался расстрел без суда и следствия. Однако в эпоху позднего застоя, когда гражданам перестали жестко закручивать гайки, материализовалось несколько громких коррупционных дел, в том числе и знаменитое “хлопковое дело”, на котором заработали себе не менее громкое имя следователи Гдлян и Иванов. Товарищи следователи даже предполагать не могли, к чему через десяток лет приведет появление слова “приватизация”.
Начиная с 1991 года, коррупция у нас цветет и пахнет все сильней и изощренней. В результате, по данным социологического опроса в рамках проекта “Гідна Україна” в 2007 году порядка 52 % украинских граждан заявили, что коррупция – оправданный путь решения проблем, 44 % – хотя бы раз в жизни давали взятки и только 2 % наивно полагали, что “взяток у нас не берут”.
Коррупция в Украине осуществляется в форме “крыш” или “кормушек”: любая коммерческая структура должна иметь своего человека в госорганах. При этом украинцы придумали свое ноу-хау. В цивилизованных странах чиновники берут взятки, чтобы у “патронируемой” фирмы не было проблем, а наши – создают проблемы, чтобы брать взятки.
В современном арсенале коррупционных моделей – взаимозачеты, возврат НДС из бюджета вне бесконечной очереди, реализация конфискантов и налоговых залогов, а также приватизация “обанкротившихся” предприятий, утверждение решений в центре и на местах относительно различных преференций и исключений, создание различных фондов при государственных структурах.
Традиционно, как и в соседней России, самыми коррупционными сферами считаются медицина, образование и правоохранительные органы. Особенно туго дела идут при решении вопросов о социальных выплатах, покупке автомобилей для инвалидов, пенсии по инвалидности. Тут уж действительно: не подмажешь – не поедешь. А в общем можно смело сослаться на мнение экспертов из GRECO (Группа стран против коррупции), заявляющих, что коррупция в Украине угрожает демократии и верховенству права.
Борьба с коррупцией на данном этапе напоминает бег по кругу. Коррупция как раковая опухоль проела общество насквозь. Поэтому антикоррупционные программы типа “Чистые руки” и так далее обречены на провал. Тем более что на периферии даже толком и не знают, что это за зверь такой – борьба с коррупцией. У нас, в Первомайске, вопросы борьбы с коррупцией обсуждаются на исполкоме раз в году и за плотно закрытой дверью, так сказать, без шума и пыли. Видимо, чтобы не смущать безнадегой умы рядовых граждан. Вот почему 9 декабря на украинских просторах, выражаясь словами одного киногероя, “не носится страшный дух праздника…”
Единственно действенным методом для искоренения коррупции сегодня было бы взять и переписать все наши законы, разделив их на законы для бедных и законы для богатых. Но для страны, находящейся в центре Европы, такое новаторство немыслимо. Чтобы искоренить коррупцию завтра, ничего другого не остается, как перенимать опыт у других стран, которые в борьбе с коррупцией собаку съели.
Например, в Швеции, которая недавно была довольно коррумпированной страной, к борьбе с коррупцией подошли творчески. Переориентировали государственное регулирование с компаний на домашние хозяйства, открыли доступ к внутренним государственным документам и сделали судебную систему независимой. Как только, так и сразу настроения шведских чиновников существенно изменились. Зарплаты у них приличные, а за нарушение этических норм и злоупотребление властью грядет расплата, невзирая на ранги и регалии. И вот уже Швеция из коррумпированной страны переместилась на 6‑е место в рейтинге коррупции, где Украина скромно “красуется” на 138 позиции.
В Сингапуре, стоящем в рейтинге на 5‑м месте, борьба с коррупцией вылилась в ужесточение кодексов поведения чиновников, упрощение бюрократических процедур, введение экономических и уголовных санкций за дачу взятки и отказ участвовать в антикоррупционном расследовании.
Новая Зеландия, возглавляющая рейтинг в 2006 году, пошла еще дальше. Там финансирование госучреждений и зарплаты чиновников напрямую зависят от выполнения им конкретных поставленных задач. Такой подход позволил даже разрешать чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, если, конечно, нет конфликта интересов, то есть личные интересы родственников и партнеров чиновника не пересекаются с его государственными полномочиями.
Если обобщить зарубежный опыт, то эффектным средством в борьбе с коррупцией могут стать повышение зарплат чиновникам, четко разработанное антикоррупционное законодательство и независимая судебная власть. Но делать это нужно в комплексе, а не идти по пути наименьшего сопротивления, повышая одни только чиновничьи зарплаты. Наглядный пример: в 2005 году зарплаты у министров, губернаторов и прочих высокопоставленных должностных лиц в одночасье перевалили за 20 тысяч гривен. А коррупции стало больше. И если ничего не менять, у нас еще долго не оскудеет рука берущего.
Сегодня глава правительства Н.Я.Азаров посетил с рабочим визитом г.Николаев. Во время посещения краеведческого музея "Старофлотские казармы" Николаю Яновичу пришлось встретиться с работниками Судостроительного завода им.61 коммунара, которые вышли на митинг.
Один из крупнейших агрохолдингов и зернотрейдеров Украины — компания "Нибулон" — займется судостроительным бизнесом. "Нибулон" заключил предварительное соглашение о покупке судостроительного завода "Лиман" в Николаеве. Задуматься о развитии собственного судостроения в "Нибулоне" решили после того, как завод "Океан" сорвал график выполнения работ по строительству буксиров для компании, отмечают эксперты.
"В этом году мы ставим на ремонт 15 кораблей. Будет меньше выходов в море, чем необходимо, но уже в начале следующего года государство получит полноценный, боеспособный корабельный состав" - заявил находясь в Севастополе министр обороны Украины Дмитрий Саламатин.
Представителями ПАО «Черноморский судостроительный завод» и НАК «Нафтогаз Украины» проведены переговоры о возможности сотрудничества, и совместной работы. 16 буровых установок, заявленных ранее губернатором Николаевской области Н.Кругловым, оказались 16ю блоками-кондукторами.
11 июля 2012 года ФГИУ объявил конкурс по продаже 25% акций компании «Николаевгаз» (Николаев, Украина). Начальная стоимость пакета акций составляет 18,4 млн. грн. Заявки на участие в конкурсе принимаются до 24 июля 2012 года.
Мульти-фестиваль включал в себя разнообразные конкурсы и отборочные этапы: «Квест-фестиваль», «Студенческая мафия», фото-кросс, видео-конкурс «Кино за 48 часов», конкурс красоты «Перша Леді», студреспубликанская Pecha Kucha и, конечно же, самый веселый фан-отбор для команд и участников.
Со вчерашнего дня организаторы вызывают шок у активных участников мульти фестиваля «Студреспублика». А все вызвано их некомпетентности в вопросах по Фотоконкурсу.
Лето в самом разгаре - кто на работу, кто на отдых, а самые активные студенты города Николаева на Студенческую Республику 2012, финал которой пройдёт 23-24 июня в Парке Победы, где они отдохнут, получат заряд адреналина, море позитивных эмоций и возможность проявить себя!
Об этом говорится в письме Укрдержреестру в адрес партии.
В частности, в письме отмечается, что государственная служба готовит документы для суда о ликвидации Демократического Альянса в связи с нарушением процедур регистрации.