Советский Союз, из которого все мы родом, еще с 30‑х годов прошлого столетия сделал ставку на индустриализацию страны. Индустриализация состоялась, и с тех пор страна Советов считалась индустриальной державой, где машиностроительная отрасль значилась приоритетной. И так уж исторически сложилось, что весомый вклад в развитие советского машиностроения вносила бывшая УССР, так как на ее территории были сосредоточены большие производственные мощности, заводы, которые по праву можно было назвать флагманами отечественного машиностроения. Машиностроительными предприятиями изобиловали не только большие украинские города – Харьков, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Николаев… Если обратиться к истории нашего города, то многие помнят времена, когда Первомайск считался крупным промышленным центром, в котором были сосредоточены два машиностроительных завода союзного значения. Почти 10 тысяч горожан работали на них и горя не знали. Заводы-кормильцы не только обеспечивали людей работой, они строили жилье, детские сады, спорткомплексы, базы отдыха на побережье… С тех пор много воды утекло. Машиностроительная отрасль – гордость Украины – оказалась в новоиспеченном европейском государстве на грани выживания, несмотря на то, что в ней были задействованы сотни тысяч научных работников, высококвалифицированных инженеров и рабочих, а производственные фонды являлись национальным достоянием. Научные и высококвалифицированные работники подались в мелкий бизнес или на заработки в другие страны, где их опыт и знания могли пригодиться. Резко сократилось количество НИИ и специализированных конструкторских бюро, обеспечивающих производство научно-техническими разработками. Если в советский период на три машиностроительных завода приходилось одно конструкторское бюро, то сегодня соотношение это сократилось более чем в десять раз. На 2800 машиностроительных предприятий, функционирующих ныне в Украине, приходится 230 организаций, выполняющих научные и научно-технические работы. Однако не нужно идеализировать “золотой век” украинского машиностроения, поскольку известно, что продукция отрасли была очень энергозатратной, низкокачественной и малоэффективной. А новые разработки внедрялись в производство раз в пятилетку, тогда как в экономически развитых странах на появление новой модели тратилось в десятки раз меньше времени. Тем не менее, научный потенциал, которому в условиях рынка пришлось бы проявлять чудеса изобретательности, ныне практически утерян. Сегодня свыше 90 % произведенной в Украине продукции не имеет современного научно-технического обеспечения, что отражается на конкурентоспособности и рентабельности большинства отечественных товаров. Финансовое состояние большинства производств не позволяет им внедрять новые технологии, удерживать высококвалифицированных специалистов. По экспертным оценкам из‑за недоиспользования современных достижений науки и технологии в производстве Украина ежегодно теряет 10 миллиардов долларов. Сегодня машиностроительные предприятия Украины имеют разных собственников, характеризуются различным уровнем упадка и развития. Но проблемы у них похожие, поскольку физический износ активной части основных фондов стремительно растет и достигает порядка 60 %, а средний расчетный возраст металлообрабатывающего оборудования превышает 20 лет. Поэтому говорить о полном восстановлении бывшего машиностроительного комплекса, снова начиная с научного поиска, комплексного исследования отрасли и создания привлекательных отраслевых программ, наверное, нереально и неэффективно, в этом просто нет необходимости. Тем более что до сих пор нет целостной комплексной программы развития машиностроительной отрасли. Вот и получилось, что современная машиностроительная продукция является в большинстве своем основным средством для других отраслей производства: сейчас ее обновляют, а значит, покупают по остаточному принципу. Растет количество машин для металлургии, для переработки сельхоз-продукции, контрольно-измерительной аппаратуры, и неуклонно снижается выпуск высокотехнологичной продукции, оборудования для радио и связи, высокоточных станков, сельхозмашин, железнодорожного машиностроения. Для обеспечения рентабельности и развития машиностроительного производства прежде всего необходима экономическая стабильность в государстве, предсказуемость и понятность рынка, и возможность привлечения “длинных” и недорогих средств для развития предприятия. К сожалению, все перечисленные условия пока не созданы, а их создание непосредственно связано с политической ситуацией в государстве. Сегодня в сфере отечественного машиностроения нужно не реанимировать безнадежные производства, а создавать условия для сохранения уцелевших предприятий, на деле доказавших свою конкурентоспособность. И финансировать их дальнейшее развитие нужно не через колоссальные бюджетные затраты, а запуская рыночные механизмы, снимая искусственные барьеры, которые растут, как грибы после дождя. Но все это вопрос будущего. А в настоящем у 1 миллиона украинских граждан, работающих в машиностроительной отрасли, профессиональный праздник – День машиностроителя. И по такому случаю мы с удовольствием поздравляем всех горожан, связавших свою судьбу с машиностроительными предприятиями города: и тех, кто лишь недавно стал называть себя машиностроителем, и тех, кто уже находится на заслуженном отдыхе. Желаем вам здоровья, благополучия, успехов в вашем нелегком, но почетном труде! О. Лесниченко |