По итогам девяти месяцев было реализовано автомобилей почти на 10 процентов меньше, чем в прошлом году. Причина столь печального положения проста - у населения нет денег. А если у кого-то и осталась большая «заначка» от прежних, благополучных, времен, то он явно предпочтет вложить деньги в недвижимость, цены на которую упали, чем пойдет покупать за те же деньги новый автомобиль. И даже возобновление автокредитования, на которое надеялись автодилеры, ситуацию не спасает - проценты по кредитам на машины хоть и упали до 18-21 процента годовых, но брать их, да еще и с 30-процентным первым взносом, решаются не многие.
Несмотря на то, что спрос на автомобили нынче невелик, цены в автосалонах начали расти - цифры на ценниках самых популярных автомобилей из экономсегмента («китайцы», «вазы», «дэу-шевроле») за последний месяц изменились в диапазоне от 500 до 15000 грн. Цены же на «средние» (до $30 тысяч) и дорогие (до $50 тысяч) авто пока не изменились, но эксперты рынка прогнозируют рост и на них, объясняя это тем, что выросли отпускные цены производителей и опускать цены уже некуда. Правда, существует подозрение, что повышение цен является лишь попыткой сыграть на нервах потребителей: мол, покупайте то, что еще не подорожало сейчас, а то будет еще дороже. Плюс впереди нас ждут новогодние праздники и традиционные для этого распродажи - вполне вероятно, что продавцы объявят скидки ровно на ту сумму, на которую сейчас произошло подорожание, и даже ниже. Особенно если спрос на автомобили не вырастет и продавцам будет нужно освобождать склады для завоза машин 2011-го модельного ряда. «Сегодня» выяснила: есть ли смысл покупать автомобиль по новым ценам или стоит ожидать их снижения в обозримом будущем?
Кредиты не спасли Несмотря на то, что в прошлом году автопродавцы уверяли, что их проблемы решит возобновление автокредитования, этого не произошло. Кредиты вернулись еще в конце прошлого года, но рынок роста не ощутил: заплатить 30-40 процентов первого взноса способны немногие. Тенденции последних нескольких месяцев: увеличение количества банков, раздающих кредиты, и более либеральные требования к заемщику. Теперь, чтобы взять авто в долг, достаточно внести всего 15-20% первого взноса, а годовая процентная ставка упала во многих банках до 17-20%. Результат - в августе и сентябре продажи авто выросли по сравнению с весенними месяцами на 10%, однако не превысили показатель прошлого года. Проблема в том, что для получения кредита нужно доказать свою платежеспособность.
Требования к уровню и стабильности доходов, наличию имущества, в том числе дополнительного залога, остаются жесткими. Банки учитывают только официальные доходы заемщика. Официальный ежемесячный доход должен в два-три раза превышать платеж по кредиту. Например, если по кредиту нужно платить около полутора тысяч гривен (на авто за 100 тысяч грн., на семь лет, 30% своего взноса, ставка 19%), официальная зарплата должна быть не меньше 3-4,5 тысячи.
Практически нереально получить кредит предпринимателям, работающим на едином налоге. Во-первых, репутацию ЧП-шникам подпортили их «коллеги», которые, не желая платить по кредитам, стали объявлять себя банкротами и пустились в судебные тяжбы с банками. Во-вторых, до сих пор неясно, как изменит их платежеспособность Налоговый кодекс (смогут ли они продолжать столько же зарабатывать при увеличении ставок единого налога, уменьшении оборота с 500 до 300 тысяч). Поэтому банки и не хотят связываться с ЧП-шниками.
Бюджетные подросли Несмотря на то, что ни спрос на автомобили, ни платежеспособность украинцев не выросли, продавцы в октябре начали на 1,5-2 процента повышать цены. В первую очередь, подорожали автомобили самой доступной ценовой категории. Так, самый дешевый автомобиль на рынке - «Таврия» - подорожал на 480 грн., Chery QQ и Kimo выросли в цене на 1500, а Jaggi прибавил в цене аж 4000 гривен. Подняли цены и на ВАЗы: за «девятку» теперь просят на 1000 гривен больше, а «одиннадцатая» подорожала на 1500. Правда, при этом почти на 3000 грн. снизили цены на «девяносто девятую» и «десятку» (смотрите динамику цен в таблице).
Однако это снижение цен - единственный прецедент в сентябре-октябре. Остальные более-менее доступные авто (до 100 тысяч грн.) также подорожали на 1,5-5 тысяч гривен, например за Daewoo Matiz в хорошей комплектации теперь просят вместо 72 тысяч грн. 75 тысяч, за Peugeot 107 теперь хотят получить 94 вместо 93 тысяч грн., а Fiat Panda теперь стоит 105 вместо 100 тысяч. Неожиданно резко взлетела цена на Chevrolet Aveo хэтчбек - ее подняли аж на
16 тысяч грн. И если в автосалонах, торгующих европейскими автомобилями, нам объясняли подорожание ростом курса евро, то продавцы «шевроле» и «ланосов» рассказали, что просто закончились акционные автомобили 2009 года, а авто-2010 стоят дороже.
Радует пока то, что не изменились цены на большинство корейских и японских автомобилей. Правда, есть и исключения. Например, на 1,5-4 тысячи подорожали Nissan и Mitsubishi - тоже закончились модели 2009 года (единичные остатки можно купить на три-четыре тысячи дешевле).
Авто подешевеют к Новому году Означает ли рост цен то, что желающим купить автомобиль нужно прямо сейчас бежать в автосалон и делать покупку, пока на нее не взвинтили цену? В пресс-службе корпорации «АИС» (крупнейший продавец авто, собранных в Украине) газете «Сегодня» пояснили, что в этом году роста цен больше не будет. Однако в следующем году возможно небольшое подорожание - из-за того, что украинские производители планируют поднимать отпускные цены (дорожают сырье и комплектующие). А вслед за ними могут «подтянуться» и импортеры. Правда, продавцы импортных автомобилей по телефону пояснили, что цена будет корректироваться в зависимости от курса евро или доллара, причем большинство продавцов теперь завозит автомобили «под заказ» - фиксируют в договоре сумму в иностранной валюте и берут предоплату в размере
20-30%, а сам автомобиль привозят лишь через два-три месяца. Не ожидается также и снижения цен из-за выброса на рынок залоговых авто, как это прогнозировали в прошлом году - банки поняли, что выгоднее дать клиенту отсрочку и произвести реструктуризацию, чем отбирать автомобили через суд и продавать за бесценок.
Неужели снижения цен не будет? Не совсем так. Судя по опыту прошлых лет, перед Новым годом всегда проводят акции либо распродажи - продавцы в декабре будут избавляться от непроданных автомобилей 2010 года, потому как в 2011-м они ценятся уже меньше (покупатели предпочитают брать «новье»). Обычно потребителя стимулируют либо снижением до 10% от прайсовой цены, либо дополнительными подарками, например в виде комплекта дорогой зимней резины или полиса КАСКО (около
4-5 тысяч грн.). Кроме того, ввиду небольшого спроса, к Новому году могут появиться кредитные акции, проводимые совместно автосалонами и банками. Однако тянуть до весны, надеясь на то, что цены просядут, не стоит - никаких предпосылок для этого сегодня нет.
Изменение автоцен за месяц. Все цены указаны в гривнах Автомобиль | Сентябрь | Октябрь | Разница |
ЗАЗ 1105 | 42400 | 42880 | 480 |
Chery Jaggi | 48480 | 52560 | 4080 |
Лада 21093 | 57350 | 58400 | 1050 |
Лада 21113АЗ | 73680 | 75250 | 1570 |
Ланос хэтчбек | 78240 | 80800 | 2560 |
Chevrolet Aveo хэтчбек | 84000 | 99680 | 15680 |
Daewoo Nexia | 88350 | 91350 | 3000 |
Fiat Panda | 99900 | 104900 | 5000 |
Mitsubishi Lancer | 136090 | 137760 | 1670 |
Skoda Octavia Tour | 156200 | 157920 | 1720 |
Opel Astra H | 158240 | 164640 | 6400 |
Источник: «Авторевю» и эксперты газеты «Сегодня» |