Археологи, которые «колдуют» с лопатами на склонах устья Ингула, уже обратили внимание общественности на свои находки, подкрепив их смелыми выводами.
Директор Центра исследований Северного Причерноморья Института археологии НАН Украины Кирилл Горбенко, под руководством которого осуществляется многолетняя археологическая экспедиция в живописном урочище Дикий Сад, утверждает, что профессиональная интуиция не подвела исследователей древнего памятника эпохи поздней бронзы, на наших глазах становящегося уникальным и выдающимся. Любой желающий может ознакомиться с раскопом окружающего древний город оборонительного рва пятиметровой ширины и трехметровой глубины, а также проходных через него мостов. Недавно обнаружен и раскопан второй из мостов, наличие которых говорит о богатстве города, желании и возможности его жителей позаботиться о своей безопасности.
Кирилл Горбенко не раз подчеркивал прямую связь города со средиземноморской крито-микенской цивилизацией и троянской войной, описанной Гомером в его бессмертной «Илиаде». Многочисленные находки свидетельствуют о том, что николаевский урбанистический центр в устье Ингула был создан не случайно. Для этого были политические, экономические и прочие предпосылки. Английский исследователь А. Хардинг, изучивший обоюдоострые топоры эгейских типов, найденные в Англии, на Балканах и в Северном Причерноморье (например, Козорезовский клад в Николаевской области, а также известные с позапрошлого года знаменитые «13 киммерийских топориков» из Дикого Сада), допускает, что они определяют следы деятельности торгово-ремесленнических колоний крито-микенского общества, прежде всего мастеров-литейщиков. На территории Северного Причерноморья, прилегающей к Днепро-Бугскому лиману, археолог Е. Черных выделил Ингуло-Красномаяцкий (нижнеднепровский) очаг металлообработки - один из самых мощных в Восточной и Юго-Восточной Европе того времени.
Авторитетный британский ученый Д. Кларк утверждает, что «представления, изобретения, технология и предметы материальной культуры распространялись и приспосабливались к местным нуждам, становясь частью традиционной системы и часто теряя при этом многое от своего изначального смысла, но приобретая новое содержание». Затруднения с доставкой сырья, вызванные политическими катаклизмами, после разрушительных походов «народов моря» и гибели Трои потребовали централизации производства металлических изделий. Нижнеднепровский центр металлообработки захватывает Алешковские пески, граничащие с богатой на лес Гилеей, и Нижнее Побужье, где и развивается укрепленный город, жители которого осуществляют транспортные, торговые, а также основные металлопроизводящие и металлоремесленные операции.
Процесс внедрения металлургии в Египте и Месопотамии доказывает, что на высшей ступени развития стояли не те страны, где добывался металл, а районы, куда его привозили. Там, где металл добывался в большом количестве, населению было выгоднее продавать его в необработанном виде, нежели развивать местную металлургию или иную отрасль хозяйства. Регулярные рейсы осуществляли представители городских цивилизаций, и уровень культуры их был несравненно выше.
Все эти факты свидетельствуют о высоком уровне цивилизационного развития жителей нашего Дикого Сада, назовем их как угодно: посттроянцы, фракийцы или киммерийцы.
Предположительную гибель Трои исследователи относят к 1260 г. до н. э. Это так называемая Троя VII Б-1 (всего слоев легендарной Трои, раскопки которой на холме Гиссарлык у самого входа в пролив Дарданеллы со стороны Малой Азии ведутся до сего дня, насчитывается девять с различными временными вариациями). Мозговую атаку жителей возродившейся Трои (Трои VII Б-2) считают основным импульсом в создании мощного торгового и ремесленнического урбанистического очага на пути в стратегически важные и жизненно необходимые сырьевые центры Евразии, что нынче подтверждают лопатами выгребаемые артефакты из трехтысячелетней давности грунта.
Именно эти, утрамбованные антропичные слои выявляют для нас (николаевских и других пытливых и неравнодушных) исторические ценности, соизмеримые, на наш взгляд, с трипольскими протогородскими. А и то сказать: где и когда обнаружен на нашем земном шаре другой такой город, киммерийский, - народа, ославленного бессмертным эпосом и письменами великих шумеров?.. Не найдено пока другого - такого, как в нашем Прибужье. Правда, ученые утверждают, что циркумпонтийская цивилизационная провинция имела ряд и других аналогичных центров: городище Бабадак в устье Дуная, недавно обнаруженное поселение на Ингульце при его слиянии с Днепром, которые, судя по так называемой «варварской керамике фракийского гальштата», «одного поля ягоды». Но по размаху обустройства как показателя стратегической важности - наш Дикий Сад непревзойденный.
Но почему именно на николаевском полуострове возникло это урбанистическое чудо аж бронзовой - неимоверно далекой - эпохи?..
По всей видимости, троянцы или их преемники оказались на ингуло-бугских берегах неспроста. Дело в том, что их предки, вероятнее всего, - выходцы именно… с междуречий Дона, Днепра, Южного Буга и Днестра. Это так называемый народ «дануна» (от индоиранского «дан» - река, вода).
Исторически наблюдается следующая картина. Приблизительно ок. 2300 г. до н. э. прагреки, прамакедонцы, прафракийцы движутся со стороны названных территорий в Северо-Западную Грецию и на юг Дардании в числе народов «курганной волны IV». Какая-то часть прагреков, достигнув Пропонтиды (Мраморного моря), отклоняется от общего пути, переходит проливы (Босфор и Дарданеллы) и, пользуясь временным ослаблением Трои в периоды III-IV вв., пытается освоить данный регион, называемый местными жителями Аххиява. По мнению американской исследовательницы М. Гимбутас, какая-то часть представителей «курганной волны IV» могла сюда проникнуть из Эгеиды, и дануна - это некое изначальное индоевропейское племя, происходящее из того же причерноморского ареала, что и греки-данайцы, и одновременно с ними проникшее в Эгейский бассейн (вспомним Гомера: «бойтесь данайцев, дары приносящих»). Из Северного Причерноморья они несли с собой имя «данайцев». После пребывания на северо-западе Анатолии, в память о стране Аххия-Аххиява, они стали ахейцами. Эти ахейцы, в итоге обжив Аргос в долине Пенея, что в греческой Фессалии, однажды вспомнили о своем происхождении и возжелали возврата старых прадедовских земель хотя бы в качестве колоний.
Ан не тут-то было! На пути стояла Троя, которая одна имела все монопольные отношения с бывшей прародиной. Так родился миф о похищении троянцами Елены и справедливой войне данайцев-ахейцев легендарного Ахиллеса с коварными троянцами-дануна, в результате которой путь в Северное Причерноморье флотами гребных судов стал возможен. И снова замкнулось кольцо великого цивилизационного пространства - циркумпонтийской зоны, и возник на николаевском полуострове город, сравнимый по значимости аналогиями современности с Одессой Украины, где столица Киев, а тогда - условно Троя VII Б-2.
Тесные контакты с остальным - цивилизованным и варварским - миром приносили не только материальную выгоду. Совершался интенсивный информационный, идеологический и культурный обмен. Достаточное количество фактов свидетельствует о существовании своеобразной письменности. Киммерийские топорики, найденные в большом количестве, орнаментированы, очевидно, сакральными символами посвящения, и сегодня делаются попытки их расшифровки. Возможно, когда-нибудь мы узнаем имена и древних народов, и богов, которым они поклонялись, и другие подробности их жизни.
А пока пришло время сформировавшееся научное мнение о существовании древнейшего на территории нашего государства города (о трипольских протогородах еще ведутся дискуссии), расположенного у нас, николаевцев, прямо «под носом», подкрепить присвоением имени этому самому городу. Дикий Сад - это просто природное урочище, микротопонимический объект в ландшафте современного города. Дать имя древнему городу - задача и ученых, и всей николаевской общины.
Есть предложение назвать условно киммерийский город в черте Николаева «Акшайна». Это имя соответствует древнефракийскому «аксайена», что означает «черный». Так фракийские мореходы, ровесники Дикого Сада, называли Черное море. Кроме того, понятие «черный» (аксайна) означало северную сторону горизонта - север. В этом предлагаемом названии древнего города исторический, этимологический, семиотический и другие смыслы хорошо прослеживаются.
Итак, как мы видим, уникальный феномен первых урбанистических шагов, сделанных на территории именно николаевского полуострова, находит свое объяснение в столь же уникальном стечении исторических, географических и этнопсихологических обстоятельств, благодаря которым город в урочище Дикий Сад смог одновременно и отделиться от конгломерата эгейских культур, заняв свое особое положение, и содействовать взаимному обмену товаров, идей и технологий на грани двух миров - варварского мира Евразии и мира древнесредиземноморских цивилизаций.
|