Само по себе это жуткое преступление, со всеми его пугающими деталями, ныне вряд ли поразит ко всему привыкшего обывателя. Но удивителен финал последовавших за ним событий. Когда-то Достоевский и Толстой писали о возникающей в душе самого закоренелого преступника неистребимой потребности к истинному покаянию - перед Богом и людьми, ради очищения и сохранения своей души.
Куда пропала Жанна?
Поначалу внезапное исчезновение Жанны, бухгалтера одного из сельхозпредприятий Братского района, односельчан не встревожило. Ее считали особой ветреной и не слишком путевой. Женщиной она была видной - кровь с молоком, мужчины на нее засматривались. В селе поговаривали, что особо настырным Жанна отвечала взаимностью. К тому же, любила шумные компании. А еще была у нее страсть к перемене мест, жажда новых знакомств и впечатлений. Будь у нее муж покрепче - держал бы в узде. Но Сергей был слабохарактерным. По команде жены он быстро увольнялся с работы и организовывал переезд семьи к родителям Жанны в Черниговскую область. Но, прожив там некоторое время, жена, затосковав по своим подругам, требовала вернуться на николаевскую землю. Так было несколько раз.
А тут она якобы поехала сдавать экзамен в финансовый техникум и пропала. Летели дни, а весточек от нее не было. Селяне начали шушукаться: дескать, бросила непутевая бухгалтерша мужа с пятилетним сынишкой, а сама укатила в дальние края с новым хахалем.
А Сергей отнес заявление о пропаже жены в райотдел милиции. Посыпались запросы в места вероятного ее нахождения. В техникуме Жанну давно никто не видел, не объявлялась она и у закадычных подруг... Сергей тем временем переехал в Черниговскую область.
Но куда же делась Жанна? Как позже оказалось, в тот летний вечер супруги вернулись домой из гостей. Подвыпившая Жанна завела ту же песенку: «Когда ты меня увезешь отсюда?». Ей снова взбрело в голову перебраться к родителям на Черниговщину. Сергей попросил ее успокоиться и решить этот вопрос утром на трезвую голову. Но в Жанну будто вселился бес. Сначала она по привычке закатила истерику, но увидев, что Сергей никак не реагирует, схватилась за нож. Разъяренный муж ударил ее кулаком по голове. Жанна ударилась затылком о косяк двери и упала замертво. В тот вечер Сергей мог вызвать милицию, получил бы срок за бытовое убийство, отсидел его и избавился бы от кошмара, на который себя обрек.
Но тогда он испугался. Не за себя, а за пятилетнего сына, который при живом отце остался бы сиротой. Поэтому Сергей перенес труп жены в сарай и забросал его мусором. А на следующий день стал лихорадочно организовывать перевозку вещей на столь желанную для Жанны Черниговщину. Для этого нанял бортовой «КамАЗ». Грузовик пришел под вечер. Договорились, что водитель ляжет спать пораньше. А завтра раненько они загрузятся и отправятся в неблизкий путь.
Водитель плотно отужинал и завалился спать в дальней комнате. А Сергею не спалось. Оставлять труп жены здесь было опасно. Новые хозяева, наводя порядок, непременно его найдут. Зарыть тело в огороде? А вдруг соседи увидят и начнут задавать лишние вопросы… Спасительная мысль пришла в голову под утро. На рассвете Сергей выкатил из сарая пустую двухсотлитровую бочку от солидола с крышкой. Затащил ее в кузов грузовика и закрепил поближе к кабине водителя. Затем вынес из сарая труп Жанны, однако застывшее тело в бочку не помещалось. Тогда Сергей топором отрубил ей руки и ноги и кое-как запихнул в бочку. Но тут возникла другая проблема. Стояла летняя жара. По дороге труп начнет разлагаться, и запах может учуять водитель. Как быть тогда? И вновь Сергей нашел выход: вынес из сарая мешок цемента и засыпал ним бочку под самую крышку, полил сверху водой и накрыл герметичной крышкой с защелкой. Можно было ехать...
Могилапод навозной кучей
На месте они были через двое суток. Разгрузили привезенный с Николаевщины скарб. Бочку откатили за сарай. Водитель, отдохнув с дороги и получив расчет, тронулся в обратный путь. А Сергей, выждав момент, когда родня Жанны ушла в лес за грибами, принялся за дело. Он вырыл в песке яму и вывалил в нее бочку с зацементированными останками Жанны. Затем быстро засыпал необычную могилу песком, сровнял ее с землей и забросал сверху мусором. А потом как ни в чем не бывало стал жить в этом глухом черниговском селе.
Родители Жанны держали хозяйство: корову, бычка, свиней. Сергей усердно чистил загон для скота, а навоз вывозил и складировал поверх этой потайной могилы. Со временем здесь вырос целый курган. А у родителей Жанны с каждым месяцем таяла надежда увидеть дочь живой...
Прошло два с половиной года. Сергей хотел, чтобы события той страшной ночи забылись, но жена снилась ему каждую ночь. Не помогал забыться даже самогон. В дни поминок усопших родня Жанны обычно шла в церковь, затем на кладбище, где устраивала скорбные поминки по захороненным родственникам, а заодно и по своей без вести пропавшей дочери. Сергей в эти дни под различными предлогами оставался дома, шел за сарай, пил горькую и плакал.
Однажды он понял, что от таких снов может тронуться рассудком. Оставалось одно: или признаться в содеянном, или уехать отсюда, чтобы не видеть этой импровизированной могилы. Он выбрал второе и вернулся в родное село в Братский район. Затем снова возвращался на Черниговщину... Казалось, в него самого вселился дух жены-путешественницы.
А сыщики из Братского райотдела продолжали наводить справки, рассылать запросы и ориентировки, прорабатывать версии. По одной из них, к убийству Жанны мог быть причастен и ее муж Сергей. Розыскникам показалось странным, что тот после исчезновения жены несколько раз менял место жительства. Значит, его что-то гложет?
Чтобы расставить все точки над «і», сыщики пригласили Сергея на беседу в уголовный розыск. На вопросы он отвечал уклончиво и путано, но улик против него не было и подозреваемого отпустили. Хотя у сыщиков и появилась уверенность: Сергей имеет отношение к исчезновению жены! Но без трупа доказать это практически невозможно.
Вскоре в милиции узнали, что Сергей после того вызова на беседу спешно уехал на Черниговщину. Не знаю, как сыщики убедили прокурора района, но санкцию на задержание Сергея они получили. И решили сыграть ва-банк. Для этого они отправились в Черниговскую область, надеясь своим внезапным появлением огорошить Сергея.
Момент истины
Появление сыщиков из Братского на подворье родственников Жанны повергло Сергея в настоящий шок. И он тут же признался в убийстве жены. Следователь записал его показания в протокол. Однако теперь нужно было найти главную улику - труп. Иначе признание Сергея окажется для суда пустым звуком.
И тут подозреваемый сильно удивил работников милиции. Он попросил старшего оперативной группы: «Разрешите, я сам ее отрою. Очень вас прошу. Надо же мне хоть как-то замолить свой грех…». И показал на большую кучу слежавшегося навоза за сараем.
«Да здесь кубов семь. Впору экскаватор вызывать!», - недовольно проронил один из сыщиков. «Не надо экскаватора, я должен сделать это сам…». Майор дал команду снять с подозреваемого наручники, и тот взялся за лопату. Это была поистине грандиозная работа. Сергей работал, как вол, почти целый день. Казалось, еще немного времени, и у него лопнут жилы. Несколько раз Сергей ошибался и тогда продолжал рыть шурф уже с другой стороны «кургана». Таким образом, он каялся: истово, исступленно. Стоящие вокруг него люди понимали это и старались не мешать. Наконец, лопата ударила по чему-то твердому. Это оказалась железная бочка. Ее достали, открыли крышку и нашли расчлененный труп.
Когда прибыл «автозак», чтобы везти Сергея на родину, убийца плюхнулся перед николаевским сыщиками на колени и заявил: «Спасибо, что вы наконец-то сняли с моей души тяжкий грех. У меня уже не было сил нести его дальше. Ведь Жанна, снилась мне почти каждую ночь. Хоть и попила с меня кровушки. И все равно я ее сильно любил. Наверное…».
Суд приговорил Сергея за убийство Жанны к 12 годам лишения свободы. В принципе у него был шанс несколько смягчить наказание. Можно было нанять опытного адвоката. И тот попытался бы убедить членов областного суда, что совершенное его подзащитным преступление было не умышленным. Однако никакой кассационной жалобы в Верховный суд Украины Сергей направлять не стал... |