В минувшую пятницу никакие природные катаклизмы, превратившие Николаев в огромный ледяной каток, не смогли помешать спуску на водную гладь Бугского лимана двух несамоходных судов смешанного («река-море») плавания, построенных на верфи «Вадан Ярдс Океан» для компании «НИБУЛОН». Крестные матери этих плавучих махин - работницы «НИБУЛОНа» Ольга Тимощенко и Мария Понура - по доброй традиции разбили о борта бутылки с шампанским. В добрый путь!
Теперь флот знаменитого николаевского предприятия насчитывает уже шестнадцать судов такого класса, созданных земляками-корабелами за рекордные восемь месяцев. Именно столько времени прошло от начала порезки металла (заметим, украинского) для первой баржи до сдачи заказчику последнего судна. Это достижение по заслугам оценила городская община. На днях были названы триумфаторы общегородской программы «Человек года». В специальной номинации «Инвестиционно-инновационный проект года» победа присуждена генеральному директору ООО СП «НИБУЛОН», Герою Украины Алексею Вадатурскому и генеральному директору ОАО «Вадан Ярдс Океан», Герою Украины Николаю Романчуку с формулировкой «за реализацию проекта строительства серии несамоходных судов для перевозки зерна».
- Мы затеяли великое дело для Украины, - сказал на пятничной церемонии Алексей Вадатурский. - Есть много желающих вбить клин между двумя нашими предприятиями. Они хотят, чтобы «НИБУЛОН» и «Вадан Ярдс Океан» не работали. Но мы будем сотрудничать и дальше!
Два надежных партнера уже подписали контракт на строительство в первом квартале 2010-го еще восьми несамоходных судов, доведя их общее количество до двадцати четырех - общим водоизмещением 108 тысяч тонн. А в нынешнем году «НИБУЛОН» планирует начать создание на верфи «Вадан Ярдс Океан» еще и своего самоходного флота, который будет ходить по Днепру, Дону, Волге, Каспию, поставлять зерно на Ближний Восток, в Грецию и другие державы, заинтересованные в украинском хлебе.
Предприятие Героя Украины Алексея Вадатурского поставило перед собой цель перевозить украинское зерно под украинским флагом. И эту задачу будет реализовывать в 2010 году полномасштабно. Руководитель «НИБУЛОНа» уверен, что его компания станет примером для всего мира, как нужно возрождать кораблестроение и аграрный сектор страны.
Отметим, что уже начаты работы по созданию буксирного флота «НИБУЛОНа», который в конечном итоге будет насчитывать 14 судов. Первые три буксира - «Прибужановский», «Лидиевский» и «Баштанский» - уже стали полноправными членами флотской семьи «НИБУЛОНа». Сейчас закупается оборудование для строительства на верфи «Вадан Ярдс Океан» следующих буксиров. Как отметил Алексей Вадатурский, это предприятие зарекомендовало себя с лучшей стороны, выполняя работу качественно и в срок.
Алексей Афанасьевич опроверг слухи о том, что несамоходные суда, построенные на верфи «Вадан Ярдс Океан», имеют ряд недостатков и испытывают определенные проблемы в эксплуатации.
- Эти слухи распускают завистники, которых в Николаеве очень много, - сказал Алексей Афанасьевич. - Это люди, которые ничего не могут организовать на своем предприятии. Можно лишь восхищаться профессиональной командой завода «Вадан Ярдс Океан», которая ни на день не прекращала работу по выполнению нашего заказа. А ведь большая часть работ выполнялась на открытом воздухе при неблагоприятных погодных условиях. Если бы наши суда не соответствовали ледовому классу, я вместе с Николаем Романчуком, инженерами и проектантами сутки напролет корпел бы над решением этой проблемы! Наши несамоходные суда уже доказали свою способность работать на реке, закованной в метровые ледяные торосы.
Строительство собственного флота - важная часть инвестиционного проекта компании «НИБУЛОН» стоимостью 150 миллионов долларов: первого в истории независимой Украины проекта системного освоения перевозок зерна и другой сельхозпродукции по Днепру. В рамках этого масштабного начинания «НИБУЛОН» планирует возвести до июля 2010 года восемь элеваторов, четыре их них будут представлять собой речные терминалы. Три объекта уже введены в эксплуатацию - высокотехнологичный речной терминал в Витово (Черкасская область), строившиеся параллельно комплексы для хранения зерна в Глобино и Ромодане (оба - Полтавская область). Незадолго до Нового года был залит первый куб бетона в фундамент элеватора в Каменке-Днепровской (Запорожская область), продолжается подготовка к началу строительства нескольких элеваторов на Полтавщине - в Кременчуге, Градижске, Артемовке и Марьяновке. В дальнейшем «НИБУЛОН» планирует возвести зернохранилища в Винницкой, Житомирской, Кировоградской и Днепропетровской областях. Уже в середине лета суммарная емкость элеваторов и речных терминалов «НИБУЛОНа» составит два миллиона тонн! Чтобы было легче понять масштабность этой цифры, отметим, что столько зерна собирает вся Николаевская область в урожайный год.
Кстати, шестнадцать несамоходных судов «НИБУЛОНа» сами по себе представляют один большой элеватор. Трюмы этих плавучих «зернохранилищ» могут принять в свои закрома 72 тысячи тонн зерна. И сравнение с элеватором вызвано не только внушительной вместительностью барж. Как отметил Алексей Вадатурский, эти суда представляют собой своеобразный «термос», в котором постоянно сохраняется влажный температурный режим, позволяющий держать зерно в судовом чреве продолжительное время.
И еще одно сравнение. Для постройки шестнадцати несамоходных судов завод «Вадан Ярдс Океан» переработал металла, достаточного для строительства громадного корабля класса Panamax!
Увы, при слове Panamax у Алексея Вадатурского и его подчиненных возникают не самые веселые ассоциации. Судно «Превентер» такого класса вот уже несколько месяцев томится на рейде порта Южный. Столько драгоценного времени капитан Николаевского морского порта Павел Рябчиков при содействии начальника НМТП Василия Капацыны и полном попустительстве минтранса не дает разрешения этому судну подойти к терминалу «НИБУЛОНа», где оно должно загрузиться крупной партией ячменя для иранского заказчика. Убытки николаевского предприятия из-за простоя «Превентера» и сопутствующих этому факторов исчисляются десятками миллионов долларов, урон имиджу Украины как надежного партнера на мировом аграрном рынке измерить в денежном эквиваленте не представляется возможным.
Как сообщил Алексей Вадатурский, этот вопрос рассматривался на заседании Кабинета министров. Выписка из протокола №8 заседания КМУ от 11 февраля 2010 года гласит: «Создать комиссию в составе министров Онищука Н. В. (председатель комиссии), Мельника Ю. Ф., Данилишина Б. М., Порошенко П. А., первого заместителя министра транспорта и связи Шевченко В. В., первого заместителя министра финансов Уманского И. И., первого заместителя министра обороны Иваненко В. В. для детального изучения ситуации, которая сложилась с загрузкой судна Preventer возле причала ООО СП «НИБУЛОН» ГП «Николаевский морской торговый порт». Комиссии в десятидневный срок предоставить Кабинету министров выводы и предложения по урегулированию этого вопроса».
Свою негативную оценку действиям минтранса и Николаевского морского торгового порта дали влиятельные мировые банки, возмущены поведением «агрессоров» международные ассоциации капитанов и судовладельцев. Остается обратиться только в Европарламент.
- Представьте себе, сколько людей втянул в решение этого вопроса капитан порта Павел Рябчиков из-за своих некомпетентных, заведомо неправильных и заказных действий. И сколько чиновников теперь пытаются снять с себя ответственность за те или иные поступки, - отметил руководитель «НИБУЛОНа».
Алексей Вадатурский посетовал, что раньше рейдерские атаки на «НИБУЛОН» шли от иностранных компаний, теперь же - от николаевцев.
- Это не укладывается в рамки добрососедских человеческих отношений, - сказал он. - Мы добьемся того, чтобы виновные в этом кошмаре были наказаны!
Остается пожелать «НИБУЛОНу», чтобы справедливость восторжествовала. А все трудности, которые в Украине, видимо, суждено преодолевать каждому успешному предприятию, растаяли вместе со льдом на николаевских улицах.