ГАИ уже давно обещала порадовать водителей новыми правилами дорожного движения, разработка которых велась больше года. Но завесу секретности над новым документом не открывали, пообещав сделать сюрприз. И это, безусловно, удалось. Правда, в переносном смысле…
Проект изменений и дополнений к правилам дорожного движения, обнародованный на сайте ДГАИ, как сказано в его преамбуле, был подготовлен «с учетом большого количества принятых за последнее время законодательных актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения». Но, по большому счету, связь правок ПДД с принятыми за последнее время законодательными актами весьма скромна. Зато новшеств в них - хоть отбавляй!
Прежде всего, в дополнениях явно прослеживается желание ГАИ перетянуть на себя все большее количество полномочий. Так, общие положения намечено дополнить пунктом: «Право останавливать транспортные средства, осуществлять их проверку, а также проверку у водителя документов, предусмотренных правилами, предоставляется исключительно работникам милиции». Казалось бы, пункт лишает права останавливать автомобили всевозможных «казачков», «экологов» и представителей других служб. Но они не имели права делать это и ранее! А вот транспортную инспекцию и габаритно-весовой контроль пока никто не отменял. Значит ли это, что водители смогут их игнорировать? Если руководствоваться нововведением, то да. А если следовать остающемуся без изменений пункту 2.4-1 («Водитель грузового автомобиля должен остановиться по требованию работника пункта габаритно-весового контроля…»), то нет.
Если читать между строк, то из нововведения следует, что теперь работники автотранспортной инспекции и пунктов габаритно-весового контроля должны работать исключительно «под крышей» инспекторов ГАИ.
Целый ряд изменений предлагается внести и в термины. Например, такие понятия, как мост, эстакада и путепровод, должен объединить термин «искусственные сооружения». А велосипедные дорожки должны будут иметь покрытие только красного цвета. Хотя пока в Украине нет и обычных асфальтовых…
Почему-то в предлагаемых изменениях отсутствуют такие понятия, как «обзорность» и «ограниченная обзорность». Не исключено, что эти термины хотели изменить, но потом о них просто забыли…
А вот новая редакция такого понятия, как ДТП, просто поражает. Этот термин отныне должен обозначать «событие, происшедшее во время движения транспортного средства по улично-дорожной сети, в результате которого погибли или ранены люди или причинен материальный ущерб». Исходя из данной формулировки, совершенно непонятно, как намечено истолковывать наезд на пешехода на тротуаре или на стоянке либо столкновение машин где-нибудь в лесу или в поле. Более того, по логике нововведения, любой наезд автомобиля на дерево не будет являться ДТП, поскольку на улицах и дорогах деревья обычно не растут...
Но самыми заумными стали такие новые понятия, как «направление движения» и «поворот», которые, безусловно, озадачат не только большинство водителей, но и тружеников свистка и жезла. Прочитайте следующее определение (но только один раз!) и попробуйте пересказать его своими словами.
«Направление движения - мнимая прямая линия движения транспортного средства на участке улично-дорожной сети без учета его перестроений по полосам движения для осуществления обгона, опережения и т. п.». Понятно?
«Поворот - изменение транспортным средством направления движения; отдельным видом поворота является разворот, после выполнения которого транспортное средство начинает двигаться в направлении прямо противоположном начальному».
Конечно же, такие термины в принципе не имеют право на существование, поскольку они лишены какой-либо конкретики и совершенно непонятны. Ведь руководствуясь термином «направление движения», водители в горных районах должны будут непрерывно пользоваться указателями поворотов, несмотря на то, что на самом деле никакого направления движения они изменять не будут.
Непонятно и то, зачем нужно было трогать термин «полоса движения». Если сейчас ее ширина может быть не менее 2,75 м, то предполагается, что она должна иметь ширину, «определенную нормами для движения транспорта в один ряд». Хотя какие-то безадресные ссылки на неизвестные нормы прямо противоречат сути правил.
Конечно же, в ДГАИ стремятся расширить круг обязанностей водителей, в частности заставляя их возить с собой документы, не предусмотренные действующим законодательством. Так, в путевом листе предполагается безоговорочное наличие обязательных отметок о прохождении водителем ежесменного предрейсового медосмотра и проверки технического состояния автомобиля. Что станет хорошим поводом для «развода» водителей, выполняющих многодневные рейсы.
А «самозанятых» перевозчиков (таксистов-«частников») хотят заставить постоянно возить с собой сервисную книжку с отметками о прохождении ежеквартального ТО и медицинскую справку. Но так как за их отсутствие ответственность не предусмотрена, за это предполагают изымать лицензионную карточку. Которую, кстати, правила отныне предусмотрительно обязывают перевозчиков возить с собой.
Предполагается также прописать запрет на любое пользование временно ввезенным транспортным средством при отсутствии в нем того, кто его ввез.
Кроме того, автолюбителям запрещается садиться за руль не только в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а и в случае болезни, усталости или под действием лекарств — все это снижает уровень реакции на дорожную обстановку. Инспектор может потребовать от водителя пройти медицинское освидетельствование. Проще говоря, если у вас температура, простуда, аллергия и при этом вы принимаете медпрепараты, то за руль лучше не садиться.
Что же касается приведения правил в соответствие с другими законодательными актами, то в них отныне намечено прописать тот же возрастной ценз допуска к управлению транспортными средствами, что и в Законе «О дорожном движении» (мотоциклы и мопеды - с 16 лет; автомобили - с
18 лет; автомобили с прицепами - с 19 лет; автобусы, трамваи и троллейбусы - с 21 года).
Горизонтальную разметку намечено пополнить изображением дорожных знаков, нанесенных краской соответствующего цвета, хотя в наших климатических и экономических условиях целесообразность подобного новшества вызывает большие сомнения.
После долгих лет виртуального существования в правилах такого понятия, как «дорога для автомобилей», которые в Украине так и не появились, их было решено предать забвению и исключить из ПДД все упоминания о них.
Но наибольшее умиление вызывает незнание авторов «изменений и дополнений» действующих правил! Так, пункт 12.6. ґ, устанавливающий скоростной режим вне населенных пунктов, предлагается изложить в такой редакции:
«ґ) иным транспортным средствам: на автомагистралях - не более 130 км/ч, на других дорогах - не более 90 км/ч», взамен якобы действующего пункта 12.6. ґ следующего содержания:
«ґ) иным транспортным средствам: на автомагистралях - не более 130 км/ч, на дорогах для автомобилей - не более 110 км/ч, на других дорогах - не более 90 км/ч».
Но ведь данный пункт с 22.04.2009 г. имеет совершенно другую редакцию, кстати, уже лишенную упоминания об этих самых «дорогах для автомобилей»:
«ґ) иным транспортным средствам: на автомобильной дороге, обозначенной дорожным знаком 5.1, - не более 130 км/ч, на автомобильной дороге с проезжими частями, отделенными разделительной полосой, - не более 110 км/ч, на других автомобильных дорогах - не более 90 км/ч».
И здесь возникает закономерный вопрос, какова компетенция тех, кто готовил нововведения, если они не знают даже о том, что сейчас написано в правилах дорожного движения?
Проектом изменений намечено также запретить стоянку на тротуарах, а остановку - на автомагистрали. Кроме того, маршрутным транспортным средствам намечено запретить останавливаться вне «штатных» мест остановки, обозначенных дорожными знаками. А автомобилям-такси хотят запретить останавливаться в зоне действия знака 3.34 «Остановка запрещена».
Намечено также ввести пункт, запрещающий перевозку пассажиров автобусом на расстояние свыше 500 км одним водителем, а также запрещающий перевозить автобусами груз в местах, не предусмотренных заводом-изготовителем.
Если в настоящее время эксплуатация автобусов с прицепами запрещается, то предлагается разрешить ее в случае, если тягово-сцепное устройство предусмотрено конструкцией и установлено заводом-изготовителем.
Еще одно новшество должно обязать водителей «использовать цепи противоскольжения на участках дорог, обозначенных дорожным знаком 4.18 («Цепи противоскольжения обязательны»). Соответственно, намечено ввести такой знак.
Проект предлагает и другие менее существенные изменения, связанные с изменением редакции тех или иных пунктов и принципиально не затрагивающие их смысл.
Но в целом предлагаемые нововведения большей частью не продуманы, слеплены на скорую руку и требуют корректировки специалистами.
Кроме того, в целом ряде случаев в графе «действующая редакция» запись имеется, а графа «проект новой редакции» пустует. Понять это достаточно сложно, но объяснить можно только безалаберным отношением к подготовке данного документа. Хотя не будет ничего удивительного, если его волевым решением примут в предлагаемом виде. |