В четверг из сухого дока судостроительного завода «Вадан Ярдс Океан» были выведены очередные четыре несамоходные судна, построенные по заказу николаевского сельскохозяйственного предприятия «НИБУЛОН». Всего благодаря быстрому и качественному труду океановцев флот этой компании насчитывает сегодня дюжину несамоходных судов смешанного («река-море») плавания. Восемь барж, спущенных на воду в августе и октябре, уже успели перевезти в своих трюмах не один десяток тысяч тонн зерна, успешно поработав на экономику Украины.
Напомним, что, согласно контракту, подписанному в марте, николаевские корабелы построят для «НИБУЛОНа» 16 барж. А в четверг, после завершения торжественной церемонии на причале, два Героя Украины - генеральный директор ООО СП «НИБУЛОН» Алексей Вадатурский и руководитель завода «Вадан Ярдс Океан» Николай Романчук направились в музей верфи, где скрепили своими подписями контракт на строительство еще восьми судов. Романчук заверил: дабы поспеть в срок, завод с 10 декабря переходит на работу в две смены, и уже в апреле 2010 года последние баржи будут сданы заказчику. Это означает, что весной флот «НИБУЛОНа» вырастет до 24 судов общим дедвейтом 108 тысяч тонн. Согласитесь, чтобы в условиях кризиса замахнуться на такое масштабное строительство, нужно обладать крепкими финансовыми тылами.
Конечно, вы заметите, что «НИБУЛОН» давно заслужил репутацию крупного сельхозтоваропроизводителя и надежного торгового партнера на украинском и мировом рынках. Так зачем предприятию неугомонного Вадатурского еще и флот-то понадобился? А ведь кроме барж, инвестиционный проект компании предусматривает строительство еще и 14 речных и морских буксиров. Ответ лежит на поверхности. «НИБУЛОН» научился выращивать зерно и умело продавать его на мировом рынке, но назрела необходимость более рациональной транспортировки зерновых - водным путем. Вот и скользят теперь по рекам нибулоновские баржи, возрождая судоходство по главной водной артерии Украины.
Впрочем, не баржами едиными. Осуществляя вышеупомянутый инвестиционный проект общей стоимостью 150 миллионов долларов, «НИБУЛОН» возводит в Черкасской, Полтавской и Запорожской областях восемь элеваторов и речных терминалов суммарной емкостью 600 тысяч тонн. Четыре из них уже приняли зерно в свои закрома. В будущем году будет поставлена точка в строительстве остальных, и тогда аграрии центральной части Украины смогут реализовывать через новые элеваторные комплексы около 2,5 миллиона тонн зерна в год.
Успешное завершение этого проекта «НИБУЛОНа» обеспечит дополнительно поступление в бюджет аграрного сектора от продажи сельскохозяйственной продукции около четырех миллиардов гривен! Миллиардные прибавки станут возможными за счет удешевления логистики. В результате цены на зерно вырастут на Левобережной Украине и в ближних к Днепру регионах Правобережья от 50 до 100 гривен на одной тонне! И, заметьте, для этого не требуется никаких бюджетных денег - только содействие реализации инвестиционной программы.
Но вернемся к баржам. Спуск судов прошел по необычному для такого события сценарию. Перед началом привычного митинга Алексей Вадатурский в компании с николаевским городским головой Владимиром Чайкой поднялся на одну из барж, убедился в высоком качестве выполненных работ и сфотографировался на фоне эмблемы компании.
Затем руководитель «НИБУЛОНа» и мэр таки заняли места на трибуне. Алексей Вадатурский зачитал официальное поздравление от Президента Украины Виктора Ющенко для трудовых коллективов ООО СП «НИБУЛОН» и ОАО «Вадан Ярдс Океан». Глава государства, в частности, отметил, что спуск барж «является примером эффективного сотрудничества двух мощных предприятий, которые доказали, что кризис преодолевают, объединив усилия».
А затем Алексей Вадатурский отметил, что... не планировал торжественного митинга, поэтому и гостей высокого ранга не приглашали. Очень уж настроение непраздничное. Безусловно, сегодняшнее событие является значимым и для его предприятия, и для верфи, и для города, но слишком уж много времени и сил тратит сейчас «НИБУЛОН» на решение других проблем.
- Сегодня работу нашего предприятия блокируют заинтересованные лица для того, чтобы компания не развивалась и не могла нормально работать в Николаеве, - сказал Алексей Афанасьевич. - Эти люди сегодня, как «сомалийские пираты», додумались до того, чтобы не пускать суда к причалу нашего предприятия!
Очевидно, речь идет о блокировании судна «Превентер», которому «стараниями» минтранссвязи и Николаевского морского торгового порта вот уже 55 дней (!) запрещают подойти к причалу терминала «НИБУЛОНа» и загрузиться крупной партией ячменя для Ирана. Убытки «НИБУЛОНа» от «стояния» на канале уже достигли трех миллионов долларов! Срыв контракта, безусловно, нанесет ущерб репутации не только николаевского предприятия, но и всей Украины как надежного партнера на мировом рынке.
- Сегодня это случилось с нами, завтра может случиться с любым предприятием в Украине, - сказал Вадатурский. - Это посягательство на свободу труда, свободу предпринимательства, свободу экономической деятельности и жизни людей. Если бы нам не мешали, мы бы уже подписали ряд контрактов...
Однако руководитель предприятия не теряет присутствия духа. По его словам, есть надежда, что этот произвол скоро закончится. О проблеме знает Виктор Ющенко, который уже дал распоряжение Генеральной прокуратуре и СБУ разобраться в ситуации и привлечь виновных к ответственности.
- Надеюсь, что правда и свобода все же возьмут верх, - сказал Алексей Афанасьевич.
Городской голова Владимир Чайка эту проблему прокомментировал так:
- В стороне не могут оставаться и депутатский корпус, и мэр. Именно поэтому мы обратились в Генеральную прокуратуру, в суды, чтобы прекратить этот произвол. Ми все равно отстоим наши права, права наших граждан. Сегодня эти события тормозят привлечение капитала на Николаевщину. Как «НИБУЛОН» может делать новые заказы, если его нормальной работе препятствуют?
Владимир Чайка подчеркнул, что выполнение контракта по загрузке судна «Превентер» - это еще и солидные поступления в городскую казну.
После непривычно короткого митинга крестные матери барж разбили об их борта бутылки шампанского. Эту почетную миссию исполнили специалисты «НИБУЛОНа» - заместитель генерального директора по обеспечению качества и хранения продукции Нина Кравец, начальник отдела капитального строительства Галина Волкова, начальник отдела охраны окружающей среды Алла Изместьева и экономист финансового отдела Светлана Бочарова.
Строительство флота вновь подтвердило не раз озвученный тезис: «НИБУЛОН» - локомотив украинской экономики. Звучит несколько высокопарно, скажете вы. В ответ приведу несколько цифр. Для строительства двадцати четырех барж и семи элеваторов необходимо 70 тысяч тонн металла, а это стабильные рабочие места для украинских металлургов. На водной глади весь нибулоновский «караван», который будет эксплуатироваться под надзором регистра судоходства Украины и ходить под украинским флагом, растянется почти на три километра!
Целый год в реализации инвестиционного проекта задействованы 15 тысяч работников, а после введения в эксплуатацию всех элеваторов и судов постоянное место работы в компании «НИБУЛОН» получит тысяча жителей Украины. Реализуя инвестпроект при участии отечественных проектантов, металлургов и судостроителей, «НИБУЛОН» дает стимул для развития всем отраслям экономики Украины, что особенно актуально в условиях нынешнего мирового кризиса.
- Если бы в Николаеве было два таких предприятия, как «НИБУЛОН», то все три судостроительных завода работали бы. Если бы таких было десять, то Украина достигла бы гораздо более высоких результатов в аграрной отрасли. Если бы урожайность на полях Украины была бы такой, как урожайность в хозяйствах нашей компании, то сегодня валовый сбор на Украине достиг бы 90 миллионов тонн продукции самого высокого качества, - сказал в четверг Алексей Вадатурский.
Что можно добавить к этим словам? Дай Бог, чтобы когда-нибудь в Украине действительно было десять «НИБУЛОНов». И чтобы им не мешали работать...