Государственное предприятие «Дельта-лоцман» создано в 1998 году с целью усовершенствования условий обеспечения безопасности мореплавания, а также упорядочения структуры морских лоцманских служб в Северо-Западной части Черного моря.
Виды деятельности: содержание и эксплуатация каналов (БДЛК, Херсонский морской канал, ГСХ «Дунай-Черное море»), лоцманские проводки и оказание услуг служб регулирования движения судов во всех портах Украины от Мариуполя до Рени.
Размер тарифов на услуги, оказываемые ГП «Дельта-лоцман», устанавливаются постановлениями правительства (канальный сбор) и приказами минтранссвязи по согласованию с минэкономики, минюстом и Госкомпредпринимательством (другие сборы).
Предприятие имеет в арсенале специализированный флот - 20 лоцманских катеров, два промерных катера, буксир ледового класса «Гайдамака». На «Дельта-лоцман» трудятся 1478 сотрудников, в том числе почти триста государственных лоцманов.
В 2008 году «Дельта-лоцман» получило сертификат регистра судоходства Украины, который свидетельствует о соответствии системы управления качеством предприятия требованиям ДСТУ ISO 9001-2001.
По поручению министерства транспорта и связи Украины ГП «Дельта-лоцман» является заказчиком работ по проектированию и строительству ГСХ «Дунай-Черное море» через устье Быстрое. Этот проект, получивший название «Малый Босфор», даст возможность возродить крупнотоннажное судоходство по украинской части Дуная.
Впятницу состоялась пресс-конференция директора ГП «Дельта-лоцман» Александра Голодницкого, на которой он проинформировал об итогах работы предприятия за девять месяцев 2009 года.
На «Дельта-лоцман» кризиса нет! В тяжелую годину кризиса, поразившего экономику Украины, государственное предприятие «Дельта-лоцман» остается одним из немногих островков благополучия на экономической карте страны. Как сообщил Александр Голодницкий, по итогам работы за девять месяцев 2009 года чистая прибыль ГП «Дельта-Лоцман» составила 303,5 миллиона гривен - это почти в четыре раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года (80 миллионов), и в шесть с лишним раз - позапрошлого (48,7 миллиона)! По финансовым показателям «Дельта-лоцман» находится на ведущих позициях среди предприятий государственного сектора морской отрасли Украины, соревнуясь с Одесским, Мариупольским, Ильичевским портами и портом Южный.
Как отметил Александр Голодницкий, в сентябре 2009 года компания BDO провела на «Дельта-лоцман» трехмесячную процедуру международного аудита с соблюдением всех международных стандартов.
- Было сделано официальное заключение о полном соответствии финансовой отчетности нашего предприятия требованиям законодательства и финансовых стандартов. Это однозначно подчеркивает правомерность исчисления чистой прибыли и собственного капитала предприятия, - подчеркнул Александр Григорьевич.
С ростом чистой прибыли значительно увеличилась и сумма поступлений «Дельта-лоцман» в государственный бюджет. В январе-сентябре 2009 года предприятие направило в казну 183,5 миллиона гривен. Почувствуйте разницу: за девять месяцев 2008 года эта цифра составила 61,4 миллиона гривен, 2007-го - 50,4 миллиона. В нынешнем году ГП «Дельта-лоцман» - лучший налогоплательщик города Николаева. По данным Специализированной государственной налоговой инспекции по работе с крупными налогоплательщиками в Николаеве, предприятие обеспечило наибольший удельный вес поступлений в государственный бюджет Украины - 24,6 процента.
«Дельта-лоцман»: год без сокращений Как сообщил Александр Голодницкий, средняя заработная плата на предприятии за 9 месяцев 2009 года выросла до 8490 гривен. За такой же период в 2008 году она составляла 7180 гривен, в 2007-м - 6041 гривну. Такое увеличение произошло как по причине пересчета окладов пропорционально росту минимальной зарплаты, так и за счет введения с августа 2008 года механизма персональных надбавок к заработной плате морским лоцманам. Эти надбавки варьируются в зависимости от количества и сложности лоцманских проводок, а также трудового стажа. За выполнение особо трудных заданий предусмотрены премии. Размер надбавок составляет от
40 до 120 процентов должностного оклада и рассчитывается компьютером, что исключает субъективный человеческий фактор.
- Такие материальные поощрения - дополнительная мотивация для наших работников, которая приводит к снижению количества аварийных морских происшествий. Ведь именно от лоцманов во многом зависит безопасность морского движения, - сказал руководитель «Дельта-лоцман».
Кстати, за девять месяцев 2009 года на «Дельта-лоцман» зарегистрировано рекордно низкое количество аварийных морских происшествий - всего четыре. Для сравнения: за аналогичный период 2008 года аварий было 10 (за весь год - 15), 2007-го - 19 (27). При этом ни одна из них не произошла по вине лоцмана или лоцмана-оператора. Каждое морское происшествие скрупулезно изучают в лоцманских службах, дабы исключить подобные случаи в будущем.
Возвращаясь к социальным аспектам работы предприятия, Александр Голодницкий подчеркнул, что после октября 2008 года сокращений на «Дельта-лоцман» не было. Последние сокращения датируются сентябрем-октябрем прошлого года, когда в ходе реструктуризации раздутого административно-управленческого аппарата на предприятии расстались с 29-ю работниками. Это было сделано с целью повышения эффективности управления и экономики предприятия. Подчеркнем, сокращение не коснулось основного производственного персонала - лоцманов, а затрагивало только административно-управленческий персонал. Напротив, за 2008 год - 9 месяцев 2009 года принято на предприятие 28 лоцманов-стажеров, 5 морских лоцманов и 12 лоцманов-операторов-стажеров.
- Работникам «Дельта-лоцман» четко дали понять: в период финансового кризиса сокращений не будет! - сказал Александр Голодницкий. - Тем более, что с увеличением ставок сборов улучшилось финансовое состояние предприятия.
И еще один важный момент, озвученный Голодницким на пресс-конференции. За время его руководства предприятием на работу было принято 145 человек, в том числе доля производственного персонала составила 79 процентов. Сравните: из 317 работников, взятых в штат Виктором Бездольным, предшественником Александра Голодницкого, половину составляли управленцы. Возможно, это и стало причиной сокращений.
ГСХ «Дунай-Черное море» - выбор принцессы Как было озвучено на пресс-конференции, всего с момента возобновления судоходства в украинской части дельты Дуная в апреле 2007 года через гирло Быстрое прошло 3163 судна, в том числе
20 - с осадкой более пяти метров. А в 2009 году по состоянию на 23 октября по ГСХ «Дунай-Черное море» прошло 1075 судов, из них с осадкой пять метров и больше - девять.
Знаменательным событием нынешнего года стало то, что по украинскому глубоководному судовому ходу впервые прошли два судна с осадкой 5,5 метра! Это два сухогруза - турецкий Hilmi-K и, буквально на днях, Kemal kuru под флагом Мальты. А ведь еще год назад о таких проводках приходилось только мечтать.
Напомним, согласно характеристикам морского подходного канала, по украинскому ГСХ уже сейчас могут проходить суда с осадкой 5,85 метра. Лимитирующими являются пять перекатов в речной части ГСХ. А полная реализация проекта предусматривает доведение показателя осадки проходящих судов до 7,2 метра. Это сделает практически неконкурентоспособным Сулинский канал (Румыния).
- Увеличение количества судов с предельной загрузкой, проходящих по ГСХ «Дунай-Черное море», подчеркивает, что судовладельцы убедились в безопасности украинского судового хода и его преимуществах, - отметил Александр Голодницкий.
По словам руководителя «Дельта-лоцман», в конце 2008 года руководство предприятия провело совещание с морскими агентами Дунайского региона, пытаясь выяснить, почему ГСХ «Дунай-Черное море» не пользуется популярностью у судовладельцев. Причина оказалась удивительно проста: об украинском глубоководном судовом ходе почти никто не знает!
- Поэтому мы стали прилагать максимум усилий, чтобы ГСХ «Дунай-Черное море» стал более узнаваем и предпочтителен, экономически и технически привлекателен для судовладельцев, - сказал Александр Голодницкий. - На этом сосредоточены усилия и лоцманов, и экономистов «Дельта-лоцман». Был даже разработан отдельный специализированный сайт украинского судового хода (www.gsh.delta-pilot.ua), мы обратились к одесским властям, дабы они провели соответствующие встречи с представителями консульств в Южной Пальмире, письмо за подписью заместителя министра транспорта и связи Украины с предложением воспользоваться судовым ходом «Дунай-Черное море» было распространено среди судовладельцев. Эта работа приносит плоды, началось точечное оттягивание судопотоков от румынского Сулинского канала. В связи с возросшим количеством заходов судов Килийский портопункт Усть-Дунайского морского торгового порта даже перешел на работу в три смены.
Руководитель «Дельта-лоцман» привел красноречивые цифры. В августе 2009 года количество судопроходов по ГСХ «Дунай-Черное море» составило 180 против 124 по Сулинскому каналу, а в сентябре - 141 против 110. С 1 по 12 октября по гирлу Быстрое прошло уже
60 судов. А одни сутки в начале этого месяца и вовсе ознаменовались рекордом: с 9 утра 2 октября до 9 утра 3 октября по ГСХ «Дунай-Черное море» прошло 11 судов! Гирло Быстрое предпочли судовладельцы Греции, Панамы, России, Мальты, Украины, Коморских островов. Суда направлялись из Грузии, Греции, Румынии, Турции, украинских дунайских и черноморских портов.
В июле 2009 года крупнейшая металлургическая компания Arcelor Mittal переориентировала поставку руды на свое предприятие в румынском Галаце на украинский ГСХ. Ранее транспортировка сырья для завода Arcelor Mittal проходила по румынскому каналу - из Констанцы.
Как недавно отметил директор «Украинского дунайского агентства» Алексей Слепец, судовладельцев устраивает то, что по ГСХ «Дунай-Черное море» суда ходят в обоих направлениях и в любое время суток. Это существенно экономит время, ведь рейс из Бургаса в Галац и обратно занимает пять суток. Кроме того, судовладельцев привлекают и более низкие, чем на румынских каналах, тарифы за проход. Это поясняется тем, что украинский ГСХ не «закован» в бетон, как его румынский «коллега», а расположен в природном гирле.
Украинскому ГСХ начали отдавать предпочтение и пассажирские перевозчики. В апреле нынешнего года молдавское судно «Принцесса Елена» после того, как осуществило рейс в Стамбул через Сулинский канал, выбрало украинский судовой ход через гирло Быстрое.
Для туристов украинский ГСХ привлекателен возможностью погрузиться в первозданную природу одного из самых удивительных уголков нашей планеты. В гирле Быстром туристы наслаждаются видом дунайских плавней, видят то, что в незапамятные времена наблюдали древние скифы, сарматы и римляне. Туристический маршрут, проходящий через Вилково, позволяет насладиться красотами украинской Венеции, а одна из турфирм возит дайверов и туристов через гирло Быстрое на единственный в Украине скальный остров Змеиный.
По сути, глубоководный судовой ход «Дунай-Черное море» стал глотком воздуха для возрождающейся туристической отрасли Придунавья, наполняя местные бюджеты региона дополнительными поступлениями и создавая новые рабочие места.
Тем временем, сообщил Александр Голодницкий, по состоянию на 16 октября 2009 года построена полная проектная длина надводной части ограждающей дамбы на ГСХ «Дунай-Черное море» - 2730 метров. С 1 августа 2009 года работы по строительству выполняет ООО «Спецдорстройтехника». Максимальная глубина дамбы - 8 метров, ширина - 50 метров. Сейчас дамбу «одевают» бутовым камнем диаметром более 800 мм. Во всей своей красе и в полном соответствии с проектными характеристиками дамба предстанет уже в этом году.
Европейский стандарт безопасности Предприятие «Дельта-лоцман» активно участвует в возрождении Дуная как водной транспортной артерии Украины. Как сообщил Александр Голодницкий, 6 октября в Брюсселе в Европейской экономической комиссии ООН ГП «Дельта-лоцман» от лица Украины было принято в члены руководящего комитета по внедрению проекта Речных информационных служб - Implementation of River Information Services in Europe II. Таким образом, николаевское предприятие получило возможность непосредственно участвовать в разработке стратегии, тактики, технической и организационной основы этого европейского проекта.
Целью проекта IRIS Europe II является внедрение на внутренних водных путях, в частности на Дунае, услуг по обмену данными по транспортным и грузовым потокам, по судам, перевозимым грузам и маршрутам следования, услуг по предотвращению чрезвычайных происшествий.
В проект Речных информационных служб «Дельта-лоцман» пришел с собственными разработками в области мониторинга надводной обстановки в территориальных водах Украины. На постах регулирования движения судов ГП «Дельта-лоцман» в разных регионах Черного и Азовского морей уже давно и успешно работают базы данных по судам и мониторинг их движения. Поэтому предприятие рассчитывает на поддержку правительства Украины по созданию легитимного документа об обмене информацией с другими дунайскими странами и партнерами по IRIS Europe II.
Участвуя в проекте Речных информационных систем, Украина будет включена в принятые Евросоюзом стандарты, обеспечивающие безопасность движения судов, пассажиров и грузов и регулирующие грузопоток внутри 7-го Международного транспортного коридора, который соединяет Северное и Черное моря по внутренним водным путям Европы.
В перспективе министерство транспорта и связи Украины и ГП «Дельта-лоцман» рассматривают возможность внедрения речных информационных служб и служб регулирования движения в бассейне Днепра.
Время собирать камни Руководитель «Дельта-лоцман» напомнил о ревизии финансово-хозяйственной деятельности предприятия за период с 1 октября 2006 года по 31 декабря 2007 года (время руководства Виктора Бездольного), проведенной Контрольно-ревизионным управлением. Ревизия выявила ряд финансовых нарушений. Как выяснилось, их львиная доля на совести подрядчика, строившего ограждающую дамбу на ГСХ «Дунай-Черное море» в 2007 г. Предприятие «Укрморшлях» своими действиями нанесло государству в лице ГП «Дельта-лоцман» убытки на
15,3 миллиона гривен, безосновательно завышая стоимость работ по строительству дамбы, «теряя по дороге» оплаченный заказчиком бутовый камень и т. д.
«Дельта-лоцман», желая вернуть потерянные по вине подрядчика деньги, подало на «Укрморшлях» иск в хозяйственный суд, и тот признал подрядчика банкротом.
По словам Александра Голодницкого, «Дельта-лоцман» рассчитывает на погашение общей задолженности перед ним. По оценке руководителя, она составляет около 23 миллионов гривен, из которых 15,3 миллиона начислено актом КРУ, а более 8 миллионов гривен - возврат неотработанного аванса и различные штрафные санкции.
Также процедура признания банкротами предстоит и еще нескольким предприятиям, которые нанесли финансовые убытки «Дельта-лоцман». Это «Югсудремсервис», неоправданно затянувший сроки ремонта катеров николаевского предприятия, а также «Украинский фарватер».
Разделить «Дельта-лоцман» - идея неудачнаяВпрочем, Александр Голодницкий не питает иллюзий вернуть все потерянные деньги, потому что у некоторых предприятий-банкротов из имущества были только стол да стул…
Комментируя разговоры о своем возможном увольнении, Александр Голодницкий отметил, что они вызваны «личными интересами и непониманием целого круга серьезных вопросов, которые стоят перед предприятием».
- В подобных заявлениях нет никакой политической подоплеки или фактов реальных нарушений, - отметил директор ГП «Дельта-лоцман».
Кроме того, Александр Григорьевич негативно отозвался об идее разделения «Дельта-лоцман» на три части, озвученной на днях представителем одной из политических сил. Мол, одно предприятие должно заниматься эксплуатацией и развитием Бугско-Днепровского лиманского канала и взимать канальный сбор, второе - осуществлять лоцманские проводки и обеспечивать безопасность судоходства, третье - строить ГСХ «Дунай-Черное море».
- Такое разделение повлечет увеличение административного аппарата, а два предприятия точно уйдут из Николаева в другой регион, - сказал руководитель «Дельта-лоцман». - ГСХ, напомню, находится в Одесской области. И большая часть лоцманских проводок осуществляется не здесь. Останется только сбор с Бугско-Днепровского лиманского канала и Херсонского морского канала. Хотя, в таком случае, и ХМК может отделиться. Для Николаева это будет большая потеря в плане налогов. Эта идея или неудачный экспромт, или задумка по переделу собственности.
Александр Голодницкий уверен, что «Дельта-лоцман» в ближайшее время не будет выведена из государственной собственности. Во-первых, согласно «Кодексу торгового мореплавания», лоцманские проводки в Украине могут осуществлять только государственные лоцманы, а во-вторых - «Дельта-лоцман» включена в список предприятий, не подлежащих приватизации.
Кроме того, реорганизация стабильного предприятия - «это путь в никуда».