Есть люди, которые хранят в себе внутренний свет. С ними разговариваешь, а кажется, что у костра греешься. И этот свет присутствует постоянно. Он не исчезает с возрастом, не тускнеет в горе. Такие люди - редкость. Встреча с ними - большая удача, в особенности, если этот человек оказался вашим учителем. Валентина Гавриловна Иванько меня никогда не учила, но с первых же слов нашей беседы я почувствовала – вот он человек с внутренним светом. Что мне оставалось? Только вдоволь накупаться в этих теплых ласковых лучах. Учителем не рождаются Валентина Гавриловна родом из Кировоградской области. В 1953 году она с отличием окончила исторический факультет Кировоградского пединститута, год работала в одной из школ Черкасской области, потом – на Донбассе в должности завуча, а с 1961 года – в Николаеве. На счету Валентина Иванько – восемь классов, которые она вела как классный руководитель и выпустила: два на Донбассе и шесть в Николаеве (два в общеобразовательной школе №32 и четыре в ООШ №51). В этом году Валентине Гавриловне исполнилось 80 лет. Последних восемь лет она не преподает, но школа по-прежнему остается главной темой в ее жизни. - Валентина Гавриловна, когда Вы поняли, что хотите стать учителем? - Еще в школе, в восьмом классе. Я всегда очень любила детей и решила, что буду только педагогом. А почему историк? Потому что у меня была очень хорошая преподаватель истории. Я решила, что пойду по ее стопам. Именно у нее я училась тому, как обращаться с учениками, как вести себя на уроке. В общем, переняла учительский такт. - Вы довольны тем, как сложилась Ваша профессиональная судьба? - Очень довольна. - Но ведь профессия учителя очень трудная? - Трудная, но благородная. Ведь учитель воспитывает поколение за поколением. Если любишь эту работу и полностью отдаешься детям, то получаешь только удовлетворение. У меня никогда не было момента в жизни, когда бы я подумала о том, чтобы бросить эту работу. Мне как-то пришлось полгода проработать воспитателем в детском доме, и за это время я поняла, что создана для школы. - Учителем нужно родиться, или это должно прийти со временем? - Я считаю, что учителем не рождаются. Хотя, когда я родилась, мой отец всем объявил: «У нас родилась учительница». Осознание своего призвания приходит со временем, с возрастом. Школа – как воздух. Не надышаться - Вы считаете себя строгим учителем? - Нет. Я на уроке никогда не повышала голос. Как говорила одна моя выпускница, мне стоило посмотреть на ученика, чтобы он стал вести себя на уроке как положено. Я никогда не жаловалась на дисциплину в классе. Но это все благодаря моим ученикам. Ученики мне всегда доставались хорошие, они во всем мне помогали. Именно благодаря им я смогла проработать в школе 50 лет. - Что для вас вообще значит школа? - Я всегда как на крыльях летела в школу. Было время, когда мне пришлось временно уйти из школы. Я помогала детям, нянчила внуков. Не работала два года. Когда я вернулась в школу, мне казалось, что я не могу надышаться, насмотреться на детей, наслушаться шума на переменах. Все для меня было радостно. - Был ли какой-то случай, связанный со школой и с учениками, который Вам особенно запомнился? - Я читала историю в восьмом классе. Там был мальчик, который по неосторожности получил общее заражение крови. Срочно нужна была кровь для спасения этого ученика. Директор вызвал нас и попросил обратиться к ученикам с просьбой поговорить с родителями, с родственниками. Возможно, кто-то сможет сдать кровь. Это был 1969 год. Я тогда была классной в десятом классе. Когда я рассказала своим детям об этом, они все встали и сказали: «Мы пойдем и сдадим кровь, спасем Славика». Этот единодушный порыв поразил меня до глубины души. У учеников не положено было брать кровь. Но пять человек все-таки сдали. Это были крупные ребята, они на станции переливания крови сказали, что работают на заводе. Вот этот случай я запомнила на всю жизнь. Самая главная награда - Есть ли ученики, которыми Вы гордитесь? - Конечно. Например, Гриша Филипповский, выпускник ООШ №32 1969 года. Сейчас он преподает математику в одной из киевских школ. Гриша – очень сильный математик. Его приглашали преподавать в вузы, но он отказался, остался в школе, и его ученики занимают призовые места в международных олимпиадах. А вот у меня висят две картины: «Осень в Соляных» и «Зима». Их автор – Ирочка Долиняк 1974 года выпуска. Она не ходит, передвигается с помощью коляски. И, несмотря на это, нашла в себе силы заниматься живописью. Я ею очень горжусь. - Валентина Гавриловна, ученики Вас не забывают? - Нет. Они и звонят, и в гости приходят: на день рождения, на разные праздники. Особенно мои любимые выпускники - 1969 и 1974 годов. Ведь я их вела, начиная с шестого класса. У нас семейные отношения. Мне с ними очень легко и свободно. Вот, к примеру, приходят 22 человека и говорят: «Не волнуйтесь, мы знаем, где у вас тут что лежит, мы сами накроем на стол». Садимся, начинаем вспоминать. Двери моей квартиры всегда открыты для моих учеников. Они об этом знают. Устами учеников Александр и Людмила Кадыгровы. 40 лет назад они были в числе первых выпускников Валентины Иванько. Супруги-одноклассники говорят о своем классном руководителе с восхищением. Александр Кадыгров: - У Валентины Гавриловны был редкий педагогический дар: она умела и дистанцию держать, и дружить. Это преподаватель от Бога. Мы чувствовали, что она за всех нас болеет, что мы ей не безразличны. Любой, кто с ней начинает общаться, ощущает внимание к себе. А ведь у Валентины Гавриловны своя семья, дети, возможно, бывали какие-то неурядицы. Но она приходила в школу и жила нашими проблемами. Мы, ее ученики, чувствовали себя ее родственниками. Заслуга Валентины Гавриловны еще и в том, что она нас сдружила. Если мы сегодня встречаемся, нам всегда есть о чем поговорить. Она сумела сформировать коллектив. Благодаря нашей классной, школьные годы оставили у всех хорошие впечатления. Людмила Кадыгрова: - Я помню, что нам хотелось находиться в школе. Валентина Гавриловна умела как-то так организовать, что мы оставались после уроков, что-то делали. У нее была своя семья, дети, но у меня складывалось такое впечатление, что она жила в школе, жила нами. Я не помню, какой она историк с профессиональной точки зрения. Валентина Гавриловна – учитель, а это больше, чем профессионал. Она нас учила жить, относиться с добром друг к другу. Мы ей доверяли. Еще мне запомнилось, что Валентина Гавриловна никогда не повышала голос. Если после перемены класс «стоял на ушах», она просто входила и молча ждала, когда все успокоятся. Это происходило мгновенно. И тогда она тихим голосом говорила все, что хотела сказать. Наша любимая классная и сейчас всех помнит, звонит, интересуется нашей жизнью. Мы тоже ей звоним, поздравляем с праздниками. Если есть возможность, приходим. Кстати, многие из нашего класса стали учителями. Я думаю, это произошло под влиянием Валентины Гавриловны. Ученики и история 20 лет спустя - Валентина Гавриловна, как Вы считаете, если сравнить Ваших учеников в 70-е и в 90-е годы, они очень разные? - Сейчас часто слышатся нарекания на молодежь. Я же думаю так: каждому времени свое поколение. Мне кажется, что сегодняшняя молодежь – это в большинстве своем хорошие дети. Порядочные и целеустремленные. Конечно, массированное влияние телевидения, Интернета, рекламы ведет к определенной деградации. Но в классе всегда были дети, которые нарушали дисциплину, доставляли беспокойство учителю. Без этого и класс не класс. Но раньше их было мало. Сейчас таких детей больше. Сегодня учителям работать труднее, чем было нам. Раньше информация исходила в основном от педагога. Также дети добывали информацию в библиотеках. Они больше читали. У меня, например, была очень сильная лекторская группа, состоявшая из старшеклассников. Мы готовили материалы по Великой Отечественной войне: о медицине во время войны, поэтах, писателях, художниках, блокаде Ленинграда. Дети собирали материал, выступали на классных часах. Они готовили рефераты, стенды. В учительской висело объявление о том, чтобы учителя приглашали на классные часы лекторов-старшеклассников в зависимости от темы. Ученики брали свои рефераты, наглядный материал, пластинки, шли в классы и проводили эту работу. - Сейчас не так? - Я не знаю, как в настоящее время, поскольку я с 2001 года не работаю в школе, но в последние годы моей работы у меня уже была совсем другая задача. Главное было – найти такую форму урока, чтобы детям было интересно. Когда ввели зачетные уроки, я придумала две формы их проведения: игра с мячом и «1+1». К этому зачету ученики готовились одну-две недели, на уроке назначался преподаватель, ассистент, то есть дети сами вели урок. За 45 минут опрашивался весь класс. - На Ваш взгляд, насколько программа по истории в школе соответствует исторической науке? - Многие факты пересмотрены. То, что я когда-то преподносила детям со знаком плюс, теперь подается со знаком минус. Это очень сложно. И еще я считаю, что нужно проще писать учебники. Надо, чтобы они были интереснее, компактнее. Необходимо не просто излагать стилистику, а строить материал на интересных фактах. Тогда та же история Украины будет пропитывать сознание и душу детей, и они будут расти патриотами. - Валентина Гавриловна, Вы всю жизнь отдали школе. Сейчас чувствуете заботу со стороны государства? - Несмотря на 50 лет стажа до недавнего времени пенсия была очень маленькой. Но последних четыре года я получаю неплохую пенсию – 1200 грн. Чувствуется постоянная забота со стороны совета ветеранов учителей. Они звонят, предлагают помощь, приглашают на все праздники. У Валентины Иванько – шесть медалей, звания «Старший учитель» и «Учитель-методист», множество грамот, из которых особо дорога – грамота за лучшее оформление кабинета истории и обществоведения в ООШ №51 в 1982 году. Валентина Гавриловна говорит: «Победить в городском смотре удалось только благодаря ученикам и их родителям». Вообще фраза «благодаря ученикам» прошла красной нитью через всю нашу беседу. Вот как бывает: часто учительский труд называют неблагодарным, а тут педагог сам благодарит своих учеников за то, что они были такими, какими были – умными, целеустремленными, непоседливыми, шумными, смелыми и робкими… Коробочка со значком «Отличник народного образования». Поролон, выстилавший дно, рассыпался, как только стали доставать значок. Видимо, награда нечасто вынималась, чтобы покрасоваться на груди своей владелицы. Я думала так: сфотографирую свою собеседницу со значком, чтобы у снимка была какая-то изюминка. А когда посмотрела на фото, поняла: изюминка – совсем в другом. Присмотритесь. Ольга Сквирская.
|