Президент Украины Виктор Ющенко торопит администрацию Николаевской области ускорить процесс создания национального парка на Кинбурнской косе в рамках программы создания новых национальных парков Украины, разработанной в 2008 году.
«Програма…», ответственность за выполнение которой ложится на областные администрации, предусматривает в короткие сроки создать на территории Украины
41 новый национальный парк, в том числе два - на территории Николаевской области. Один уже создан - «Бугский гард» на основе регионального ландшафтного парка «Гранитно-степное Побужье». В ближайшее время планируется более трети территории и акватории РЛП «Кинбурнская коса» также передать непосредственно под государственную юрисдикцию как национальный парк «Белобережье Святослава». Это название выбрано удивительно точно. Оно подчеркивает древнее наименование приморско-лиманной части нашей области и подчеркивает образ одной из самых значительных исторических фигур времени международного укрепления Киевской Руси - князя Святослава.
Преклоняясь перед природной уникальностью Кинбурнской косы, мы отмечаем культурно-историческую ценность этого клочка земли, зажатого между дельтой Днепра и морем.
…Низовья Днепра и Буга в Х веке становятся для набирающей мощи Киевской Руси основным форпостом в Северном Причерноморье - территорией постоянного политического и экономического противостояния с Византией, ее основным черноморским конкурентом. Этот район обозначен в летописях как Белобережье и упоминается во всех дипломатических договорах меж двумя государствами: 907, 911, 944 годов. И это Белобережье, т. е. полоса побережных земель (включая территорию всей нынешней Кинбурнской косы, которая на то время состояла из нескольких крупных островов, прорезанных протоками днепровской дельты) признавалась сферой исключительных интересов Киевской Руси.
Не забываем, что Днепр-Славутич считался основной магистралью «из варяг в греки» и связывал Прибалтику с Черноморьем, Скандинавию с Византией, Северную Русь с Южной. Однако существовал также путь и с Бугом, который был значительно короче для торговых отношений с Прикарпатьем и далее - с Центральной Европой. Днепром продвигалось и киевское воинство, совершая стремительные броски через Черное море флотами быстрых моноксилов.
Современными исследованиями установлено, что остров
Св. Эферия - это не Березань, каменисто-глиняный останец, возникший в результате трансгрессии моря, а часть Кинбурнской косы с остатками Гилеи. И лиман, и море, и Днепр, и Буг творили общее пространство водной стихии, а вся сплошная полоса крутых обрывов, по-скифски: «брезант» (отсюда - Березань), и плоских поверхностей песчано-болотистых островов среди изумрудной зелени воды, что стали со временем полуостровом и косой, создавали ландшафт, именуемый угличами, потомками антов, Белобережьем, а киевскими полянами - Лукоморьем.
Константин VII Багрянородный, византийский император, описывая в своем известном сочинении «Об управлении империей» путь древнерусских судов, утверждает, что «они плывут, пока не достигнут устья, в котором лежит остров Св. Эферия; когда они достигают этого острова, то дают себе отдых на несколько дней и переоснащают свои моноксилы всем тем, чего им недостает (для морского путешествия): парусами, мачтами, рулями». Понятно, что безлесный и безводный остров Березань для этого не подходит, а вполне приемлема лесистая часть нынешней Кинбурнской косы.
Возможно, именно в этой части Белобережья и решил перезимовать, возвращаясь из последнего в своей жизни похода в 970 году, знаменитый князь Святослав по прозвищу Завоеватель. Возвращался с дарами откупившихся византийцев, не вступивших в воинское противостояние. Но коварство поднаторевших в политических пакостях греков превзошло полководческий гений Святослава. И следующей весной по подсказке подосланных гонцов печенеги подло подстерегут близ Днепровых порогов удалого князя, где примет он смерть в неравном бою. А пока летописец отметит: «И ста зимовати Святослав на Белобережжю».
Святослав был, как описывают современники, храбрый «аки барс» и «легок на ходу», а дружина его не знала «ни крыши над головой, ни котлов походных». Что рядовые воины, что сам великий князь киевский в походе «нарезали конину тонкими пластинами» и ели, «жарену на угли». Нетребовательный в быту, благородным Святослав был в делах воинских. Известное ныне «Иду на вы!», идущее от Святослава, - благородный вызов на поединок, который стал девизом рыцарей в средневековой Европе. Одет был просто, как и его воины, только нательная рубаха была из белого холста, в правом ухе дорогая серьга, а голова обстрижена; на голове имел две пряди волос как знак принадлежности к древней касте «ксайна» - царей и воинов, поведанной ему через волхвов (христианином он не был). Эта традиция имеет очень древние корни. Две пряди волос видим на голове хеттского воина, изображенного на гробнице фараона Хоремхета, который правил в Египте 3400 лет назад. Такую же «прическу» носили жрецы индоевропейцев, вожди ариев, которые перенесли весь комплекс причерноморской (циркумпонтийской) культуры в результате миграции племен на восток - в Иран, на Алтай, в Индию.
Святослав намного расширил территорию государства, укрепил границы Киевской Руси, его победные битвы помнят на Балканах и Каспии, Предкавказье и в Византии. Столицу хазар в устье Волги киевские дружины во главе со Святославом сожгли до тла за восемь ночей в 943 году, а несколькими годами позже уничтожили «до основания» все хазарское государство. «Мертвые сраму не имут, не побежим же, и не буде нам сорому», - обратился к своим воинам Святослав, окруженный византийскими легионами в битве при Доростоле. Одушевленные одержимостью князя, дружинники отвечают ему, что готовы полечь в бою вместе с князем, но не посрамить свою честь: «Где, княже, глава твоя, ту и гловы наши сложим». И византийские вояки отступили, пораженные отчаянным сопротивлением и храбростью противника.
А непосредственно зимовке на Кинбурнской косе (Белобережье) предшествовало вступление на византийский трон императора Цимисхия в 969 году, после которого Святослав в который раз вступает в борьбу с Византией, ослабленной борьбой с арабами в Сирии. Выяснив намерения киевского князя, Цимисхий решил отделаться богатыми дарами, не вступать в противоборство, а спровоцировать на столкновение печенегов, что и случилось в печальном следующем году. На обратном к Киеву пути по ряду причин Святослав был вынужден зимовать в причерноморских землях. Однако эти земли населяло враждебное к нему, хоть и славянское, племя уличей. Поэтому местом длительной зимовки была выбрана безлюдная Кинбурнская коса. О тяжелом положении той части войска, которая осталась зимовать с князем, повествует летопись: «И глад велик был, и голова коняча по полгривны ходила». А дальше - вы знаете… Весной хан Кобяк подстерег-таки Святослава и «пил вино из золоченой чаши», что была черепом Князевым. Вскоре печенежский хан Кобяк был наголову разбит русичами в отмщение за князя, и уже больше никогда печенежские силы не были активными в русском просторе.
…В дальнейшем на итальянских портоланах (морских картах)
XIII-XV столетий Белобережье значится как Барбезе, территория между устьями Буга и Днепра (Лазу эт Лакту), включая Кинбурнскую косу, изображаемую в виде большого острова, самого большого не только в Северном Причерноморье, но и во всем Маре Маюс (Черном море).