Накануне нового учебного года, наша газета традиционно рассказывает читателям о современном состоянии системы образования в Николаеве: о ее достижениях, проблемах, перспективах развития. Предлагаем вашему вниманию интервью с начальником городского управления образования Анной Деркач. - Анна Ильинична, можно ли сегодня говорить о том, что количество и качество существующих в Николаеве школ полностью удовлетворяет потребности и интересы учащейся молодежи, что город имеет высокопрофессиональный, творческий штат учителей? - Безусловно. Даже простая статистика свидетельствует о профессионализме наших педагогов. Из пяти тысяч педагогических сотрудников учителя высшей и первой категории составляют более двух тысяч, старших учителей в городе - 538, 342 учителя-методиста и 40 человек имеют высокое звание заслуженного учителя или заслуженного работника просвещения Украины. В Николаеве действуют 74 общеобразовательные школы и 78 дошкольных учебных заведений, где обучаются и воспитываются более 55 тысяч николаевских детей. Сеть учебных заведений на протяжении последних лет остается стабильной: работают 11 школ нового типа, то есть 5 гимназий, 5 разнопрофильных лицеев и один коллегиум; работают 2 специальные школы для детей с ограниченными возможностями, 3 специализированные школы, общеобразовательная школа-интернат и 4 комплекса «детский сад плюс школа первой ступени». - Показателем качественного образования, в первую очередь, являются достижения николаевских школьников. В этом плане нам есть чем гордиться? - Конечно есть! Только в 2008-2009 учебном году 23 николаевца стали победителями IV этапа всеукраинских олимпиад. А выпускник муниципального коллегиума Олег Выборный будет представлять Украину на всемирной олимпиаде юных химиков в Лондоне. Кстати, учащиеся коллегиума в последние годы на международных и всемирных предметных олимпиадах завоевали 10 медалей! Говоря о достижениях, следует отметить, что 5 николаевцев получают стипендию Президента Украины, а победителю всеукраинской олимпиады по украинскому языку, выпускнице Первой украинской гимназии им. Н.Аркаса Виктории Асауленко назначена стипендия Кабинета Министров. Второй год действует в Николаеве Программа работы с одаренной молодежью, рассчитанная на 2008-2010 годы. Благодаря ей 73 лучших николаевских ученика имеют материальную поддержку - стипендию городского головы и городского совета. Особо хочу отметить специализированную школу искусств и прикладных ремесел: 625 ее воспитанников – из 800! – являются призерами и победителями всевозможных творческих конкурсов и фестивалей. Если же говорить в целом о результатах минувшего учебного года, 125 выпускников получили документы об образовании с отличием, среди них 80 человек окончили школы с золотыми и серебряными медалями. О качестве свидетельствуют и результаты независимого внешнего тестирования. Большинство выпускников подтвердили свой уровень знаний, а некоторые даже показали более высокий, чем оценка в школьном журнале. - Какие еще показатели позволяют утверждать, что мы имеем в городе достойный, качественный уровень школьного образования? - Качество это определяется с помощью целого ряда показателей - таких как подготовка педагогических кадров, уровень их профессионализма, материально-техническое и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса… и, конечно же, обеспеченность школьными учебниками. На качество образования значительно влияет уровень управленческой культуры руководителей учебных заведений. Сегодня в городе налажена методическая работа по повышению квалификации педагогов разных категорий и руководителей учебных заведений. Работают школы резерва руководящих кадров, управленческого мастерства, молодого директора, ассоциация молодых заместителей, школа начинающего учителя. - Вы удовлетворены тем, как обеспечены николаевские дети учебниками? - Нет, не удовлетворена. Процент обеспеченности книгами в 1-11 классах составляет 87,7%. На 94% обеспечена младшая школа, на 99% - старшеклассники, хуже всего обстоят дела в среднем звене: здесь только 78% школьников получают учебники. И пока еще нет ни одного учебника для девятиклассников, которые в наступающем учебном году будут обучаться по новым программам 12-летней школы. - Анна Ильинична, в разные времена украинское образование «переживало» те или иные проблемы. Какие, на Ваш взгляд, актуальны для сегодняшнего дня? - Прежде всего, назову недостаток финансирования отрасли. Если сегодня государство экономит на образовании, то завтра в таком государстве ничего не изменится к лучшему – и в итоге эта экономия будет дорого стоить обществу. Еще одна проблема – падение престижа учительской профессии, падение престижа знаний в целом, девальвация человеческих ценностей. Никуда не делись и по-прежнему существуют проблемы повышения зарплаты нашим учителям и обеспечение их жильем. Сегодня большую тревогу вызывает такое явление, как социальное сиротство: оно «набирает обороты», растет число детей, оставленных родителями. Не менее важной остается проблема укрепления и сохранения физического и психического здоровья детей. Теперь в школах введен 3-й урок физкультуры, разработаны и внедряются экспериментальные программы «Здоровье школьника», «Человек. Окружающий мир. Здоровье» и ряд других. - Еще не так давно николаевские школы страдали от нехватки педагогических кадров. Существует ли сегодня эта проблема в городе? - Нет, не существует. Штаты школ укомплектованы. Но беда в том, что выпускники высших учебных заведений с большой неохотой идут работать в школу, не задерживаются в ней и молодые специалисты. Хотя в последнее время текучесть снизилась на 3,4%, все-таки она имеет место. Образовательная отрасль стареет. Мы, конечно, благодарны учителям пенсионного возраста за то, что они остаются в строю, однако многие из них не могут уйти на заслуженный отдых по одной простой причине - из-за низкой пенсии. - Анна Ильинична, расскажите, пожалуйста, о профильном образовании… - Мы разработали План обеспечения профильного образования на 2007-2010 годы, в соответствии с ним в каждой школе работают профильные классы и классы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, истории и права, физики и математики. Это дает возможность почти 80 процентам старшеклассников получать допрофессиональную подготовку. Проблем в связи с профильными классами возникло много: подготовка учителей, отсутствие необходимых учебников, недостаточное методическое обеспечение и материальная база. Чтобы решить эти вопросы, мы создали на базе научно-методического центра творческие и проблемные группы учителей для преподавания в профильных классах, разработали методические рекомендации. - Не секрет, что дошкольных учреждений у нас в городе не хватает… в то время как здания детских садов отданы под различные организации. - В системе образования сегодня действуют 78 дошкольных учреждений, которые посещают 14 тысяч детей. Это почти 64% от общего числа дошколят. Чтобы решить проблему обеспечения детскими садами, решением городского совета была утверждена Программа достройки и возобновления деятельности дошкольных учреждений. В соответствии с этой программой, уже восстановлена работа трех детских садов, в плане – еще два. - ...И еще несколько слов о внешкольных учебных заведениях, где дети проводят свой досуг, занимаются спортом или развивают творческие способности… - Мы сохранили 14 таких заведений, в них занимаются около 30 тысяч ребят нашего города. Это 7 спортивных школ, Дворец и три Дома творчества, станции юных техников и юных натуралистов, клуб моряков. Большая внеклассная работа ведется также в самих николаевских школах. - Анна Ильинична, мы беседуем с Вами в канун праздника города, и у Вас есть возможность поздравить горожан… - От педагогической общественности, ученической молодежи, от себя лично поздравляю всех николаевцев с 220-летием со дня основания нашего города. Желаю неугасимой любви к Николаеву, желаю, чтобы в каждом горожанине не иссякало стремление и умение беречь и приумножать славу города и его вековые традиции. Беседовала Наталья Христова. |