Во времена кризиса правительства всего мира пытаются поддержать национального товаропроизводителя. Но только не в Украине, где чиновники и государственные порты без устали «атакуют» одну из самых жизнеспособных отраслей - частный морской хозяйственный комплекс.
В настоящее время через частные терминалы и порты Украины осуществляется экспорт 80 процентов зерновых. Благодаря их работе государство получает колоссальные доходы. Предприниматели не просят им помогать - лишь бы не мешали вести и развивать бизнес. Однако, у чиновников свое видение проблемы. Они хотят не только контролировать частный бизнес, но и стать собственниками всего, что тот создал и будет создавать.
За примерами далеко ходить не надо. Уже шесть лет национальный зернотрейдер «НИБУЛОН» не может получить разрешение Министерства транспорта и связи на проведение дноуглубительных работ у причала своего зерноперегрузочного терминала.
В начале нынешнего года увидел свет документ, в котором Минтранс объясняет Кабинету министров Украины, почему он не разрешает частному инвестору обустраивать водные подходы к своему терминалу. В документе указано о невозможности предоставления разрешения ООО СП «НИБУЛОН» на выполнение дноуглубительных работ, поскольку их осуществление дает возможность николаевскому предприятию «получить право собственности на указанные водные объекты, что является недопустимым, так как лишит государство права собственности на это имущество, сделает невозможным судоходство к другим морским и речным терминалам, лишит возможности собирать в пользу государства портовые сборы, выполнять функции по обеспечению безопасности мореплавания».
Между тем, «НИБУЛОН» уже получил разрешение на проведение дноуглубительных работ от горсовета, согласовал данный проект с Николаевским морпортом, Госфлотинспекцией, Государственной экологической и морской инспекциями, «Госгидрографией», Главным управлением градостроительства и архитектуры Николаевского горсовета, двумя управлениями водных ресурсов. Не хватает лишь «визы» неприступного Минтранса. Это ведомство даже обратилось в Генпрокуратуру и СБУ, чтобы они… возбудили против генерального директора ООО СП «НИБУЛОН», Героя Украины Алексея Вадатурского уголовное дело! Мол, руководитель незаконно присвоил себе государственную собственность - земельные участки. Однако, законность решения горсовета о выделении «НИБУЛОНу» в пользование земли и договоров подтверждена судами. С этим согласились и в правоохранительных органах, которые дали заключения, гласящие, что «НИБУЛОН» строго следует букве закона. Особенно заслуживает внимания ответ СБУ на письмо Минтранса. В нем сообщается: «Считаем, что увеличение пропускной способности на судоходных путях и акваториях Украины за счет проведения в границах действующего законодательства дноуглубительных работ отвечают экономическим интересам государства и указу Президента Украины №463/2008 о решении СНБОУ от 16 мая 2008 года «О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства».
А вот заместитель областного прокурора Леонид Кафтанов тем временем регулярно инициирует проверки законности использования «НИБУЛОНом» земельных участков.
- Он третий год подряд препятствует работе предприятия, внося, по нашему мнению, надуманные иски и протесты, которые, лоббируют интересы руководства местного порта, - сказал Алексей Афанасьевич на недавнем круглом столе в Николаеве, посвященном рейдерским атакам на частные терминалы и порты.
Как отметил Алексей Вадатурский, он шесть раз «ходил за правдой» к премьер-министру, дважды - к главе государства. И всякий раз звучали слова поддержки, раздавались поручения, но воз и ныне там. Экс-руководители Минтранса Николай Рудьковский и Иосиф Винский убеждены, что после углубления дна «НИБУЛОН» заявит имущественные права на акваторию. Эти руководители также твердо уверены, что вода, прилегающая к частным терминалам и причалы должны быть подконтрольны… государственным портам. В Николаеве уже создан прецедент, когда в состав акватории госпорта «Октябрьск» согласно прошлогоднему постановлению правительства попали производственные мощности и земельные участки, принадлежащие частным порту и торговой компании. Владельцы терминалов, участвовавшие в круглом столе, уверены, что в данном случае имел место элементарный захват земли.
- Минтранс и Николаевский морской торговый порт с помощью чиновников Кабмина уже присоединили часть судоходного канала общего пользования к акватории порта, разрушив тем самым единый морской путь к Николаеву, - отметил заместитель генерального директора «НИБУЛОНа» Андрей Васильев. - По словам представителей частных терминалов, отныне в руках морпорта судьба завода имени 61 коммунара, речного порта и «НИБУЛОНа». Теперь НМТП и его руководитель Василий Капацина решают - пропускать судно к этим объектам или нет. Однако, аппетит приходит во время еды.
Также, по словам Васильева, Минтранс пытается «пробить» еще одно правительственное постановление, в котором предлагается предоставить Николаевскому морскому торговому порту в пользование канал акватории порта Николаев, Спасский канал, причалы и акватории в пределах земельных участков, выделенных городскими властями другим субъектам хозяйствования (тут, кстати, «впереди планеты всей» Одесса, где при отведении акватории тамошнему морскому торговому порту в нее попали… морские пляжи, жилая зона и городские яхт-клубы!). В частности, речь идет о передаче под контроль порту терминала «НИБУЛОНа».
Это повлечет плачевные для предприятия последствия: потерю 50 миллионов долларов, вложенных в строительство терминала, необходимость платить порту за возможность работать на причале и, самое главное, лишит контроля над своим бизнесом. Терминал-то строили, чтобы удешевить логистику при экспорте зерна, а в такой ситуации все будет как раз наоборот.
- Акватория не должна превращаться в орудие рейдерских атак морского порта на частный бизнес, - говорит Алексей Вадатурский. - Учитывая неоднократные заявления власти - мы у вас отберем земельный участок, причал, мы понимаем, что наступает процесс реприватизации, рейдерского захвата частного бизнеса.
Но это еще не все «сюрпризы» от Минтранса.
«Стратегия развития морских портов Украины до 2015 года» нарушает целый ряд законов Украины. Академия правовых наук Украины пришла к выводу, что в основу этого документа положены принципы «усиления централизации управления, установления монопольного положения морских портов в сфере предоставления услуг по обслуживанию судов, пассажиров и грузопотоков, увеличение регистрационно-разрешительных процедур, смена объектов получения и распоряжения портовыми сборами». Стратегия фактически направлена на легализацию дискриминации субъектов хозяйствования негосударственной формы собственности, которые осуществляют хозяйственную деятельность в сфере портовых услуг и услуг транспортных терминалов.
А корень проблемы, судя по всему, находится недалеко от Николаева - в Очакове. На «НИБУЛОНе» уверены, что, во-первых, готовится почва для усиления частного порта в этом городе, а во-вторых, видимо, существует бизнес-связь между коммерческими структурами, которые готовят «очаковский» проект, и менеджментом Николаевского морского торгового порта. Поэтому Минтранс и НМТП еще до начала строительства крупного объекта в Очакове начинают «душить» конкурентов.
Как отметил Алексей Вадатурский, к сожалению, от смены персоналий на капитанском мостике Минтранса ситуация не меняется, каждый руководитель этого ведомства выстраивает вертикаль в интересах конкретных структур. Проблема в том, что министерство одновременно выполняет публичные функции и занимается хозяйственной деятельностью.
Отметим также, что лоббистом интересов менеджмента порта в Верховной Раде выступает народный депутат Геннадий Задырко, представляющий парламентский транспортный комитет. Нельзя не вспомнить его голословные обвинения в адрес Алексея Вадатурского, озвученные в статье «Еще раз о конкуре и приватизации воды». Нардеп пишет о незаконности получения права собственности на государственное имущество, коим являются водные подходы к зерноперегрузочному терминалу ООО СП «НИБУЛОН», о теневой приватизации части водных судоходных путей, о введении в заблуждение членов исполкома и депутатов Николаевского городского совета и т. п.
Но вернемся к углублению дна у нибулоновской причальной стенки. Для того, чтобы было понятно, зачем, собственно, это нужно, приведем свеженький пример. В июне на терминал предприятия пришло панамское судно класса «хэндимакс» - за партией украинской кукурузы. 21,6 тысячи тонн взяли на борт на причале, остальные 2,2 тысячи тонн пришлось догружать… на рейде - с другого судна. Иначе осадка «панамца» не позволила бы ему покинуть терминал. Между тем, скорость погрузки на рейде в двадцать раз ниже, чем на терминале! В результате «НИБУЛОН» платит владельцу иностранного судна огромную компенсацию за простой на погрузке. Финансовые потери предприятия, вызванные рейдовой догрузкой судов при экспорте зерновых и масличных культур уже составили 5,2 миллиона долларов. Из этой суммы 2,3 миллиона выплатили судовладельцам и иностранным компаниям для компенсации времени, затраченного при загрузке судна (украинские компании не получили ни копейки), остальные деньги - это расходы на аренду барж, оплату услуг плавучих кранов и буксиров, портовых сборов Николаевскому морскому торговому порту на погрузку при рейде или на его причалах, а также за другие услуги. Между тем, на проведение дноуглубительных работ необходимо четыре месяца и всего четыре миллиона «вечнозеленых». Как говорится, почувствуйте разницу.
Теряет «НИБУЛОН» - несет потери и государство. Как утверждают на предприятии, из-за проволочек с проведением дноуглубительных работ державная казна недополучила 22,4 миллиона гривен налога на прибыль. К тому же Украина ежегодно теряет только от этого миллион тонн экспорта сельхозпродукции. Польза от углубления дна Бугского лимана на подходах к зерноперегрузочному терминалу - на арендованном компанией земельном участке, расположенном за пределами порта, и на первом колене канала акватории порта Николаев, закрепленном за НМТП - будет немалая. «НИБУЛОН» получит возможность использовать причал терминала на полную мощность, принимая большегрузные суда, увеличить экспорт зерновых на миллион тонн, получив при этом возможность давать большую цену за украинское зерно за счет снижения транспортных расходов на 6-7 долларов за тонну. Компания уверена, что помогает развитию Украины как зернового и транзитного государства. Ведь конкурентоспособность отечественного зерна на мировом рынке зависит от стоимости услуг по его логистике. А еще от решения этого вопроса доходы украинских аграриев, которые выиграют в росте цены, возрастут в целом на 0,5 миллиарда долларов.
На рост экспорта «завязан» и инвестиционный проект национального масштаба, который компания Алексея Вадатурского начала в нынешнем году - создание собственного флота и строительство семи элеваторов на Днепре. Проект стоимостью 150 миллионов долларов подставит плечо украинской металлургии, которая особенно пострадала от кризиса. Казалось бы, государство должно видеть государственную же выгоду и всячески содействовать николаевскому зернотрейдеру, но…
Минтранс, напомним, опасается, что «НИБУЛОН» после углубления дна станет собственником водной глади. Однако, это допущение не имеет под собой никаких оснований, уверяет Андрей Васильев:
- В проекте дноуглубления никаких шлагбаумов на воде, никаких других препятствий по осуществлению свободного прохода не предполагается. Речь идет только о том, чтобы вынуть определенное количество грунта и складировать его на подводные свалки, установленные органами экологического контроля.
«НИБУЛОН» уже устал от театра абсурда, когда от НМТП и министерских чиновников слышит несколько странные вопросы, а, может, Вадатурский построит дачу на этом месте, или после дноуглубительных работ на воде установят шлагбаум и не будут пускать суда?.. Это свидетельствует лишь об одном: когда нет законных оснований для препятствования тем или иным действиям, остается нести полную околесицу.
Хочется верить, что эта публикация, равно как и статьи в других украинских изданиях, посвященные непростым отношениям Минтранса, зернотрейдеров и государственных портов, подхлестнут общественный интерес к этой теме и послужит острасткой для ретивых чиновников, которые хотят хапнуть чужого.
|