Когда участники экологической регаты им.Сергея Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы» поднимали на старте свои паруса, отправляясь в плаванье, они ставили перед собой две цели: популяризация парусного спорта, привлечение общественности к проблемам Регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса». Но рассказать так однозначно об этом событии невозможно. Потому что в морских гонках есть много разных нюансов, приключений, непредвиденных обстоятельств, свидетелями и участниками которых стала группа журналистов, отправившихся вслед за яхтсменами.
«Союз М» – абсолютный победитель Маршрут XVI экологической регаты был традиционным: от Николаева до Очакова, Кинбурнского полуострова, Ягорлыцкого залива и обратно. Яхтсменов в пути поливал дождик, срывался ветер, штормовые волны достигали иногда до 4 баллов, но все пришли к финишу целыми и невредимыми. Организаторы гонок – Николаевская областная федерация парусного спорта, Южный филиал института экологии НЭЦ Украины с участием областного яхт-клуба, Регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» и Черноморского биосферного заповедника, а также главный спонсор – компания «САН ИнБев» Украина» – остались довольны результатами гонок. Борьба за главный приз, переходящий кубок Кинбурнской косы, была напряженной. В этом году гонки были особенно массовыми, регата стала самой популярной в Украине. В ней принимали участие 59 крейсерских яхт из Николаева, Херсона, Одессы, Харькова, Киева. Соревновались семь групп яхт. Победителями в разных группах стали «Магелан» из Киева (капитан Н.Богранов), «Наварин» из Николаева (А.Жолудь), «Синой» (В.Поставчук – г.Николаев), «Европа» (И.Белов – г.Николаев), «Луна» (А.Лукиян – г.Одесса), «Киви» (О.Астахов – г.Николаев), «Союз М» (Г.Романенко – г.Николаев). Призовые места завоевали «Акварель» (В.Крутоголов ), «Винни-Пух» (Ю.Вознесенский), «Афродита» (С.Пашков), «Таис» (Ю.Гудыма ), «Ювента» (Б.Ангерман), «Апрель» (А.Суслов), «Саманта» (Р.Урсулов), «Атлант» (И.Феофилов), «Александра» (С.Суслов), «Викинг» (Гайдукевич), «Дюк» (Н.Михеев), «Катерина» (А.Ярополов), «Энергия» (Д.Хащин»), «Фараон» (В.Фарионов). Абсолютным победителем гонок был признан «Союз М», завоевавший переходящий кубок Кинбурнской косы. Когда-то эту регату придумал заядлый яхтсмен и эколог Сергей Шаповалов, не на словах, а на деле болевший за чистоту окружающей среды, боровшийся за сохранение уникального природного уголка нашего края – Кинбурнскую косу. Тогда впервые несколько яхт во главе с Шаповаловской «Александрой» отправились в гонку, но не чисто спортивную, а с миссией – выступить в защиту Регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса». К сожалению, Сергея Шаповалова нет в живых. Но его идею подхватили друзья. Вскоре парусная регата «Кубок Кинбурнской косы» стала носить имя С.Шаповалова и с каждым годом становилась все популярнее. К ней присоединились яхтсмены из других городов, появились спонсоры, которые поддерживают эту регату. Все участники соревнований объеденены желанием выступить в защиту заповедных мест Кинбурнского полуострова. Вот что сказал директор Николаевского отделения «САН ИнБев Украина» Сергей Гавриленко, поддерживающий парусную регату несколько лет: «Компания «САН ИнБев Украина», являясь одним из крупнейших производителей пива в Украине, не может оставаться равнодушной к проблемам экологии. Мы хотим, чтобы о заповедных местах нашей страны узнали как можно больше украинцев, и желаем привлечь внимание к существующим проблемам экологии. Участием в регате «Кубок Кинбурнской косы» мы также хотим помочь николаевцам сохранить красоту родного края». По традиции участников парусной регаты на берегу Ягорлыцкого залива встречали директор Регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» Зиновий Петрович, инспекторы, приготовившие вкусный обед. Баранья шурпа, уха, креветки – это тоже одна из примет парусной регаты «Кубок Кинбурнской косы». А дальше подкатил вездеход «Урал», и яхтсмены отправились на экскурсию. Директор Южного филиала института экологии НЭЦ Украины Олег Деркач показал заповедные места Кинбурнского полуострова, затронул наболевшие проблемы экологии и хозяйственной деятельности здешних мест.
Яхтсмены – за национальный парк Экологическая парусная регата – это ежегодная акция, выступающая в защиту заповедного уголка. Несмотря на то, что с каждым годом все больше людей обращают внимание и выступают в защиту заповедных мест нашего края, к сожалению, экологическая катастрофа продолжает надвигаться. На этот раз участники парусной регаты подписали обращение к Президенту Украины: «Мы, участники 16-й экологической регаты им.С.В.Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы», обеспокоены процессами разрушения и перехода в частные руки уникальных природных объектов и территорий, которые являются общенациональным достоянием. Одна из таких территорий – Региональный ландшафтный парк «Кинбурнская коса», на основе которого, согласно общегосударственной программе формирования национальной экологической сети и Указа Президента Украины от 27.08.08 №774 должен быть создан национальный природный парк. Вопреки Закону Украины, Указу Президента Украины... решение этого вопроса безосновательно затягивается должностными лицами Николаевского областного управления лесного и охотничьего хозяйства, в частности его руководителем П.Н.Паламарюком. Вышеупомянутое управление и подчиненное ему ГП «Очаковское лесоохотничье хозяйство», которое хозяйничает на Кинбурнской косе, на протяжении нескольких лет активно сопротивляются созданию национального парка, не согласовывая отведение ценных природных участков в тех местах и объемах, которые определены в протокольных поручениях Минприроды. В процессе своей хозяйственной деятельности, которая проводится экологически опасными методами, этим предприятием уничтожено редких видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Украины, на десятки миллионов гривень «крышуется» браконьерство и безжалостно уничтожается дикая природа...». Участники экологической регаты отметили, что Госкомлесхоз распахивает природные степи Кинбурнской косы и засаживает все сосновыми лесами, что губительно сказывается на природных ландшафтах. Чтобы сохранить уникальный природный заповедник, подчеркивают авторы обращения, необходимо создать на базе Регионального ландшафтного парка «Кинбурнская коса» национальный природный парк, управление которым взяло бы на себя Министерство охраны окружающей природной среды. Вокруг Кинбурнской косы давно ведутся споры, так как она привлекательна не только как заповедный объект. Лесохоз считает, что главным здесь должен быть лесохозяйственный комплекс. Местные жители требуют распаевания земель, принадлежащих им по закону. Отдыхающие, полюбившие проводить свой отпуск именно здесь, требуют развития на Кинбурнской косе рекреационных зон. Состоятельные горожане правдами и неправдами стараются здесь «отхватить» кусок земли для постройки личных дач. Все они, безусловно, имеют право на исполнение своих желаний. И все они ратуют за сохранение природного великолепия Кинбурнской косы, субъективно не учитывая пагубность своих действий. Но есть одно «но». Кинбурнский полуостров – это один из немногих у нас в Украине сохранившийся уникальный уголок нетронутой природы. Более 700 видов редких растений, до 3 тысяч беспозвоночных, 86 видов рыб, более 50 видов млекопитающих уживаются и чувствуют себя дома на этом небольшом клочке земли. Пока еще... На полуострове находятся более 400 соленых озер, неповторимые природные ландшафты со своеобразной флорой и фауной. Например, песчаные косы и кучугуры, саги, рощи, плавни. О великолепии этого уголка можно говорить подробно и много. Главная фишка вот в чем: приоритет в определении хозяина Кинбурна должен все же оставаться за природой. А пока воинствующие стороны борются за место под солцем на этом полуострове, природные богатства терпят бедствие. Сколько бы ни говорили мы об этом, бедственное положение природных богатств только усугубляются. Возможно, есть спасение в создании национального природного парка... Это основная мысль, с которой прошли 100 миль под парусами участники 16-й экологической регаты им.С.Шаповалова «Кубок Кинбурнской косы», надеясь, что их услышат не только Президент Украины, но и другие влиятельные инстанции, и общественность.
«Козырка» – черная каракатица Что и говорить, гонки были прекрасные. Попутный ветер раздувал паруса, яхты, удачно поймавшие воздушные потоки и правильное течение, развивали максимальную скорость. Главная цель достигнута: по всему берегу отдыхающие смотрели на зрелище – парад крейсерских яхт. Они выступали за сохранность заповедных мест, за природу! Мы тоже – за! Впрочем, приключения все-таки были. Все беды мореплавания на этот раз испытали на себе журналисты. Как яхту назовешь, так она и пойдет. Помните известный мультик «Приключения капитана Врунгеля» и его яхту «Победа», потерявшую в путешествии две первые буквы? Как только яхта стала «Бедой», так на нее сразу посыпались все беды. Группу журналистов на этот раз посадили в Очакове на плавсредство не с таким трагическим названием. Но какой-то козырь в нем все-таки есть – катер «Козырка». Капитан Андрей, обветренный, как скалы,.. не вышел в море из Очакова вовремя, потому что забыл с вечера взять официальное разрешение на выход из порта. Вот его и задержали. Пока капитан, привыкший жить размеренно и не спеша, улаживал бумажные дела, парусная регата стартовала, и яхты помчались, гонимые ветром. В общем, всю дорогу мы догоняли яхтсменов, нервно похаживая по ржавой палубе «Козырки», но догнать до самого Ягорлыцкого залива так и не смогли. Щелкали впустую фото– и кинокамеры, то ловили птичек в небе, то маслиновые рощи на берегу косы. Но главный козырь ждал нас впереди. Капитан Андрей, явно хотел нам добра, старался изо всех сил. А потому пошел к берегам Ягорлыцкого залива напрямик и – сразу наскочил на мель. А в это время на берегу, в километре от нашей посудины, упершейся пузом в песчаную мель, происходило самое главное – доедалась уха и креветки, яхтсмены общались, делились впечатлениями от гонок, подписывали обращение к Президенту, желающие посетить заповедные места собирались возле «Урала». Нам ничего не оставалось делать, как отправиться на берег – то вплавь, то вброд... Парусную регату мы догнали только на третий день. Тут уж капитан «Козырки» постарался, вышел в море пораньше. Мы набрались впечатлений, сделали много фотоснимков, запечатлели все на кинокамеру. Тем более, что это был последний этап гонок, финиш – самые интересные события. Когда наш катер уже причаливал к берегу в Очакове, нас на берегу встречали портовые рабочие. – А-а! Черная каракатица, – приветствовал «Козырку» один из них, и все вместе они засмеялись. Нам тоже стало весело: если бы не «Козырка»-«Черная каракатица», где бы мы испытали столько приключений? Екатерина Наточа. |