Николай Круглов – один из николаевских политических тяжеловесов, в свое время работал в облплане, первым заместителем председателя Николаевского горисполкома, первым вице-губернатором, губернатором, министром транспорта. Сегодня Н.Круглов возглавляет областное отделение Партии регионов и является народным депутатом. С ситуации в парламенте мы и начали свою беседу. – Партия регионов блокирует работу парламента до тех пор, пока не будет увеличен прожиточный минимум и минимальная зарплата. Разве у государства есть на это деньги? – Партия регионов не предлагает необоснованных решений. Мы исходим из того, что функция государства - обеспечить защиту граждан, прежде всего малообеспеченных и нетрудоспособных. И Конституция не отменяет эту обязанность государства на период кризиса. Более того, она запрещает принимать законы, ухудшающие положение граждан. Так что наша позиция базируется на законе. А чтобы найти финансовые ресурсы, было инициировано создание рабочей группы из представителей власти и оппозиции. Почему у людей вообще возникло мнение, что деньги негде взять? Ответ прост: впервые за годы независимости правительство Тимошенко засекретило информацию о состоянии экономики страны. Уже и Президент не в состоянии гарантировать право людей на информацию. Куда пошли кредиты МВФ, сколько денег и какие банки получили, куда их вывели? Мы ничего этого не знаем, зато знаем, что все долги повиснут на шее рядовых налогоплательщиков. И таких примеров много. Они показывают, что деньги есть, но нужно уметь эффективно использовать их в интересах украинцев. – Несколько лет назад Партия регионов инициировала референдумы по статусу русского языка и отношению к НАТО. Почему они до сих пор не проведены? – По закону референдум может объявить Президент Украины. Мы собрали 4 млн. подписей, но он их в упор не замечает, просто не хочет. Мы оказались в тупике. Чтобы выйти из этого тупика, мы приняли закон об импичменте главы государства, ведь прежде у общества вообще не было реальных рычагов влияния на него. Для импичмента нужно 300 голосов. У нас их сейчас нет. Когда в 2007 г. В.Ющенко увидел, что коалиция на главе с Партией регионов может собрать эти 300 голосов, он разогнал парламент. В партийной программе, принятой на съезде, сказано, что в настоящее время для нас не существует прямой военной угрозы со стороны других государств и Украина не должна принимать участия в военных операциях, не санкционированных ООН, а также идущих в ущерб приоритетам нашей внешней политики. Мы хотим закрепить свой внеблоковый статус и менять его только по результатам референдума. По вопросу о русском языке, в отношении нашей партии со стороны коммунистов в СМИ вброшена фальшивка. По иному я это назвать не могу. Партия регионов признает украинский язык как символ государственности, но вместе с тем против использования государственных институтов для насильственной украинизации. Мы будем добиваться введения русского языка как второго государственного и закрепления права регионов вводить на своей территории дополнительные официальные языки. – Ваша позиция по министрам внутренних дел, науки и образования всем известна по лозунгу «Долой алкоголиков и националистов», вывешенному в зале Верховной Рады. А как вы в целом оцениваете кадровое наполнение правительства? – К националистам мы относим и министра культуры И.Вовкуна. Стране давно надоела примитивная шароварщина. Наши регионы отличаются друг от друга, наша культура многогранна и полиэтнична. Ну не ходят же все шотландцы в юбках, а баварцы – в кожаных шортах. В Европе вообще нет таких министерств, культуру определяет не министр, а народ, на основе столетиями выпестованных традиций. Слава Богу, мы решили вопрос с министром обороны. Ведь у нас в Генштабе натовцев уже больше, чем украинских офицеров. Решен и вопрос с И.Винским. В целом это правительство крайне непрофессионально, и чем дальше оно будет работать, тем худшими будут последствия для государства. – Иосиф Винский вообще непопулярен в нашем регионе… – Иные политики, приезжающие в Николаев, искренне считают нас туземцами, ни в чем не разбирающимися. И.Винский – человек, не имеющий отношения к транспорту, – взялся руководить отраслью. А какую деятельность развил вокруг объездного моста через Южный Буг! Если раньше нам говорили, что это ваши, николаевские, проблемы, то с приближением выборов Кабмин создал рабочую группу по мосту, и нам стали щедро раздавать обещания. Но соглашение с японской стороной, готовой профинансировать проект, Ю.Тимошенко не подписала. Даже в Запорожье на строящийся уже много лет мост в нынешнем году из запланированных 100 млн. грн. дошло только 5 млн. А нам вдруг пообещали, что в Николаеве мост будет строить «Укравтодор». За чей счет, если японские деньги мы не берем, а в бюджете их нет? Рабочая группа по мосту – типичная предвыборная показуха. Аналогичная показуха и в судостроении. Сначала пришедшие к власти В.Ющенко и Ю.Тимошенко в 2005 г. нанесли тяжелейший удар по отрасли, ликвидировав СЭЗ «Николаев» и господдержку судостроения, а теперь дружно бросились спасать судостроителей и вновь обещают господдержку. Но уже поздно: мы вступили в ВТО и правила этой организации запрещают направлять государственные средства на поддержку судостроения. Ю.Тимошенко об этом, очевидно, не слыхала. Хорошо, что разработаны программы развития судо- и кораблестроения. Но какие ресурсы под них выделяются? Никаких! Только бюрократические рогатки, драконовское таможенное законодательство и прочее… Вернемся к морехозяйственному комплексу. Мы понимаем, что эта отрасль помогает нам пережить кризис. Еще два года назад в Николаеве работали две структуры, отправлявшие металлолом на экспорт. Только налога на прибыль они платили 120 млн. грн. Столько не платило ни одно госпредприятие. Этот пример я привожу для того, чтобы все понимали, насколько важна для нас перевалка грузов вне зависимости от того, происходит она в государственных портах или на частных терминалах. Компания «НИБУЛОН», «Никатера» и другие частные структуры дали рабочие места строителям, создали современные терминалы, обеспечили дополнительные платежи в бюджет. По перевалке грузов каждый из них находится на уровне Херсонского порта. Неужели государство от этого пострадало? Но вместо того, чтобы поощрять привлечение инвестиций, И.Винский пошел путем запретов и создания бюрократических препон. Особо прибыльной перевозка зерна становится, начиная с судовой партии в 35 тыс. тонн. Но суда с такой осадкой не могут пройти по каналу. Пять лет «НИБУЛОН» просит у Минтранссвязи разрешения за собственный счет почистить и углубить канал на территории, переданной ему в аренду горсоветом. И пять лет вопрос не решается! А ведь это десятки миллионов, которые пошли бы на дноуглубительные работы, создание рабочих мест, мы бы загрузили простаивающий техфлот. А какую пользу для региона и государства дал бы рост грузооборота! Так кто же против? Тот, кто боится конкуренции. Сегодня морпорт ушел от перевалки белорусского калия и хочет переориентировать мощности под зерновые грузы с помощью иностранной фирмы – конкурента «НИБУЛОНа». Вот вам и ответ на вопрос. А еще капитания порта, которая находится на службе администрации порта, может не пускать суда на частные терминалы. Так о какой свободной конкуренции, о каком развитии бизнеса речь? Просто руководство Минтранссвязи хотело все забрать и передать своим структурам. Да, в портах нет конкуренции, там работают только «нужные» структуры. Не успело смениться руководство Департамента морского и речного транспорта, как тут же в порты идут новые команды: кого отодвинуть, а кому дать «зеленый свет». Меняется министр – меняются руководители портов. Изменить эту ситуацию может новый закон о портах, разработчиком которого я являюсь. Я уверен, что как только Партия регионов придет к власти, мы примем этот закон. А как И.Винский мог утвердить генплан развития порта без учета нового Генплана Николаева? Аналогичная ситуация и в Южном. Обратите внимание, глава Николаевской облгосадминистрации вообще не счел нужным встречаться с министром во время его визитов в Николаев. Это говорит о том, что губернатор прекрасно понимал, чем занимается И.Винский, и не захотел в этом участвовать. – По-вашему выходит, что вообще никто не занимается транспортной отраслью? – Нет, есть и обратные примеры. Развитию региона очень помогла Одесская железная дорога, к которой мы относимся. Начальник ОЖД И.Левицкий сделал для Николаева и портов больше, чем иные чиновники вместе взятые: он подтянул к городу еще одну железнодорожную ветку. Но не делал из этого рекламы. А вот известный николаевцам нардеп Г.Задырко повел себя по-иному: где он не появлялся, всюду начинал хвалить «гений» И.Винского. Теперь одиозного министра нет. Кто будет выполнять его громкие обещания? Может, сам Г.Задырко? – Мэр Николаева Владимир Чайка недавно заявил, что в середине 90-х годов была возможность забрать Бугско-Днепровско-лиманский канал в областную собственность, эксплуатировать и получать прибыль. Почему же вы, будучи губернатором, этого не сделали? – Как это - «забрать» канал? Южный Буг протекает по нескольким областям, это общегосударственные воды, и областные советы не имеют права их «забрать», а уж тем более – городской совет. И в те времена, когда я был губернатором, а В.Чайка - председателем областного совета, это тоже сделать было нельзя. В областную собственность можно принять собственность территориальных общин – городов, сел, поселков. Либо, если бы БДЛК нам передало государство. Но с какой стати оно будет это делать? Сам канал был, есть и будет государственным. Другое дело, если это акватория, скажем, в границах Николаева, земля под ней принадлежит городу и за нее нужно платить городу. А то порты понабирали городской земли, и не хотят за нее платить. Наиболее яркий пример – Одесса. – У вас есть возможность обратиться к нашим читателям. Что бы вы хотели сказать им? – Хочу, чтобы все поняли: мы будем иметь ту власть, которую заслуживаем. Изберем еще раз некомпетентную власть, снова окажемся обманутыми и будем искать виновных. За годы независимости мы видели все, знаем всех политиков. Поэтому хочу пожелать николаевцам мудрости. Не нужно идти на поводу у политических авантюристов, верить несбыточным обещаниям. Давайте судить политиков по их делам и голосовать вдумчиво. Уверен, тогда мы заживем намного лучше. Беседовал Станислав Козлов. |