3 июля Николаевский морской торговый порт отметит свое 220-летие. Но накануне этого значительного события в НМТП, с которого во многом и началась история нашего Николаева - города-порта, произошло два значительных события. 26 июня здесь были торжественно открыт новый комплекс по переработке технической древесины в щепу и презентована Программа развития ГП «НМТП» на 2009-2012 гг., утвержденная 5 июня приказом Минтранссвязи.
Национальный проект Построенный компанией с итальянским капиталом «ICL Украина» комплекс по переработке технической древесины в щепу – проект уникальный для Украины и единственный для морских портов нашей страны. Именно поэтому открытие комплекса привлекло внимание не только украинцев (присутствовал заместитель министра транспорта и связи Михаил Чубай), но и итальянцев: гостями Николаева и порта стали Чрезвычайный и Полномочный посол Итальянской Республики в Украине Пьетро Джованни Донничи, заместитель министра инфраструктуры и транспорта Италии Джиачино Бортоломео, а также заместитель председателя правления Unicredit Bank Фабрицио Паленцона и, конечно, руководитель компании «ICL Украина» Матео Джирланда, получивший из рук начальника ГП «НМТП» Василия Капацыны символический ключ от комплекса.Если говорить о комплексе, то он позволяет перерабатывать техническое сырье твердых пород древесины длиной до 6 м и диаметром до 100 см в щепу в количестве 3-4 тыс. тонн ежесуточно (в год этот комплекс позволяет обработать около 700 тыс. тонн). После переработки щепа накапливается для дальнейшей погрузки на морские суда, следующие в страны Черного и Средиземного морей. Сырьем для переработки служат остатки деревообрабатывающей промышленности и бракованная древесина, т.е. то, что до появления этого комплекса просто сжигали. Относительно сырья «ICL Украина» договаривается самостоятельно и вывозит его с территории всей Украины вагонами «Укрзалізниці», а лесные хозяйства Украины получают стабильную прибыль. Например, около 300 тыс. кубов технической древесины, образовавшейся после прошлогоднего пожара в Херсонской области, были полностью переработаны на этом комплексе. Если бы этого не произошло, то, как рассказал В.Капацына, и лесники не смогли бы получить средства за уже никому не нужное дерево, и сама древесина превратилась бы в труху. Если же говорить о порте, то этот проект для него – одна из крупнейших удач. Вместе с итальянскими инвесторами НМТП создал рабочие места, повысил престиж Украины в глазах если не мирового, то по крайней мере итальянского бизнесового сообщества (об инвестиционном климате в порту, не скупясь на похвалу, говорил итальянский посол). Да и сам груз (щепа) для Никморпорта очень выгодный: по словам начальника ГП «НМТП» Василия Капацыны, стоимость погрузки 1 тонны щепы составляет $9, тогда как стоимость погрузки 1 тонны угля – всего $5. В новом году компания «ICL Украина» планирует увеличить объемы переработки хвойных и лиственных пород древесины – по словам В.Капацыны, для этого уже установлена вторая дробильная машина. Кроме этого, за следующих 12 месяцев комплекс должен полностью механизироваться и расшириться: уже ведутся проектные работы по созданию конвейерной линии длиной 400 м, мощной судопогрузочной машины. И все это позволит выйти на проектную мощность комплекса в 3 млн. тонн в год. Что же касается инвестиций, то итальянцы уже вложили в комплекс $10 млн., а механизация порта «потянет» еще на $30-40 млн. И итальянская компания вместе с портовиками (а В.Капацына поставил жесткое условие – работают над расширением комплекса только наши, преимущественно портовики) это сделают. Кстати, на результаты их труда хочет взглянуть и посол Италии, пообещавший вернуться в порт весной и высказавший желание увидеть комплекс «выросшим»: с большей территорией, с большим количеством рабочих мест, с большим объемом производимых работ.
Смотрим в будущее В порту умеют смотреть в будущее, и все мечты менеджмента порта становятся реальностью. 24 апреля был торжественно сдан в эксплуатацию не имеющий аналогов в СНГ распределительный холодильный комплекс ООО ТД «Морепродукт», 26 июня – комплекс по переработке технической древесины в щепу. А впереди – еще много свершений, которые вписаны в Программу развития ГП «НМТП» на 2009-2012 гг. В Программу вошли как те проекты, которые были начаты в предыдущие годы, так и совершенно новые инвестиционные проекты. Так, порт намерен расширить мощности перегрузочного комплекса нефтепродуктов за счет строительства двух новых нефтеналивных причалов с тем, чтобы выйти на объем нефтеперевалки в 3 млн. тонн в год. В районе причалов №1 и №2 планируется строительство перегрузочного комплекса генеральных и навалочных грузов, инвестором которого выступает «Дунайская судоходная стивидорная компания» (аффилированная компания «МетИнвест»). Грузооборот комплекса – свыше 3 млн. тонн в год, а объем инвестиций, которые будут в него вложены – $30 млн. Также планируется создание комплекса по перевалке растительных масел (в районе причала №3), который инвестирует компания «Интелтрейд» (годовая мощность комплекса – 300 тыс. тонн).В районе причала №8 планируется создать комплекс по перевалке генеральных грузов, а в тылу причалов №13 и №14 – универсальный комплекс по перевалке экспортных грузов. 24 июня в порту приступили к строительным работам по проекту «Химтранса», но из-за кризиса и изменения грузопотоков инвестор решил переориентироваться – в порту будет строиться зерновой терминал. Зерном займется и компания «Гринтур-Экс», которая 23 июня выиграла в РО ФГИУ конкурс на право аренды имущества порта на 10 лет. По словам начальника порта, этот зерновой комплекс не будет иметь равных в Украине, поскольку у него будет лучшая железнодорожная развязка, позволяющая принимать и держать единовременно 300-350 вагонов с зерном. Свои преимущества дадут и накопительные емкости общим объемом 150-160 тыс. тонн. Но самым перспективным и интересным представляется проект строительства «Лихтеровочного морского терминала Бугско-Днепровского бассейна» у Очакова, который значительно превысит возможности существующих рейдов Никморпорта и сведет к минимуму его недостатки, поскольку 5 железнодорожных линий, идущих в Николаев и порт (в этом Одесса нам проигрывает), не могут заменить недостаточность наших глубин (тут Одесса – впереди). Догружать суда в открытом море проблематично (зависимость от навигационных условий, необходимо иметь малотоннажный флот и достаточное количество мощных буксиров) и дорого. Лихтеровочная база – это возможность догружать «Панамаксы» в нормальных навигационных условиях. Собственно, идея строительства лихтеровочной базы у Очакова не нова: такой проект разрабатывался в 1982 году Минморфлота СССР. Что тогда не позволило построить эту базу (вправо от о.Майский), неизвестно, но сейчас, считает начальник порта, есть все финансовые возможности. А служить она будет не только ГП «НМТП» – по словам В.Капацыны, строительство лихтеровочной базы позволит вывести порты и терминалы Бугско-Днепровского бассейна на качественно новый уровень (по предварительным прогнозам, их грузовой оборот возрастет до 20 млн. тонн с учетом речных портов). Более того, николаевские и херсонские порты и терминалы путем продления международного транспортного коридора №7 могут быть в него интегрированы. Кроме того, данный проект позволит возродить транспортный потенциал Днепра. – Борьба за глубины Николаевскому порту и всем терминалам даст второе дыхание. И это необходимо, потому что сегодня в славном порту Южном прорабатывается вариант приема судов дедвейтом до 120 тыс. тонн. Без этой лихтеровочной базы у нас нет будущего – она добавит нам потенции и конкурентоспособности, – сказал В.Капацына.
Город будет прирастать портом Безусловно, всем нам хочется, чтобы слава Николаева как города корабелов возродилась. Но наш город начинался не только как верфь, но и как Вольная Гавань, у которой в июле 1789 года появился первый капитан – лейтенант Бестужев. 147 лет назад Николаевский порт получил статус коммерческого порта (здесь была открыта таможня, появились первые иностранные консульства). И сегодня бюджетное благосостояние города и области во многом зависит от успешной работы предприятий морехозяйственного комплекса – ГП «НМТП», спецморпорт «Октябрьск», ГП «Дельта-лоцман», которые входят в пятерку лучших налогоплательщиков города и области. – Наш порт – это действительно великий порт, потому что и «Октябрьск», и «Дельта-лоцман» были созданы на базе материальных и профессиональных ресурсов Никморпорта. А используя инфраструктуру, созданную под эгидой НМТП, успешно развиваются и частные терминалы – «НИБУЛОН», «Ника-Тера», терминал «НГЗ». Я глубоко убежден, что Николаев – это город-порт, и прирастать благополучие и процветание нашего города будет морской индустрией, – говорит Василий Капацына. И уже сейчас порт намерен решить важную городскую проблему: убрать с центральных улиц города большегрузные автомобили. Сделать это можно, создав в районе ул.Железнодорожной автомобильный накопительный терминал. Весь автотранспорт, заходящий в город с киевского, кировоградского, херсонского и крымского направлений и груженный зерном, металлоломом, древесиной и прочим, надо пустить по ул.Новозаводской с выходом на ул.Железнодорожную – на автотерминал, где будут все возможности для того, чтобы водители могли привести себя в порядок (туалет, душ) и поесть. Предположительно автотерминал расположится на территории в 7 га, которую еще должны выделить на одной из ближайших сессий депутаты городского совета. К слову, поселок Ялты, расположенный в Поповой Балке, этот терминал никоим образом не затронет. Но пользу принести может немалую, поскольку в обмен на это Никморпорт обязуется реконструировать ливнесток, чье техническое состояние во время ливней приносит немало беспокойств жителям микрорайона Ялты (ливнесток не в состоянии пропустить весь объем воды, поэтому нередки подтопления), за счет средств инвесторов, а затем передать уже реконструированный ливнесток и 4 га земли в городскую коммунальную собственность. Родство города и порта проявляется не только в желании последнего создать в городе более благоприятные условия для жизни – Никморпорт хочет разделить с горожанами и свой праздник. В этом году 5 июля, согласно Указу Президента, свой профессиональный праздник сообща будут отмечать и работники морского и речного транспорта, и военно-морские силы Украины. А накануне своего профессионального праздника, 3 июля, Никморпорт вместе с николаевцами отметит свое 220-летие. В эту пятницу, в 20.00, на главной площади города начнется большой концерт, приуроченный к юбилею порта, с участием групп «Вільні козаки», «Monte Carlo», «С.К.А.Й.» и непревзойденной звезды украинской эстрады Таисии Повалий. Приходите, это будет настоящий праздник! Виктория Тонковид. Фото Александра Кремко. |