Сейчас идут экзамены в школах и вузах, выпускники в ожидании результатов независимого тестирования. Есть в Николаеве один человек, который с особым интересом следит за испытаниями своих учеников. Это - профессор математики, заведующий кафедрой высшей и прикладной математики Николаевского государственного Черноморского университета им. П.Могилы В.Н.Лейфура. Ему, как никому другому, необходимо знать точно, какой коеффициент полезного действия его личного вклада в умы подрастающего поколения даст положительный результат. Это дело чести профессора, который ровно 40 лет посвятил не только научным исследованиям, созданию учебных пособий и открытий, а непосредственному воспитанию математической элиты страны. Более тридцати лет В.Н.Лейфура работал в составе жюри Всеукраинской математической олимпиады, пять лет был научным руководителем команды Украины на Международных математических олимпиадах, воспитал целое поколение юных математиков, обладающих высоким мастерством и неординарным логическим мышлением, отмеченных медалями на всемирном уровне. Все это - результат кропотливой работы Учителя, который сумел распознать таланты и раскрыть их. Из пункта "А" - в пункт "В" - ...Две лягушки попали в крынку с молоком. Ситуация - безвыходная, выбраться - невозможно. Одна сразу сложила лапки и пошла на дно. А другая изо всех сил барахталась, молотила лапками. И вдруг - чудо! Она почувствовала твердь под ногами. Оказывается, пока лягушка интенсивно барахталась, сбила масло в крынке. Оттолкнулась - и выскочила... Это не задача, а японская сказка, почему-то запомнившаяся Валентину Лейфуре с детства, прочитанная где-то в десятилетнем возрасте. Тогда он понятия не имел, что когда-то станет профессором, со своими учениками побывает в Японии и многих других странах, сам напишет и издаст много книг, по которым будут учиться школьники и студенты. Но в памяти на долгие годы отложилась японская мудрость: безвыходных ситуаций не бывает, и если тебя жизнь кладет на лопатки, все равно - сопротивляйся! Это и есть, оказывается, самая трудная задача, которую приходилось решать самому в жизни не раз. Не по теории, а на практике. Случайность это или закономерность, но именно его, сельского мальчишку, учащегося Березанской средней школы, как самого способного к точным наукам в целом районе, после 8 класса пригласили на учебу в Республиканскую школу-интернат физико-математического профиля, потом - в физико-математический лицей при Киевском государственном университете им. Т.Г.Шевченко. Тогда Валентин Лейфура показал лучшие знания по результатам областной олимпиады по математике, успешно прошел отборочный тур в специализированную школу. Киевский государственный университет им. Т.Г.Шевченко - самый главный вуз страны, Валентин Николаевич и сейчас вспоминает как самые приятные минуты в жизни. Так из пункта "А" в пункт "В", из детства - во взрослую жизнь, отправился четырнадцатилетний мальчишка, чтобы решить самую сложную задачу с одним единственным неизвестным: "кем стать?". Отныне ему самому приходилось строить свою жизнь. Здесь и начались первые серьезные испытания. Оказалось, одних способностей мало, нужна была хорошая подготовка. В классе физико-математической школы было много киевлян, ребят из областных центров, у которых была подготовка намного лучше, учителя посерьезнее. Валентину Лейфуре пришлось много работать над собой, чтобы наверстать упущенное. Уже через год были ликвидированы все пробелы, он почувствовал себя уверенно, у него появилось много друзей, а дальше пошла интересная, насыщенная жизнь. Он не испугался трудностей, не сдался и не уехал под родительское крыло, хотя иногда ох как хотелось домой, где все просто и понятно, где чувствуешь поддержку взрослых. Но каждый человек сам должен определить, к чему он стремится и как воплотить в жизнь свои мечты. И именно тогда, в первый год учебы в физико-математической школе-интернате, когда он особенно нуждался в поддержке и помощи учителя, Валентин Лейфура сформулировал для себя будущее - помогать и учить талантливых детей независимо от того, каких высот достигнет он сам. Судьба была к нему благосклонна. Может потому, что В.Н.Лейфура всегда своим трудом и упорством способствовал этому. Иногда казалось, что целая цепочка случайностей приводила его к победам и желаемым результатам. Но случайность - это неосознанная закономерность. У него был выбор. И Валентин Лейфура сам выбрал себе дорогу, может, не совсем типичную в среде его соучеников. После успешного окончания физико-математического факультета Николаевского педагогического института (сейчас НГУ) уехал работать в сельскую школу учителем в свой родной Березанский район. Этим удивил многих, ведь перед ним были открыты все дороги в большую науку. Но он сам так решил, и все... Математика не требует суеты. Но требует быстрой реакции ума, глубины, логического мышления. Это наука сродни его характеру. Валентин Николаевич сам не любит суеты, поступает в жизни так, как подсказывает ему сердце. Тогда молодой выпускник педагогического института, получивший хорошее образование, не тяготился сельской школой, а наоборот, был убежден, что в глубинке есть немало талантливых ребят, им нужен только хороший наставник. И в самом деле, вскоре о юных математиках из Березанки и о молодом учителе заговорили в области: его ученики показывали невиданные результаты на всех этапах школьных олимпиад. Из областного центра к сельскому учителю математики зачастили. Приехал из Николаева на "Волге" директор школы №38 с математическим уклоном (ныне - муниципальный коллегиум), к себе специально вызывал заведующий облоно: "Ну, зачем вам, молодому человеку, сидеть в этой глуши? Вы должны ехать в город, где получите квартиру, где раскроются все ваши таланты!... В расписание в городской школе вас поставят хоть завтра". - Хорошо, я подумаю, - ответил скромно В.Н.Лейфура. - Возможно, через неделю отвечу... Он не ответил ни через неделю, ни через месяц. Заканчивал четверть в своей школе. А в мае сдал экзамены в аспирантуру при Киевском государственном университете им. Т.Г.Шевченко, в сентябре - был зачислен. Математика - наука молодых Валентин Николаевич не суетился, не спешил получать блага и квартиры. Он последовательно путешествовал по начерченному им самим пути из пункта "А" в пункт "В", а достигнув цели - двигался дальше. Он был талантливым математиком и не менее талантливым учителем. И эти два любимых дела в его жизни шли параллельно. Каких бы высот в науке ни достиг, Валентин Лейфура всегда был верен своим ученикам. Успешно окончил аспирантуру, защитил кандидатскую диссертацию, 20 лет работал преподавателем, заведовал кафедрой математического анализа в Николаевском педагогическом институте (НГУ), с 2001 года возглавил кафедру высшей и прикладной математики университета им. П.Могилы (ныне - Черноморский государственный университет им. П.Могилы). Параллельно он не бросал школу, прошел все ступеньки - от простого учителя, учителя-методиста - до заслуженного учителя Украины, научного руководителя сборной команды математиков Украины, которая защищала честь нашей страны на всемирных и международных олимпиадах (2003 - 2006 годы). Кстати, в школу №38 с математическим уклоном (муниципальный коллегиум) он вернулся, но гораздо позже, когда окончил аспирантуру, защитил диссертацию, работал в составе жюри Всеукраинской математической олимпиады. К воспитанию одаренной к математике молодежи он уже относился с другой, более высокой меркой. Именно как наставник талантливой молодежи В.Н.Лейфура был награжден Почетными грамотами Кабинета Министров Украины, Министерства образования и науки, памятным знаком "Подяка Президента України". Награжден медалью им. П.Могилы Министерства образования и науки Украины, знаками "Відмінник народної освіти УРСР", "Відмінник освіти України", Почетными грамотами МАН Украины, знаком Благотворительного фонда "Украина", имеет международное звание Соровского учителя. В 2002 году Валентин Лейфура стал "Горожанином года" в Николаеве в номинации "Средняя школа". Издал десятки книг, и самым плодотворным на этом поприще был, пожалуй, 2003-й: за один год вышло три учебника В.Н.Лейфуры, в том числе "Математичні олімпіади школярів України 2001-2006"- сборник задач для участников Всемирной олимпиады в соавторстве с группой ученых. Вся работа с одаренными детьми, усилия, вложенные в воспитание юных математиков, не прошли даром. - Помните слова из песни Булата Окуджавы: "Я дворянин с Арбатского двора, своим двором введенный во дворянство"?.., - говорит В.Н.Лейфура. - Приблизительно так я могу сформулировать свои профессиональные достижения. Именно мои ученики возвели меня на пьедестал общественно-государственного признания, которое я получил за эту работу. Их успехи отражают мои усилия. Мои ученики всегда держат меня в тонусе. Самое главное - видеть, как они открывают для себя что-то новое. У меня всегда была потребность в общении с одаренными детьми - направить, подтолкнуть, передать свои знания, которых они не получат в школе. Открыть им удивительный мир математики. А чтобы был результат, ты также должен быть интересен им. Для меня самая высшая награда - это когда ученики тебя начинают перерастать. И тогда дай Бог тебе самому угнаться за ними и понять, что эти молодые мозги уже придумали... Математика - это наука молодых. Среди знаменитых учеников профессора Лейфуры, которые возвели его на пьедестал почета, - Николай Рыбак, выпускник муниципального коллегиума, дважды завоевывавший серебряные медали на Международных олимпиадах по математике в США и Великобритании, Феликс Харитонов, Елена Ковылянская, Сергей Мозговой, Александр Манзюк, Андрей Аникушин и др. Это только те, кто принимал участие в международных, всесоюзных и всеукраинских олимпиадах по математике, привозил в Николаев медали. В.Н.Лейфура может назвать целый список своих талантливых учеников, которые хоть и не попали по каким-то причинам в сборную Украины на Международные олимпиады, но вполне соответствовали уровню самых сильных математиков. Как показала жизнь, они поступали в престижные вузы, были в числе победителей на различных студенческих олимпиадах, в науке они делали открытия, добились высот. Главное - разглядеть талант. А дальше - ставить задачу, развивать умение логически мыслить, на интуитивном уровне чувствовать ход к завершению поставленной задачи. Один из славных учеников В.Н.Лейфуры - Александр Манзюк, который дважды писал под руководством профессора Лейфуры научные работы в МАН, в конце каждой работы для Малой академии наук писал: "Висловлюю щиру вдячність моєму науковому керівнику Валентину Миколайовичу за постановку задачі". В.Н.Лейфура удивлялся: - Я не учил его так писать, это он сам. Зато я действительно ставил перед ним задачи и потом сам был потрясен оригинальностью его ответов. Мы оба были друг другу интересны. Разве не об этом я мечтал? В образовании нужны "лежачие полицейские" Профессор Лейфура для г.Николаева - это уникальное явление. Помимо научной деятельности, преподавательской работы в вузах, составления задач и издания учебных пособий, Валентин Николаевич тратил много своего свободного времени, очень часто на энтузиазме, "за спасибо" или мизерное вознаграждение для работы с одаренными школьниками. Именно В.Н.Лейфура впервые создал в Николаеве при институте усовершенствования учителей семинар для одаренных детей, просуществовавший много лет, аналогов которому не было в Украине. Школьники, посещавшие этот семинар, вышли на мировой уровень, успешно выступали, завоевывали медали на Соровских, Всеукраинских, Международных олимпиадах. Да и сейчас В.Н.Лейфура является членом жюри математических олимпиад, принимает участие в работе летней школы на базе пансионата "Николаев", где собирают призеров олимпиад. Далее предстоит поездка в Яремче, где Львовский физико-математический лицей организовывает конкурс "Кенгуру" и летнюю школу для учителей и одаренных детей. В августе - всеукраинская летняя школа в г.Славянске Донецкой области. И так - почти все лето занято. Шаг за шагом он подводит своих учеников к самому высокому уровню математических соревнований, где они должны владеть наукой логической цепочки рассуждений, превращения сухих цифр в способ познания закономерностей окружающего мира. Ведь именно благодаря математическим методам были свершены самые выдающиеся научно-технические открытия в атомной энергетике, космической отрасли, создании электронно-вычислительных машин, планировании в экономике и др. В.Н.Лейфура не просто причастен, он является непосредственным участником в подготовке специалистов высокого уровня, элиты нашей страны. В связи с этим интересный получился у нас разговор с профессором В.Н.Лейфурой. - Валентин Николаевич, а что происходит с вашими учениками потом, в реальной жизни? - К сожалению, многие, знающие цену своим мозгам, уезжают из Украины. Их переманивают другие страны, особенно США. И я не осуждаю их, мне за державу обидно. В Украине талантливые ученые, в частности в прикладной математике, не оплачиваются по достоинству. Они - невостребованы. Хотя, как мне кажется, в последние годы наметилась хорошая тенденция в поощрении одаренных школьников и студентов. Предметные олимпиады проводятся по линии Министерства образования и науки Украины, конкурсы научных работ - по линии Министерства образования и Академии наук, наиболее одаренным учащимся и студентам учреждаются стипендии мэрий, областных администраций, Президента Украины. Это выделяет их из общей массы, обучающейся в вузах. Кажется, государство поворачивается лицом к дисциплинам прикладного характера. Я слышал, в этой связи будут пересматриваться программы школ и вузов. Нам нужно возрождать производство, а для этого очень нужны прикладные математики, компьютерщики, грамотные инженеры. Надеюсь, что эти тенденции будут иметь продолжение. Но пока... Пока у нас в стране почти всеобщее высшее образование. Директора школ часто с гордостью рапортуют о 99-процентном поступлении выпускников в вузы. Бывшие техникумы, ПТУ, училища поменяли вывески на "университеты" и "академии", все стали выдавать дипломы о высшем образовании. Вузов развелось несметное множество. Но количество, увы, не переросло в качество. - Бывает, "серость" с двумя-тремя дипломами является хозяином жизни, прыгая по верхам, занимает места настоящих ученых, - с сожалением говорит Валентин Николаевич. - Толку от этого для страны мало. Надеяться, что именно эта дипломированная масса возродит экономику, поставит ее на рельсы науки, не приходится. То, что произошло в нашем высшем образовании - это неправильно. Но в трудные годы для страны, когда экономика развалилась, многие промышленные предприятия закрылись, рабочие специалисты перестали быть востребованы, возникшие вузы, в том числе коммерческие, выполнили свою миссию: они заняли молодежь учебой. И пусть качество учебы вызывает сомнения, но целое поколение чему-то научилось. - Что же делать дальше? - Ставить в образовании "лежачие полицейские", как на дорогах. Чтобы каждый, кто нацелился "проехать" в вуз, даже имея толстый кошелек с деньгами, остановился перед преградой. Не можешь - не переедешь. Одним из таких серьезных шагов в восстановлении справедливости, предпринятых Министерством образования и науки, на мой взгляд, является независимое оценивание знаний выпускников школ, вступление в единую европейскую систему Болонского процесса. Всеобщее тестирование, границы проходного балла меняют порядок расположения в списке поступивших, помогут систематизировать уровень знаний. Независимое тестирование ставит всех выпускников в равные условия, позволяет объективно оценить уровень знаний каждого. Наверняка, это поможет просеять систему высшего образования, неспособные учебные заведения отомрут сами по себе, качество образования повысится. На образовании нельзя зарабатывать деньги, как делают многие вузы. Государство должно вкладывать средства в образование и получать хорошо подготовленных специалистов для возрождения экономики страны. В этом вся суть дальнейшей жизни. Ситуация - патовая. Кажется, что выкарабкаться - невозможно. Вот именно сейчас надо молотить лапками, искать выход из создавшейся ситуации. Помните, как лягушка выбралась из крынки с молоком?.. Вот здесь нам и понадобятся мозги. - Хорошо бы, если бы они пригодились. Екатерина Наточа. |