В последнюю субботу мая в Украине празднуется День работников издательств, полиграфии и книгораспространения. Украинским полиграфистам досталось богатое историческое наследие: первая типография была учреждена во Львове первопечатником Иваном Федоровым, а первой книгой, которая была издана в Украине в 1574 году, является «Апостол». Но в нынешних кризисных условиях почему-то кажется, что первопечатнику Федорову все-таки жилось легче, чем его наследникам. В этом мы и убедились в процессе подготовки этого приуроченного к празднику репортажа. Больнее всего кризис ударил по самому близкому «Вечерке» предприятию – Николаевской областной типографии, 75% продукции которой – это газеты (здесь печатаемся и мы). По словам директора типографии Александра Малыша, типография ощутила кризис еще в октябре прошлого года, когда резко в гору пошли цены на расходные материалы (офсетные пластины, краску, бумагу). Да и кредит, взятый в 2007 году на покупку новой полиграфической машины «FAST 300», при колебании валютного курса оптимизма не добавлял. Кое-кто даже пророчил, что этот кредит погубит типографию. Но нет, типография работает и возвращает кредит. Это непросто: рост стоимости расходных материалов составил от 140 до 180%, но «задирать» цены на свои услуги типография не могла, понимая, что газетам тоже не сладко. Печатники не только это понимали, но и ощущали: тиражи печатных СМИ падали, некоторые газеты либо прекращали свое существование, либо «уходили» в типографии других городов. И не потому, что качество Николаевской типографии их не устраивало. Здесь не отрицают, что иногда качество печати «прихрамывало» - так сказывались и наладка нового оборудования, и человеческий фактор. Но дело все-таки в другом. В попытке удержать рекламодателя некоторые издания «подрисовывали» на выходных данных свои тиражи. А в типографии давно заведено строгое правило: тираж в выходных данных должен «циферка в циферку» соответствовать тиражу в наряде-заказе, если нет – его исправляют при печатании газеты. Конечно, не всем такое понравится. В период кризиса в первую очередь интересует, пострадали ли люди. Здесь не обошлось без оптимизации (была несколько изменена структура предприятия), но ни один человек не был уволен. - Когда мы увидели, что январь по финансовым показателям «провальный», по согласованию с профкомом нашим работающим пенсионерам было предложено написать заявление о переходе на пол-ставки или на неполный рабочий день. Скажем прямо: на производственной деятельности типографии это не сказалось бы. И люди отнеслись к этому предложению с пониманием, только один человек от нас ушел, - говорит А.Малыш. Однако, несмотря на объективные трудности, типография работает, зарплата выплачивается регулярно, не страдают от неуплаты положенного бюджет и социальные фонды. Не просто справляться с кризисом и частнику. Ирина Гудым ест хлеб частного издателя с 2001 года, однако так трудно, как сейчас, ей еще не приходилось. Если раньше за год в издательстве выходили в среднем 25-30 книг, то прогнозировать что-либо на этот год Ирина Гудым не решается. Но уже сейчас четко понимает, что издавать за счет собственных средств издательства книги (как в свое время издавались книги местных авторов - Сергея Гаврилова, Сергея Галушкина и Аркадия Сурова) не получится. - Кто-то на заре американского кризиса сказал, что в момент кризиса надо крутиться, крутиться быстрее, крутиться сейчас. И мы продолжаем работать. В этом году в нашем издательстве увидят свет книги, выпущенные как за счет средств заказчиков (например, к юбилеям предприятий), так и, надеемся, за счет средств областного бюджета по областной Программе поддержки отечественного книгоиздания. У нас есть реальный шанс выпутаться, - говорит издатель. Если говорить о сотрудниках издательства, то пока ни один человек не потерян – все держатся, и пока никого не приходилось «уходить» за свой счет – работа есть. - Сейчас мы заняты книгой «Земляки» (о евреях) Владимира Щукина и Андрея Павлюка. Эта книга будет издана к концу июня по методу, образно говоря, народной стройки: средства на нее собирались понемногу, по две-три тысячи, кто сколько сможет пожертвовать. Таким же народным методом будет издана и книга Татьяны Губской о Николаевском некрополе. А еще я планирую издать серию небольших брошюр «Легендарные имена», в которой будут представлены все наши флотоводцы, - эта серия будет издана за счет средств издательства, но будет продаваться в свободной продаже. И мне очень не хочется, чтобы эти проекты погибли, - говорит частный издатель Ирина Гудым. Единственный, кто порадовал, был директор ООО «Николаевкнига» Владимир Дидан. По словам руководителя предприятия, занимающегося книгораспространением, спрос на литературу не уменьшается, особенно на специальную литературу, юридическую, учебно-методическую – в общем, ту, которая необходима в повседневной жизни. - У нас очень много литературы в «Молодой Гвардии» и «Кобзаре» - более чем 60 тыс. наименований в каждом магазине, расширен отдел «Политкниги». Кадры у нас подготовленные, квалифицированные, их в обычный отпуск не «вытолкнуть», - улыбаясь, говорит Владимир Владимирович. – Но кризис мы почувствовали: он ударил по бюджетным организациям – если раньше к праздникам организации покупали по 300-500 открыток, то сейчас объемы значительно уменьшены. Хотя и ООО «Николаевкнига» кризис тоже коснулся – его Владимир Дидан ощутил в высокой арендной плате и налогах. Но и с этим «Николаевкнига» справляется: на этом предприятии нет задолженности по зарплате и по обязательным платежам. Несмотря на неплохую ситуацию у книгораспространителей, сегодняшняя жизнь полиграфистов тревожна, и наш предпраздничный материал получился не совсем праздничным. Но мы верим, что все это временно. Вы, полиграфисты, для нас, газетчиков, – люди не чужие: в советское время у нас даже праздник был один на двоих – День печати - 5 мая. И хотя сейчас наши праздники разделили, наши поздравления и пожелания успехов в работе звучат искренне. Будьте нам и себе здоровы и сильны духом, и, как бы это банально ни звучало, все у вас получится. Виктория Тонковид. На снимках: в областной типографии. Фото Александра Кремко. |