Мы с вами давно не встречались, наверняка за это время у вас накопились ко мне вопросы, - так начал свою пресс-конференцию городской голова Владимир Чайка. Но еще до первых вопросов мэр сам рассказал об основных направлениях выполнения бюджета, об итогах отопительного сезона, о состоянии городской промышленности и о многом другом. Так, несмотря на пессимистичные прогнозы, за 4 месяца этого года в городской бюджет поступило 298,2 млн. грн., из которых 264,3 млн. грн. - в общий фонд (это 106% плановых объемов) и 33,9 млн. грн. - в специальный фонд. То есть плановые поступления выполнены в общем на 133,7%. Показатели наполнения специального фонда городского бюджета дали возможность направить дополнительно 4,6 млн. грн. на строительство муниципального коллегиума и реконструкцию городского стадиона. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года городской бюджет увеличился на 26,9 млн. грн. Что же касается официальных трансфертов, то пока наш бюджет недополучил 6,8 млн. грн. из Государственного бюджета, в том числе 5,6 млн. грн. субвенций на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным, жилищных субсидий и т.д. В это же время расходная часть бюджета составила 276,5 млн. грн., из которых 225,4 млн. грн. было направлено на защищенные статьи бюджета — на выплату зарплаты, льготы и субсидии, оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений, на приобретение продуктов питания и медикаментов, на текущие трансферты органам госуправления других уровней, в частности районному бюджету Жовтневого района на медобслуживание жителей Корабельного района в Жовтневой ЦРБ. На начало года за использование городской коммунальной собственности было начислено 12 млн. 277 тыс. грн. арендной платы, но фактически поступило только 80% от начисленного — чуть больше 10 млн. грн. Из них в городской бюджет перечислено 8 млн. 180 тыс. грн. (167% от плановых показателей), в Госбюджет — 1 млн. 950 тыс.грн. Имеющуюся задолженность в 2,3 млн. грн. Владимир Чайка объяснил существенным ростом арендных ставок в апреле прошлого года, но благодаря принятым мерам прошлогоднюю задолженность по арендной плате удалось сократить на 922 тыс. грн. В январе этого года арендная плата уменьшилась на так называемый «антикризисный коэффициент» - 0,5. В городской бюджет перечислено 4 млн. 500 тыс. грн. По договорам купли-продажи поступило 33 млн. 807 тыс. грн., из которых 25 млн. 950 тыс. грн. пополнили городской бюджет, остальное «ушло» в государственный. Однако 22 покупателя в прошлом году задолжали по договорам купли продажи 5 млн. 728 тыс. грн., поэтому 4 договора купли-продажи были расторгнуты, и имущество на 876 тыс. грн. вернулось в городскую коммунальную собственность. Еще по 12 договорам задолженность погашена. К сожалению, накопилась существенная задолженность по оплате аренды земельных участков, всего более 14 млн. грн. Основными должниками города являются ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара» (около 6 млн. грн.) и ГАХК «ЧСЗ» (около 2,6 млн. грн.). Рассчитывать на то, что судостроительные заводы расплатятся, не приходится, поэтому городская власть ищет выходы из сложившейся ситуации самостоятельно. На одной из сессий горсовета было принято решение об обращении в Минпромполитики по поводу передачи в коммунальную собственность бывшего пионерлагеря этого завода в Марьиной Роще и о выкупе по остаточной стоимости санатория-профилактория «Ингул», принадлежащего этому же госпредприятию. Мэрия готова рассматривать вариант обмена: санаторий - на сумму долга. Но пока Минпромполитики молчит, есть ответ министерства только по лагерю, да и то издевательский: вы, мол, вначале приведите его в состояние готовности к эксплуатации, а потом поговорим. - Я, раз с санаторием ничего не получается, подожду до конца месяца и буду подавать в суд. Тем более, что «Ингул» есть в залоговом реестре в налоговой инспекции. То есть налоговая в ожидании оплаты налоговых долгов его забрала, а мы как-будто бы и ни при чем. Мы тоже обратимся в суд, чтобы получить что-то в залог: корабль – так корабль, верфь так верфь. По поводу «ЧСЗ» В.Д. Чайка сообщил, что город пошел на реструктуризацию долгов этого завода за воду и электроэнергию, а сам он в ближайшие дни намерен встретиться с новым гендиректором предприятия Дмитрием Мордовенко, чтобы обсудить и эти вопросы. Но, судя по всему, вопрос земельных долгов «ЧСЗ» будет решаться «в треугольнике «НИБУЛОН» - «ЧСЗ» - горисполком» сказал городской голова. На вопрос, возможен ли вариант, когда «НИБУЛОН» платит долг «ЧСЗ» за аренду земельного участка, а «ЧСЗ» рассчитывается за это с ним своей территорией, Чайка дал понять, что да, такой вариант возможен. Кстати, «ЧСЗ» и завод им.61 коммунара лидируют и по задолженности по зарплате. Всего же, по состоянию на 1 апреля, задолженность по зарплатам на предприятиях города составила 11 млн. 570 тыс. грн., а в течение апреля она еще увеличилась и на 18 мая уже составляет 17 млн. 323 тыс. грн., причем задолженность зафиксирована на 48 предприятиях города. Больше всего долгов у предприятий промышленности, строительства, транспорта и связи. Среди крупных должников - фирма «Аура», ОАО «Никпромсантехмонтаж», ГАХК «ЧСЗ», ООО «Нордстар Юг», ГП «Судостроительный завод им.61 коммунара», «Житлобуд-Нико», ОАО «Николаевский домостроительный комбинат», ГП «НАРП», ГП «Николаевский ремонтно-механический завод» и т.д. Но если говорить о долгах по аренде земли, то задолжали городу не только предприятия, накопили долги и бизнесмены, среди которых есть и депутаты горсовета. Особенно возмущает городского голову то, что они при этом критикуют городскую власть и стремятся сказать об этом на сессии. Он не назвал фамилии, но сказал следующее: - Я им не даю слова. Разговор очень короткий: отдай деньги — будешь выступать. Вот те, кому я не даю выступать, считайте, что это должники. А то он не заплатил 324 тыс. грн., а показывает на кого-то. Защищая того, кто должен 150 тыс. грн., защищает как-будто себя. Впрочем, у депутатов-должников есть время — до 19 июня, до дня следующей сессии, когда Владимир Чайка сможет продемонстрировать, кто именно из них «не отдал деньги». Подводя итоги отопительного сезона, городской голова сообщил, что долг за тепло на 18 мая составил 43,4 млн. грн. и отметил, что это самый крупный долг за последние 5 лет. В частности, ОАО «Николаевская ТЭЦ» должны 17,5 млн. грн., ОКП «Николаевоблтеплоэнерго» - 25,9 млн. грн. Причем, городской бюджет не имеет задолженностей за потребленный газ и тепло, эти дикие суммы — долги населения этим предприятиям. В течение пресс-конференции Владимир Чайка ответил и на обвинения министра Минтранссвязи Иосифа Винского, прозвучавшие в адрес городской власти во время его визита в Николаев. - Это большая игра. Я никогда не соглашусь с прозвучавшими обвинениями в том, что мы якобы разорвали береговую линию в г.Николаеве. Мы ее не разорвали, наоборот, мы создали условия для привлечения инвестиций в город, и эти инвестиции вложены в реализацию проектов, которые были утверждены на сессиях горсовета и исполкоме. А вот что делает Министерство транспорта, я могу показать на схемах. Сегодня незаконно Кабмин через Минтранс забирает акватории наших рек, забирает подходные каналы у частного бизнеса. Простым росчерком пера уничтожается наш бизнес, наш крупный бизнес. Я вынужден был обратиться к депутатам Верховной Рады — поехал на заседание комиссии по аграрным вопросам и земельным ресурсам — чтобы еще раз подчеркнуть: нельзя принимать решения, лоббирующие интересы государства только в лице государственных морских портов (у нас их осталось аж три, хотя в это же время в государстве появилось 8 новых крупных частных портов). Я знаю, каким образом может осуществляться подготовка к приватизации этих государственных портов: дается земля в аренду на 15-20 лет, как это сделано и в морском торговом порту, а потом схема известная. Но я поддерживаю передачу участков в аренду - раз государство не смогло создать условия для повышения эффективности принятия грузов и привлечения инвестиций. Вы помните, только с третьего раза депутаты поддержали предложения и Василия Капацыны, и городского головы для того, чтобы отдать землю в аренду и построить там терминал. Теперь министр приехал и думает, что это государственный терминал. Но сам морпорт тоже арендует землю — у города, поэтому ничего без разрешения горсовета построить не может. Он сегодня даже часовню не может построить без того, чтобы горсовет дал разрешение на строительство. Городской голова также считает: то, что попытались сделать с «НИБУЛОНОМ» - это пробный камень, первая попытка «сделать то, что было в 1917-1918 гг., - забрать под себя». Однако мэр уверен, что «раскуркуливание» не пройдет — он зачитал журналистам выводы правовой экспертизы института законодательства Верховной Рады и Академии правовых наук, которые подтверждают законность деятельности «НИБУЛОНА» и городской власти в этом вопросе. Есть и ответ Министерства юстиции, подписанный министром лично. И что? Винский говорит, что все равно будет судиться. С кем? Он уже пытался судиться с горсоветом и в приказном порядке отменить решения 2002-2004 годов. Это не его полномочия, пусть все решает в законном порядке. Владимир Чайка сообщил, что ответ министру отправлен вместе со всеми необходимыми документами. В то же время мэр Николаева привел пример того, как сегодня хотят «ограбить городскую общину» через Постановление Кабмина, с помощью которого перекраивается акватория и все та же береговая линия: - Уже забрали полканала с одной стороны и речпорт, который вообще является акционерным обществом, и несмотря на все имеющиеся документы по причальным стенкам и подходным каналам. И у Днепро-Бугского морского порта, у этого бедного глиноземного завода отбирают все причальные стенки. Компания «Евровнешторг» вложила 50 млн.долларов в строительство терминала со всеми необходимыми разрешениями, теперь это включили в границы акватории порта, еще и землю оттяпали. «Ника-Тере» повезло больше: у них забрали не все, а только кусок. Государство само разрушает малый, средний и крупный бизнес. В каком государстве такое возможно? Несправедливы обвинения министра и по поводу того, что это якобы городская власть мешает реконструкции железнодорожного вокзала. - Стоимость реконструкции железнодорожного вокзала «Николаев» — 50 млн. грн. Мы подписали соглашение с Одесской железной дорогой, по которому приведение в порядок прилегающей территории городская власть Николаева берет на себя. С иронией прокомментировал городской голова и обещания Иосифа Винского активизировать реализацию проекта объездного моста, а также его заявление о том, что «пока он министр» — мост (еще не построенный) платным не будет. Впрочем, есть и подвижки: Минтранс наконец-то признал, что мостовая развязка вокруг Николаева — часть транспортного коридора, то есть объект не муниципальный, а государственный. - Мы просили, чтобы ускорили подписание договора с Японией, и Юлия Владимировна дала задание, чтобы договор по проекту был подписан уже в этом году. Что пишет теперь министр? Что заказчиком строительства будет автодор. Да нет возражений! А дальше, что «Укравтодор планирует в течение следующего года сделать проектно-сметную документацию, а следующим шагом будет привлечение средств...». То есть ни о какой реализации проекта в ближайшее время речь не идет. Так какой след оставил министр Винский на юге Украины? Кроме раздражения и недоверия, никакого, резюмировал Владимир Чайка. Городской голова прояснил и ситуацию с расширением территории морпорта за счет городской территории. Напомним: о том, что Никморпорт расширится на 10 га за счет города, заявил Иосиф Винский во время николаевского визита. Чайка поправил министра: речь идет о 7 гектарах, но переговоры об обмене действительно идут, ведет их с Чайкой по поручению Винского начальник порта Василий Капацына. Как оказалось, причиной вынужденного обмена территориями города и порта стал главный городской ливнесток, который расположен на территории порта со стороны Нефтебазы и занимает площадь почти в 4 га. Когда-нибудь его нужно будет принимать в городскую коммунальную собственность, реконструировать, приводить в порядок и т.д. А пока ливнесток постоянно забивается, и городская власть вынуждена по этому поводу постоянно обращаться к морпорту. Сегодня появилась возможность подремонтировать его за счет итальянского инвестпроекта по строительству терминала перегрузки щепы. Город готов отдать пограничный с портом участок 7 га по ул.Железнодорожной в обмен на эти 4 га портовой территории, чтобы приступить к переговорам с инвесторами. А учитывая, что после обмена получится, что итальянский терминал находится на городской территории, городская власть хочет «поставить» там бизнес так, чтобы город имел процент от прибыли работы терминала. Итальянцы должны подъехать в июне, тогда и будет точка отсчета, когда мы сможем перейти к передаче этих земель, сказал В.Чайка. Мэр Николаева также сообщил о том, что полностью поддерживает запрет игрового бизнеса. - Бюджет города за счет этого бизнеса пополнялся на 0,3%, а беды – моральной, материальной, духовной, принес неимоверно. Я и раньше к нему (игорному бизнесу) относился достаточно плохо, и сейчас так же отношусь. Но мы подбираем сейчас площадку за городом и готовы предложить, чтобы этот бизнес объединился и построил там огромный зал для игровых автоматов. Мы готовы пойти на это, учитывая, что люди купили лицензии, и в этом бизнесе тоже кто-то работал. Но этот вынужденный шаг не повлияет на убежденность мэра в том, что азартные игры – зло, которое портит не только детей, разоряет целые семьи. - От потери этих рабочих мест мы не пострадаем, потому что они нигде не зафиксированы, - отметил он, но пообещал на следующей неделе встретиться с предпринимателями игорного бизнеса – обсудить две возможные площадки для игорной резервации. В частности, речь идет о супермаркетах, построенных на перегоне в Корабельный район. Мэр хочет попросить их собственников «уступить один из углов», чтобы выселить игроков туда. Тем более, уверен он, туда мало кто поедет. Ответил Владимир Чайка на вопросы журналистов по конфликту на ул. Крылова, 19б. Напомним: руководитель ОО «Наш город» Сергей Исаков обвинил горсовет в двойном документировании вокруг строительного конфликта. Сессия горсовета 31 октября удовлетворила протест прокуратуры, которая потребовала отменить как незаконное решение Николаевского горсовета о согласовании ООО «Югтехстрой-Групп» проекта землеустройства. А на официальном сайте горсовета был опубликован документ противоположного содержания. Городской голова пояснил, что речь идет исключительно о технической ошибке, которую руководитель общественной организации использовал для самопиара. Администрирование официального сайта горсовета — дело непростое, им занимаются неопытные сотрудники, которых теперь будут контролировать жестче. Но это не повод для подобных обвинений. Как сообщил городской голова Владимир Чайка, очередная сессия горсовета должна состояться 19 июня. Поэтому, даже если бы он и хотел пойти в отпуск, «депутаты не отпускают». На эту очередную сессию снова будет вынесен Генплан Николаева, который на прошлой сессии снял с рассмотрения сам же Владимир Чайка. На пресс-конференции он объяснил причину такого решения: - Перед тем, как выносить Генплан на сессию, я переговорил со всеми лидерами фракций, и все лидеры сказали «да». Мы должны были Генплан принять, а вторым пунктом записать поручение управлению архитектуры продолжить над ним работу и через полгода внести необходимые изменения и дополнения. Но, несмотря на предварительные договоренности, стало ясно: проект голосование не пройдет. Почему, кому это нужно? Тем, кто не голосует. Как и тем, кому не выгодна работа комиссии о земельных спорах. Три года я не могу этого добиться и вынужден провести решение о комиссии решением исполкома горсовета, чтобы легализовать ее с дальнейшим утверждением на сессии горсовета. Пусть она хоть так начнет работать, потому что спорных вопросов очень много. Резюмируя отношение депутатов к Генплану, В.Чайка охарактеризовал его так: «Каждый суслик — агроном». И пообещал, что на ближайшую сессию он вынесет этот вопрос в последний раз, но тщательно к нему подготовится, «потому что разбазаривание земли идет интенсивнее, чем 2 года назад». И завершая пресс-конференцию, мэр Николаева заявил о своем решении участвовать в выборах городского головы 2010 года. - У меня нет оснований не идти на выборы. Я буду участвовать в выборной кампании, потому что у меня есть все для того, чтобы продолжить работу в городе Николаеве. Оксана Тихончук. |