Имя Олега Игнатьева неразрывно связано с Николаевским академическим театром драмы и музыкальной комедии. 40 лет в одном театре, 25 лет - на посту главного режиссера. Заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии им. В.Блаватского Национального союза театральных деятелей Украины, III Международного фестиваля "Боспорские агоны" ("Чудова потвора"), IV Всесоюзного фестиваля польской драматургии ("Замазура"), "Горожанин года-1997" в номинации "Искусство", награжден медалью "За вагомий внесок в галузі мистецтва" Министерства культуры и туризма Украины и Международной Академии "Золотая Фортуна", Почетным знаком Министерства культуры, дипломами, грамотами и др. Как режиссер Олег Игнатьев поставил более 100 спектаклей. Это официальная версия, которая очень приблизительно отражает объем его вклада в искусство. "Мир - театр, а люди в нем - актеры", - эту истину, которую когда-то изрек великий Вильям Шекспир, Олег Игнатьев усвоил еще с рождения, даже не подозревая о ее существовании. На самом же деле количество спектаклей, ролей, сценарных версий, созданных Игнатьевым, не подлежит подсчетам, потому что театр, искусство - это его жизнь, образ существования, судьба.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ: ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗОЛУШКИ Еще в детстве, где-то в первом классе, Олег Игнатьев попал в театр (ТЮЗ - ныне академический украинский театр драмы и музыкальной комедии, его судьба и вечная любовь). Скрип кулис, шуршание синего плюшевого занавеса, три удара в колокол (так тогда возвещали в ТЮЗе о начале спектакля), актеры, владевшие, как казалось, великой тайной - все это всколыхнуло детскую душу и определило, как потом оказалось, дальнейшую судьбу. Еще в дошкольном возрасте начал танцевать, потом пел, бегал во Дворец пионеров в детский театр, сам ставил спектакли во дворе, собирая вокруг себя детвору со всей округи. Это была любовь с первого взгляда, единственная на всю жизнь. Театр манил и затягивал. А вернувшись домой с театра, "отстреляв" в школе уроки на пятерки, Олег Игнатьев с друзьями во дворе проигрывал те же спектакли, благо, память была хорошей. Сюжет, реплики актеров запоминались тоже на отлично, режиссерские задумки схватывались на ходу, декорации, занавес, которые шили сами, тайно вынося из дому занавески, мамины платья, скатерти, - все работало на дворовой театр. Здесь разыгрывались военные действия, где Олег играл всевозможные роли, даже немцев, которые по его детскому представлению должны были быть смешными и толстыми. Разыгрывались все любимые сказки, инсценировались различные житейские и театральные сюжеты. Но вот однажды юный режиссер столкнулся с настоящей и серьезной проблемой: как воспроизвести на практике превращение Золушки в Принцессу? Ведь она просто так сама не превращается! Тогда начались творческие муки и осознание того, что театр - это не только блеск, цветы и аплодисменты, он требует труда, работы мысли, преданности. Мама упрекала: "И за что тебе учителя в школе ставят "пятерки", ты же только танцуешь, поешь и играешь в театр?". Но в школе Олега Игнатьева любили, и он всех любил. Потому что память была хорошая, все, что рассказывали на уроках учителя, усваивал быстро и отвечал эффектно. Зато иногда озадачивал учителей неожиданными идеями. Например, дотошно уточнял с учительницей химии, как сделать взрыв, вспышку. А когда выяснил, что нужно глицерин соединить с кристаллами йода, тут же проделал этот эксперимент в своем дворовом театре. Взрыв во время спектакля произошел, и все зрители, бабушки и дети из окрестных домов, были в шоке. Спектакль получился что надо! Да просто Олег Игнатьев еще тогда усвоил истину, что театр - это и есть жизнь, халтуры не терпит, все должно быть настоящим. В старших классах играл в театре Николая Троянова. А когда окончил школу, другого пути не мыслил, кроме как идти в театральный институт. Ведь самому, без театрального вуза и работы на профессиональном уровне, трудно постичь искусство превращения Золушки в Принцессу. И не только. Киевский театральный институт им. Карпенко-Карого окончил в 1971 году с отличием. У него, как отличного студента, был выбор - любой театр Украины. Но Олег Игнатьев сознательно выбрал Николаев, потому что искренне считал, что должен внести свой вклад в культуру города, где родился, вырос, где живут родители, друзья, и где люди тебе понятны. С 1973 по 1977 годы Олег Игнатьев без отрыва от производства получил второе высшее образование - окончил режиссерский факультет этого же института. Кстати, дипломной работой была "Чудова потвора", философская драма о мудром Эзопе, которой ныне завершается юбилейный Игнатьевский театральный год.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ: ИЗ ПЕПЕЛИЩА - В ХРАМ ИСКУССТВА Были моменты, когда Олег Игнатьев сожалел, что не пришлось играть в других театрах. Все же краски и средства выразительности одного актера и режиссера не безграничны. Показать свой почерк в другом театре было бы полезно и интересно. Но так получилось, что проработав в Николаевском украинском театре определенное время, он не мог уйти в другой из этических соображений. Украинский театр сгорел (в прямом смысле), остановился на длительный ремонт. Как раз в этот момент Игнатьеву предложили должность главного режиссера. Но не в должности дело. А в том, что бросить театр в самое трудное время не позволяла совесть, хотя многие актеры уходили, работать было невыносимо. Труппа вынуждена была выступать на чужих сценах, часто не приспособленных к игре площадках. 10 лет скитались по миру, как дрейфующая льдина. Репетиции проходили в неотапливаемом, полуразрушенном помещении театра. Однажды, вспоминает Олег Григорьевич, репетировали "Вий" по Гоголю, дыханием согревали руки, ежились от холода даже в теплых куртках, а через дырявую крышу сыпал снег… Почему Олег Игнатьев, молодой и успешный режиссер, одаренный актер, не ушел из театра, не уехал из Николаева? Кто-кто, а он мог бы украсить своими постановками и игрой любой театр. Для многих - загадочный человек, Мистер Икс. Он приходил в театр, как ни в чем не бывало, работал, пытался проводить эксперименты, искал новые формы. Мало кто знал, что за маской Мистера Икс скрывалась мечта: создать свой театр, синтетический, универсальный, который мог бы играть с одинаковым мастерством и драму, и трагедию, и комедию, и оперу, и мюзикл. Терпения и упрямства у Олега Григорьевича хватило на долгие годы. И его мечта таки сбылась. Как раз в театр пришел новый директор - Николай Берсон. Благодаря его усилиям украинский театр из развалин и пепелища превратился в настоящий храм искусства. Была проделана колоссальная работа по восстановлению самого здания. И не только. В это время началось удачное содружество директора театра и главного режиссера. Главный курс был взят на создание качественно нового содержания театра. Студия наполнилась новыми актерами, которые теперь уже превратились в мастеров, проводились факультативы, треннинги, внеплановые постановки. Пошла настоящая работа, которая отнимала все свободное время. Зато теперь театр "горел", но не синим пламенем, а новыми идеями, постановками, успешным воплощением интересных задумок. Главный режиссер театра Олег Игнатьев, загадочный Мистер Икс, снял наконец свою маску - его талант режиссера, сценариста, актера, педагога раскрылся сполна. Он просто купался в работе, выдерживал сумашедший график, вместе с директором театра Николаем Берсоном затевали новые эксперименты, мечтали... Кстати, о "Мистере Икс". Олегу Игнатьеву удалось за многие годы изменить старые традиции. Он много лет добивался, чтобы театр драмы и музыкальной комедии отражал не только обрядовую сторону национального искусства, показывал не только шаровары, но как можно глубже и ярче передавал зрителям мысли, философию, самобытность украинской культуры, чтобы на сцене шли произведения драматургии мирового масштаба, разноплановые по жанрам, разнообразные по тематике. Каждый спектакль при этом должен иметь "знак качества".
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ: НАДО МЕЧТАТЬ! Олег Игнатьев ничего не делает лишь бы как. В последние годы главный режиссер порадовал зрителей классическими опереттами "Мистер Икс", "Моя прекрасная леди", "Бал в Савойе". Большой успех у зрителей завоевали постановки других жанров: остро социальная драма "Нелегалка" А.Крыма, литературно-музыкальная фантазия "Франческа да Римини" на тему бессмертной "Божественной комедии" Данте Алигьери, философский спектакль "Чудова потвора" по Г.Фигейреду. Среди лучших спектаклей, поставленных Олегом Игнатьевым, запоминающимися были "Сволота" по пьесе Я.Гловацкого, "Оргия" Л.Украинки, "Пенелопа" А.Журбина, "Мистерия-буфф" В.Маяковского, "Дамы и гусары" А.Фредро, "Запорожец за Дунаем" С.Гулака-Артемовского, "Энеида" И.Котляревского и много других. - Главное в работе нашего коллектива - это профессионализм, - говорит директор, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный работник культуры Украины Николай Берсон. - Считаю, что с главным режиссером нам повезло. Вместе с О.Г. Игнатьевым можно затевать эксперименты, можно мечтать и эти мечты превращать в реальность. Казалось бы, одна мечта сбылась, театр - на высоте, ряд экспериментов зрители приняли "на ура!", чего нам еще желать? Но назавтра появляется новая идея, сначала она кажется безумной и невыполнимой, проходит время - и она воплощается в жизнь. Во многом благодаря усилиям главного режиссера. Олег Игнатьев - это душа коллектива, генератор идей, неутомимый выдумщик, творческий, просто незаменимый человек. Думаю, нам вместе удастся воплотить в жизнь еще много безумных идей. Накануне 60-го дня рождения Олега Игнатьева в украинском театре объявили месячник спектаклей Олега Игнатьева. Каждый день на сцене шли самые яркие работы режиссера. Свой юбилейный день рождения Олег Григорьевич отмечает на сцене. В спектакле "Чудова потвора" по Г.Фигейреду он выступает в качестве режиссера, исполнителя двух главных ролей - Эзопа (I акт), Ксанфа (II акт). Так было задумано логическое завершение 60-летнего отрезка жизни режиссера, актера, сценариста, педагога Олега Игнатьева. Но это - не подведение итогов. Потому что главный свой спектакль Олег Григорьевич еще не поставил, самую главную роль не сыграл, главный сценарий еще не написан, а молодые актеры, которые приходят в театр ежегодно, еще не познали главный секрет Мастера. В общем, пьеса еще не окончена, Олег Игнатьев - в кураже, а условная дата рождения 60 - это только расцвет его творческого пути. Так что, господа зрители, оставайтесь в зале!
ПОСЛЕСЛОВИЕ Своей успешной карьере и раскрытию творческих мечтаний, считает Олег Григорьевич, он обязан не только своему любимому и единственному театру, всему коллективу, но также семье, которая всегда служила тылом и поддержкой. Жене Надежде Игнатьевой, заслуженной артистке Украины, эффектной актрисе, незаменимому другу, к сожалению, сейчас преодолевающей тяжелую болезнь. Сыну Егору, хоть и выросшему в театре, но избравшему благородную профессию врача. Брату Валентину Григорьевичу, который также работает в театре, поддерживает во всех начинаниях, ведет студию молодых актеров "Пани Кулиса". Старшей сестре Людмиле - за поддержку и понимание. И, конечно же, самой обаятельной и прекрасной внучке, десятилетней принцессе Лизоньке. - Вот Лизонька - точно вся в меня! - рассказывает Олег Григорьевич. - Танцует, поет, играет на фортепиано, рисует, вышивает. Побывала она как-то со мной на репетиции спектакля, пришла домой - и в точности воспроизвела весь текст, да еще в лицах. Артистка!.. Екатерина Наточа. |