24 апреля на территории ГП «Николаевский морской торговый порт» торжественно открылся морской холодильный терминал. Это событие (знаковое для Николаева, как подчеркивали многие выступающие) привлекло в наш город множество гостей. Из Киева приехали не только министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский, народные депутаты Украины Николай Круглов и Геннадий Задырко, но и иностранные гости – Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Нидерланды в Украине Олав Берстад и генеральный директор АО «Austevoll Seafood ASA» Арне Мьогстер. В строительство морского холодильного терминала ТД «Морепродукт» объемом хранения до 12 тыс. тонн замороженных продуктов при температурном режиме до -26?, которое затянуло на $12 млн., по 50% вложили как норвежцы, так и украинцы. «Мы создали новую успешную историю инвестиций», - с гордостью сказал на открытии терминала председатель правления ТД «Морепродукт», депутат Николаевского горсовета Игорь Качный. Но, как отметил народный депутат Украины Н.Круглов, этот проект, «переживший» трех министров транспорта, удалось воплотить в жизнь, только преодолев «чиновников, которые не пашут, не сеют, но ставят палки в колеса». «А такой объект нужен: мы сравнялись с Одессой, т.к. это очень современный проект», - сказал нардеп. Морской холодильный терминал построен с учетом мировых стандартов хранения замороженных проектов. Отличительной особенностью терминала является его высокий технический уровень (при его создании использовалось оборудование европейских компаний «Bitzer» и «Gunter») и широкий спектр услуг. По словам И.Качного, клиент терминала может в «одном окне» получить весь комплекс услуг: перевалку, складирование, таможенную очистку, ветеринарную сертификацию и т.д. Кроме этого, терминал расположен в 60 м от причала, что обеспечит быструю и удобную перевалку грузов. У объекта – дублированная система энергоснабжения для бесперебойного обеспечения необходимого температурного режима. В общем, как сказал на открытии генеральный директор АО «Austevoll Seafood ASA» Арне Мьогстер, «у нас есть распределительные холодильники по всему миру, но этот – лучший». Кстати, это не просто слова: за месяц работы холодильного терминала в порту разгружается уже третье судно, пришедшее именно на терминал. Но и в порту оценили по достоинству появление современного морского холодильного терминала: как подчеркнул начальник Никморпорта Василий Капацына, ГП «НМТП» получило солидное рыночное преимущество: теперь порт может предложить своим клиентам новые и лучшие возможности по перевалке грузов. Но немаловажен и другой момент, которому уделяют особое внимание в Минтранссвязи, - при реализации инвестиционного проекта строительства терминала гармонично соблюдены как интересы государственного предприятия – Никморпорта, так и интересы частного бизнеса. Как сказал на открытии терминала министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский, «не надо держаться за старое, надо искать новое – грузы, направления, партнеров. И я рад, что в Николаевском морском торговом порту это понимают и идут по этому пути». Кстати, прогрессивность менеджмента порта понимают и в министерстве: министр, не уставая благодарить портовиков (а их есть за что благодарить: по итогам I квартала ГП «НМТП» вышел на второе место по грузопереработке, уступив лишь порту «Южный), пообещал по достоинству оценить труд начальника Никмопорта Василия Капацыны. Впрочем, в этот день нашлось время не только похвалить портовиков, руководство порта, сказать «спасибо» нардепам и поверившим в николаевцев и не испугавшимся кризиса норвежцам. После торжественного открытия терминала министр транспорта и связи Украины Иосиф Винский дал пресс-конференцию, основными темами которой стали перспективы развития морского транспорта и Никморпорта в частности, а также перспективы развития Николаевского транспортного узла. Если говорить о перспективах развития морского транспорта, то, по словам И.Винского, основная краткосрочная задача, которая была поставлена перед начальниками украинских портов, - перейти с договоров о совместной деятельности с частными компаниями на более прозрачные схемы сотрудничества (к примеру, концессия, договоры об аренде и т.д.). «Наша задача – максимально запустить бизнес в порты: пусть строят, пусть вкладывают средства, пусть ищут партнеров, привлекают грузопотоки. В общем, пусть они зарабатывают на своей работе, а порт должен зарабатывать на своей. Но чтобы не получалось, что частный капитал наживается на государственном имуществе», - подчеркнул министр, давший начальникам портов на переоформление договоров о совместной деятельности с частным капиталом срок до 17 июня.
В Николаевском морском торговом порту поставленную министром задачу взяли на вооружение: по словам Василия Капацыны, уже половина договоров о совместной деятельности «трансформировалась» в договоры об аренде. «Я был сторонником совместной деятельности, пока не разобрался. Совместная деятельность имеет очень серьезный недостаток – отсутствует ответственность партнеров за те грузопотоки, которые они декларируют при заключении договоров о совместной деятельности», - честно сказал В.Капацына. И привел яркий пример: уже 6 месяцев «Южная стивидорная компания», за которой «стоит» солидный капитал и кузбасский уголь, не везет ни тонны угля. В этом случае такая совместная деятельность не выгодна порту и портовикам. А вот арендные отношения, помимо их явного преимущества – прозрачности, дают обеим сторонам равные шансы на успех: есть грузы – обе стороны работают и получают доход, нет грузов – сторона, которая ответственна за «приведение» груза в порт, платит, условно говоря, штраф, который обеспечивает экономические интересы государственного предприятия. «А просто отдать в пользование основные средства (причалы, акваторию, железнодорожное хозяйство и автотранспорт) и при этом остаться без гарантий, что груз обязательно придет, - недопустимо», - говорит начальник ГП «НМТП». Впрочем, на этом разговор об обязательности соблюдения интересов государственных предприятий (читай: государства) с министром транспорта не завершился. Иосиф Винский раскритиковал местные власти, которые, по его словам, «раздали» участки земли по береговой линии. Министр заявил, что будет судиться с ООО СП «НИБУЛОН»: «Я докажу, что отчуждение земли «НИБУЛОНу» по решению сессии городского совета было незаконным. Я сужусь и буду судиться с «НГЗ», который незаконно забрал причалы и их использует. Это неправильно. Наша позиция такая: акватория, земля под ней, инфраструктура и 1 метр причала – это государственное. А дальше на берегу пусть заходит бизнес и работает. Не привыкли так работать, привыкли «на хапок». Но время покажет», - подытожил И.Винский. Впрочем, такая острая критика местных властей не помешала министру найти консенсус в вопросе расширения территории Никморпорта. По словам И.Винского, была достигнута договоренность с городскими властями об обмене земельными участками с таким расчетом, чтобы территория ГП «НМТП», насчитывающая сегодня 74 га, получила дополнительно еще 10 га (эта земля будет выделена в южном направлении – вдоль железнодорожного полотна по ул.Железнодорожной). Кроме этого, будут решаться вопросы расширения акватории Никморпорта. Не останутся без внимания и вопросы улучшения тарифной политики в порту. Но эти слова министра не следует толковать как обещание внедрить какие-то скидки. «Скидок не будет – будет нормальная тарифная политика, ориентированная на рыночные условия», - подчеркнул И.Винский. Впрочем, не только этим намерен заняться министр транспорта и связи, - по итогам визита в Николаев у него образовался своеобразный «джентльменский набор» (это определение дал сам Иосиф Викентьевич) направлений работы. Продолжится работа по электрификации и реконструкции железной дороги на границе с Россией Харьков – Кременчуг – Николаев: в прошлом году было вложено 200 млн. грн., а в этом году работы ведутся на участке Долинская-Николаев. «Мы, как транзитная страна, можем развиваться, если будем иметь нормальную логистику с Россией, потому что 70% нашего транзита – это российский транзит. Эта линия железной дороги – фактически новая линия, которая возникла после того, что мы увидели переориентацию с западных границ Украины на порты Черного моря. И для Николаева это будет колоссальный выигрыш, потому что он получит лучшую логистику по железной дороге в сторону России», - отметил министр. Пообещал И.Винский и реконструировать железнодорожный вокзал в Николаеве. Как отметил министр, «как выяснилось, торможение (в реконструкции) происходит на месте некоторыми чиновниками». Кто именно является «тормозом» реконструкции нашего вокзала, министр не уточнил. Но вокзал будет реконструирован: «В этом году мы сделаем проект, а в следующем году будем приступать, чтобы было лицо». Но главное, что пообещал министр, - сдвинуть с мертвой точки проект строительства обводного моста через Южный Буг. - Мы сегодня приняли политическое решение, что мы берем не только этот мост, но и весь участок дороги и две развязки в двух уровнях. Минтранс берет это в работу: создадим рабочую группу, подготовим распоряжение Кабинета Министров, мы решим вопросы отвода земли, отработаем проект. Исполнителем этой работы будет «Укравтодор». Я думаю, что мы внесем изменения в наши расходы, проектирование будет осуществлено за счет спецфонда «Укравтодора». И будем готовить этот проект под инвестора. Я знаю, что японская сторона во время визита Премьер-министра в Японию высказала свое согласие на то, чтобы выделить на этот проект соответствующий ресурс. Если это подтвердится, то это будет японский кредит, а нет – будем искать другие механизмы. Я абсолютно становлюсь сторонником и толкачом этого проекта. Надеюсь, мы сделаем за год, 2009-й, больше, чем было сделано за предыдущих 6 лет, - подчеркнул министр. Задали журналисты и несколько уточняющих вопросов по данному проекту. В частности И.Винский оказался ярым противником такого средства возвращения кредита (если, конечно, таковой будет взят) как концессия: «Пока я министр, платной дороги не будет». Но платить за проезд, как сказал И.Винский, будут те, кто ездит, - «через отчисление ставки акциза на бензин, НДС на бензин и т.д.». Интересовал прессу и вопрос стоимости данного проекта. По словам министра, ее посчитают, но «я думаю, она будет дешевле, чем 400 млн. долларов, если хорошо подумаем». Виктория Тонковид. Фото Александра Кремко. |