Люди среднего возраста, и даже, наверное, перевалившие через его рубеж, иногда поддаются чувству ностальгии. И вспоминают молодость - кто про себя, а кто и в тесной компании сверстников. "Золотые 70-е". Время мини-юбок, "платформ" и клешеных штанов. Время ВИА и советских рок-групп "первой волны". Основным времяпрепровождением тогдашней молодежи после захода солнца, что бы ни утверждали авторы "Морального кодекса строителя коммунизма", были танцы. Особой популярностью пользовалась танцплощадка яхт-клуба, так называемая "верхняя". Кумирами тех лет были группы "Гаудеамус", "Шестое чувство", "Сувенир" и, конечно же, "Скифы" - Н. Фалько, М. Жариков, А. Гурский, В. Пташкограй, А. Калиногорский, И. Гейзенцвей со товарищи. Танцвечера "скифов" традиционно начинались исполнением "Старой босановы", автором которой был Иван Коваленко, Вано - легенда танцплощадок 60-х. "Боже, как давно это было, помнит только мутной реки вода..." Летом ансамбль с успехом "гастролировал" в Крыму, играя на танцах в санатории "Коммунар", директор которого очень благоволил к николаевским музыкантам. На санаторской танцплощадке не протолкнуться было отдыхающим из всей Ялты, окрестных Гурзуфа и Фороса: у дверей заведенья собиралось изрядное народа скопленье. Николай Фалько, тогдашний бас-гитарист "Скифов", позже - "Поющих юнг", а ныне - директор Николаевской областной филармонии, поведал об этом и многом другом, а именно - "о времени и о себе", на творческом вечере в областной библиотеке для юношества. Первом в рамках авторского проекта "Кумиры 70-х". Идея проекта родилась спонтанно, а как тонко подмечено, именно в таких случаях и получается нечто стоящее, отнюдь не тогда, когда что-то "рождается в муках" - творческих, разумеется. Наталья Иванова, директор ОБЮ, разбирая свой семейный фотоархив, в буквальном смысле слова наткнулась на уникальные фотографии музыкантов тех лет. И появилась идея рассказать молодежи о том, чем жили их родители, а родителям - напомнить о недалеко ушедшей юности. Николай Фалько охотно откликнулся на приглашение библиотекарей, весьма творчески подошедших к поставленной задаче. Гостей, собравшихся в читальном зале, настраивал на нужный лад бобинный (раритетный!) магнитофон, на котором крутилась запись, датированная 15-м марта 1976 года. Молодые "Скифы"- в основном, студенты, пели, конечно же, о любви. Кстати, об этом "главном для человечества чувстве". Николай Фалько припомнил смешной по нынешним временам эпизод препирательств с худсоветом накануне одного из концертов. В репертуаре ансамбля тогда присутствовали в значительном количестве шлягеры, "почерпнутые" из румынского радиоисточника, а также - из не до конца заглушаемого "Voice of America". Худсовет поинтересовался как-то: "О чем эта песня? - О любви. - У нас можно петь только о любви к Родине..." Нынешним музыкальным фанатам этого не понять. Другой "проблемой" "Скифов" были... прически. Сейчас это странно осознавать, но в те годы "длинноволосость" была не в чести у старшего поколения. Поэтому сдать сессию в "культпросвете" нестриженым было сложно. Доходило до того, что у девчонок заимствовались "приколки", и ими "маскировались" лишние сантиметры. А с кем и где только не приходилось выступать "Поющим юнгам" с их "мощным" солистом Александром Серовым! С юной Ириной Аллегровой и Владимиром Блехером в том числе, с Евгением Ротару, который также был студентом нашего института культуры, "юнги" выходили на одну сцену и с Ларисой Долиной, и даже с Евгением Леоновым. О великом артисте, который произвел неизгладимое впечатление на Николая Фалько, он рассказал особо. Это было в Новосибирском театре оперы. Наши музыканты выступали в концерте "на разогреве", а во втором его отделении - Леонов. Когда ребята устанавливали аппаратуру, артист подошел к ним и по-свойски пригласил в свой гостиничный номер. Встретили их там накрытый стол и любезный, безо всякого "звездного" чванства, хозяин. Николай Фалько до сих пор помнит, как в течение месяца гастролей всегда стоял за кулисами во время второго, "леоновского", отделения, и слушал его монологи из "Детей Ванюшина" и "Донской повести". Глыба-Леонов импровизировал в каждом концерте и умел довести зрителей до слез. Когда Фалько приходится встречаться с давними друзьями - с Александром Серовым и Игорем Крутым (а он часто получает приглашения от них поучаствовать в концертах, где они позиционируют его как певца, композитора и хорошего друга), те информируют его о настроениях московской эстрадной элиты. Мол, если кто из молодых исполнителей приезжает покорять вершины российского шоу-Олимпа, весь музыкальный бомонд находится в напряжении. Знает уже, что абы кто "от нас" не приедет. По словам Николая Фалько, Серов горит желанием дать в Николаеве бесплатный концерт, и Игорь Крутой в этом с ним солидарен. Но только в стенах новой филармонии, под которую распоряжением ОГА "приспосабливается" Дом офицеров флота. Вообще вопрос о месторасположении Николаевской филармонии, где когда-то пел сам Шаляпин и выступал Римский-Корсаков, для Николая Фалько несколько болезненный. Он не может забыть уникальных возможностей "старой" филармонии, здание которой располагалось на пересечении улиц Никольской и Советской. В конце 80-х оно было снесено, и на его месте выросла элитная многоэтажка. Акустика же филармонического зала позволяла играть и симфонические концерты, и джаз-рок... А очевидцы утверждают, что в стенах его, когда те сносили, были замурованы бутылки - для усиления акустических возможностей, не иначе. Николай Фалько уверен: Николаевщина в музыкальном плане еще способна на многое. Из нашей земли "бьет" настоящий родник песенных талантов. Будучи директором областной филармонии и апологетом настоящей, живой, незаламинированной, как он ее называет, музыки, он всемерно способствует ее развитию. "Звук - это продолжение личности", - сказал кто-то из великих дирижеров. Николай Фалько это мнение всецело разделяет. В сентябре прошлого года при филармонии получил "второе рождение" ВИА "Поющие юнги". Название, как есть, брендовое... А 22 апреля в музучилище "Поющие юнги" нового тысячелетия дадут свой сольный концерт. Для тех, кто помнит, как все начиналось... Елена Кураса. Фото из личного архива Н.Ивановой и Н.Фалько. |