Рассказы о катакомбах, всяких подземных ходах и сооружениях издавна передаются в виде легенд. И рождаются небылицы о подземных «храмах Деметры» на Сухом Фонтане, каббалистически-масонских сакральных центрах где-то в районе Мещанской канавы с подземным выходом у Николаевского морского порта и прочее.
Есть и научные исследования, например, специальных служб в 50-е годы прошлого века. Остались и карты этих «подземных хождений». Но в большинстве случаев «под землю» попадают любители острых ощущений. У некоторых хобби превращается в научно-поисковую работу. Один из таких «подземных» исследователей в Николаеве - Андрей Майстренко. Он, археолог и аспирант, много лет пытается отделить «зерна от плевел» в этом вопросе. Я, с его позволения, несколько деталей обнародую, без указания имен.
Вспоминают, преимущественно, люди преклонного возраста. Оно и понятно - телевизора не было, а мальчишки и девчонки на тогдашних «тусовках» не обходили вниманием «клады и подземелья». Надо сказать, что города всего Северного Причерноморья «изрыты» издревле благодаря мягкой пористой породе известняковых отложений. Вся причерноморская низменность - это исключительтно осадочные породы древних морей: «меотского», «сарматского» и «понтического» (не путать с Понтом Эвксинским).
Воспоминания и свидетельства о катакомбах условно разграничим по территориальному признаку. Итак.
Идущие под Ингул
В 1948 году из кладовой механического цеха завода имени 61 коммунара некто Ю. попал в туннель и оказался на другом берегу Ингула - на Темводе. Он же в погребе дома на Спасской «где-то между Московской и Черниговской» нашел арку, забитую досками, где якобы прятался немецкий солдат, который потом исчез, арку забили, «потому что там ход, ведущий аж на Темвод». Гражданка К. в доме №40 на Никольской обнаружила подвал, засыпанный мусором и грунтом. Когда его очистили, оказалось, что это начало какого-то подземелья, ход которого вел в сторону Ингула. В 1958 году его замуровали.
«На побережье»
Говорит В.: «Я лично знаю немало ходов в катакомбы в различных точках города». Он называет несколько, среди которых вход с берега реки на территории бывшего пионерлагеря «Партизанская искра» - за яхт-клубом. «Был вход с берега реки в районе Дикого Сада». Могу засвидетельствовать лично - мое детство прошло на Адмиральской, потому был частым гостем Дикого Сада: вход был - и не один, прикрытый массивными железными дверями как в бомбоубежище.
Д. М. утверждает, что с Дикого Сада можно было в 1935 году попасть в дом №26 на Потемкинской, а с побережья ближе к Лагерному Полю они мальчишками попали в подземелье, откуда шли два пути. «Зажгли свечу и пошли вперед, примерно метров через сто под ногами были разбросаны человеческие кости, свеча стала гаснуть от сквознячка: вправо был ход в сторону тюрьмы, а влево - в сторону Адмиральской; дальше мы побоялись идти».
На Южный Буг
Д. М. детство провел в доме на одной из Слободских улиц, ближе к порту: «Старожилы рассказывали мне, что наш двор связан подземным переходом с морпортом и «Батареей» на Буге, помню яму, в которую сливали воду и все как в прорву».
Щ. В. проживал в Широкой Балке, он утверждает, что из какого-то подземелья жители выносили камень для строительства, а власти, узнав об этом, закрыли туннель, но остался один ход куда-то вниз. «Ход этот был направлен в сторону острова «Батарея». Старики говорят, что есть выход и на острове».
В Варваровку
В 1947 году, вспоминает Д. М., был маленький известковый заводик, где сейчас построено здание речного порта, а рабочие говорили ему, что, мол, «закончим обжиг камня, нас переведут на новое место, и мы по катакомбам перейдем через реку в Варваровку».
В районе старого Варваровского моста, где сейчас кафе «Ольвия», есть за железной решетчатой дверью большой грот, в котором мне довелось побывать. Там действительно есть несколько полузаваленных проходов, через которые, если нет страха, можно ползком куда-то попасть…
«Легенда о sacer topos - священном месте»
После войны Ж. Д. проживала, будучи подростком, в районе старого элеватора. О «Турецких катакомбах», утверждает она, знали все. С группой молодых смельчаков спустилась и она. «Ход вел в широкий туннель со ступенями из мрамора, на глубине метров двадцать он заканчивался арочными воротами, но без дверей. Над входом были непонятные буквы - на уровне глаз. Их тогда долго рассматривали…»
Эти буквы Ж. Д. попыталась позже восстановить, что и стало основой дальнейшего расследования. «Каждая буква была отдельно вылита из металла, а затем уже вставлена в стену». Пройдя под «аркой» ворот, группа оказалась в подземном зале в виде подковы-полумесяца, из которого вели три выхода. Группы разделились. Одна вышла на острове «Батарея». Другая - в районе ЧСЗ. Третья - в районе развалин на Московской (кинотеатр «Родина»).
Эти выходы проверили исследователи. Вопросы есть к областной библиотеке им. Гмырева относительно обширных подземных хранилищ - только сотрудники имеют туда доступ. На нынешней Константиновской батарее выхода не обнаружили, но жители Малой Коренихи утверждают, что его специально завалили, «чтобы дети туда не лазали». На месте третьего выхода склон к реке полностью изменился: в 50-х там построен дом, жители которого жалуются, что он постоянно дает осадку - по всему фасаду идут трещины, а под фундамент неоднократно заливали бетон.
Легенду попытались «приземлить» молодые энтузиасты из клуба «Садко», «повозившись» с буквами, что над входом в подземный зал. Они выдвинули версию взаимосвязи этой буквенной «находки» (перевернутой «Т») с древними письменностями, на примере аналогии с древнееврейской буквой «шин». И получили ответ на свой запрос от экспертов по мистике и символике: «…мы можем довольно уверенно говорить о появлении знака ближе к концу XVIII века. Его исполнитель должен был быть близок либо к масонским кругам, либо к мистическим тайным обществам. Знак имеет четкие признаки апотропея или оберега, оперирующего и темными, и светлыми силами. Изображение, вероятней всего, лишь часть обрядовой или магической системы знаков, возможно, имевших еще функцию указателей». Высказывается и частное мнение, любопытное для эзотеричного мировоззрения. «…этот знак соотносится с культом Великого Змея, Дракона и т.п., обитающего как в бездне Вод, так и в бескрайности Неба и управляющего ими. Как именно его называли создатели ваших подземелий, я не в силах сказать, но о культовом характере этих подземелий у меня сложилось устойчивое мнение».
Думаю, николаевские подземелья использовались в военных целях, строительных - камень, бытовых - водопровод и т. д. Есть легенда о катакомбах, относящаяся к событиям «преддекабристской поры» - первой четверти XIX века. «Южное крыло» декабристского движения имело устойчивое положение в николаевском обществе. Преимущественно это были влиятельные люди - члены общеевропейских тайных масонских лож, в которых ритуал и символ имели первостепенное значение. Это было обязательным атрибутом, своеобразным индикатором «избранности» и «посвященности». Искать надо в архивных материалах и других документах о деятельности декабристов в нашем городе в период 1815-1825 годов. Уверен, что ключ к разгадкам подобных «легенд» именно в этом историческом срезе. |