В детстве он мечтал стать автогонщиком и побеждать соперников на соревнованиях. А стал специалистом теплоэлектроэнергетики. Видимо, свою роль сыграл пример родителей–инженеров. Уже в тридцать четыре года он возглавил Николаевскую теплоэлектроцентраль. В этой должности Александр Васильевич Шевченко работает по сей день. А начинал свою трудовую биографию после окончания факультета теплоснабжения Полтавского инженерно-строительного института мастером теплового района в Полтаве. Потом и вовсе пошел работать в «Полтаваоблэнерго» обычным слесарем. Как сам признается, из-за квартиры. Ведь негоже молодой семье ютиться в съемной комнатушке размером в 7 кв. метров. Карьера выпускника инженерно-строительного института была не то чтобы стремительной, но вполне определенной. Он сумел пройти по всей производственной лестнице с самых низов до начальника районной котельной, затем работал начальником РЭС и заместителем коммерческого директора в «Херсоноблэнерго», директором по общим вопросам и первым заместителем председателя правления в «Николаевоблэнерго», а в сентябре 2004 г. возглавил Николаевскую ТЭЦ. Сказать, что к тому времени городская теплоэлектроцентраль испытывала трудности, значит не сказать ничего. Положение было просто катастрофическое: ТЭЦ понесла огромные потери из-за экономически необоснованного тарифа на услуги, своевременно оплачивали теплоноситель чуть больше половины потребителей, как следствие – долги перед партнерами, задержка в выплате зарплаты. При этом ТЭЦ не имела ни полноценной абонентской, ни юридической службы. В штате числился только один юрист, да и тот, похоже, для галочки. В 2005 г., чтобы сохранить предприятие, А.Шевченко сумел убедить горисполком перейти на экономически обоснованный тариф с минимальной рентабельностью. Более того, руководство ТЭЦ впервые в современной истории Украины добилось, чтобы 11 млн. убытка, нанесенного станции действием заниженного тарифа, специальным постановлением Кабмина были возмещены из госбюджета. Один из первых шагов нового директора ТЭЦ – отказ от услуг посредника в расчетах с населением и создание собственной абонентской службы. Тогда это казалось безумием – без базы данных по потребителям, начислениям, долгам. Первое время в абонентской службе толпились огромные очереди возмущенных горожан, но уже через два месяца неразбериха со старыми счетами прекратилась, поток нареканий иссяк, потребители получили новые книжки. Ситуация успокоилась, процент текущей оплаты начал быстро расти. Следует заметить, что благодаря хорошей ориентации в законодательстве Александр Шевченко, опять же, впервые, предложил перейти к расчетам не по норме, а по фактическому потреблению. Иными словами, даже в тех домах, где нет приборов учета тепловой энергии, по специальной формуле рассчитывалось фактическое потребление калорий в месяц, а затем уже эта сумма делилась на количество квадратных метров общей площади. Суть нововведения быстро стала понятна горожанам, когда в счетах-уведомлениях городского расчетно-информационного центра они увидели снижение сумм за отопление по итогам теплых месяцев. Если раньше перерасчета за недотоп добиться от тепловиков было невозможно, теперь они стали делать это без напоминаний, причем помесячно, не дожидаясь окончания отопительного сезона. А.Шевченко выступил и еще с одним разумным, хотя и рискованным для его предприятия, предложением: принять на баланс все сети, через которые подается теплоноситель ТЭЦ, вплоть до внутриквартальных и внутридомовых. Фактически ТЭЦ предлагала создать замкнутый цикл поставки теплоносителя. Ведь не секрет, что очень многие проблемы с теплом вызваны разбалансировкой внутридомовых систем, их ужасным техническим состоянием, не промывавшимися по 30 – 50 лет батареями. И хотя этими сетями занимаются ЖЭКи, жалуются люди все равно производителю тепла, ведь они платят за отопление теплоэлектроцентрали, а потому и требования свои выставляют ей. Часть ЖЭКов, которые давно самоустранились от решения проблемы отопительных сетей, с радостью были готовы сбросить их на баланс теплоэнергетиков, что позволило бы последним вкладывать средства в их ремонт и модернизацию. Но к глубокому сожалению, из-за нашего путаного законодательства эту идею так и не удалось реализовать. Во всяком случае, пока… Сегодня сбор платежей в период отопительного сезона осуществляется на уровне 98-99%, а в целом по году – свыше 100% (т.е., помимо текущего потребления, погашаются долги прошлых лет). Это один из лучших показателей в Украине. В большинстве люди платят, потому что получают качественную услугу. Но не все. Поэтому мощная юридическая служба, созданная директором ТЭЦ, ведет бескомпромиссную претензионно-исковую работу с неплательщиками. И если у потребителя все в порядке с логикой, даже при наличии больших долгов вовсе необязательно доводить дело до суда. Достаточно заключить договор реструктуризации. Что же касается судов, они удовлетворяют 99,9% исковых заявлений, поданных ТЭЦ. «Да, мы работаем жестко, – признает директор. – Но исключительно в правовом поле. По-другому поступать мы не можем, иначе угробим собственное предприятие». Впрочем, 100%-ная собираемость платежей достигается не только судебным «кнутом» и «пряником» в виде приемлемого качества услуги. С 2006 г. к началу и концу отопительного сезона предприятие проводит акцию «С теплом и любовью». Суть ее проста: дважды в год компьютер методом случайных чисел из обезличенных лицевых счетов абонентов, вовремя оплативших услуги, отбирает 6 – 7 человек, которые потом с помощью жеребьевки определяют, кому какой приз достанется. Каких только не было призов за это время: холодильники, телевизоры, музыкальные центры, домашние кинотеатры и даже поездка на турецкий курорт Анталию. Кто хоть раз бывал на этих розыгрышах и видел растерянных бабушек, молодых мам и сдержанных николаевских мужиков, на которых буквально с неба свалился холодильник, микроволновка или газовая плита, сразу убеждался, что это не «лохотрон» и все здесь делается по честному. Платишь вовремя – значит, имеешь шанс получить приз. Кстати, касается это и ОСМД. Последние, хотя и являются юрлицами, но администрация ТЭЦ решила также привлечь их к акции, чтобы стимулировать своевременную оплату. Плюс ко всему следующая акция в апреле состоится уже совместно с «Николаевоблтеплоэнерго» - вторым теплогенерирующим предприятием Николаева. Николаевская ТЭЦ обслуживает 40 тыс. абонентов, это примерно 40% населения города. Потребители ТЭЦ находятся в трех районах Николаева, кроме Корабельного. Теплоноситель предприятия подается в центр города, на ЮТЗ, часть Промзоны до Херсонского шоссе. Многие об этом забывают, но, помимо тепла, ТЭЦ производит еще и электроэнергию, которую продает энергорынку. С приходом А.Шевченко на ТЭЦ успели подзабыть, что такое убыточная работа и долги по зарплате. Оборудование предприятия очень старое, еще послевоенных и даже довоенных времен, но благодаря заботливым рукам коллектива оно находится в работоспособном состоянии и продолжает выполнять свою миссию. Регулярно ремонтируются и теплотрассы. Поэтому срывов в поставках тепла не бывает. Ведь одно дело остановка локальной котельной (в таких случаях зачастую в схеме теплоснабжения предусмотрена подача теплоносителя с соседней котельной через перемычку) и совсем другое – целой ТЭЦ. Это может обернуться катастрофой для города, и потому здесь делают все мыслимое и немыслимое, чтобы никогда не допустить подобной ситуации: ни сегодня, ни в будущем. Насчет будущего есть смысл поговорить подробнее. Беда в том, что ТЭЦ требуются огромные капитальные вложения для модернизации. Одномоментно заложить такие суммы в тариф нереально, получить средства из бюджета – тоже. Могли бы выручить частные инвесторы, но ТЭЦ остается в собственности государства и особенности национального рынка теплоэнергетики таковы, что привлечь инвесторов в ближайшие годы невозможно, хотя все понимают: теплоэлектроцентрали нужен стратегический инвестор. В принципе, от услуг ТЭЦ можно отказаться вообще и перевести весь город на индивидуальное отопление. Но это только в теории. На практике же никто в мире не придумал ничего более экономичного и экологичного чем централизованное теплоснабжение. Индивидуальное отопление целесообразно там, где нет возможности проложить сети: в отдельно стоящих зданиях, на городских окраинах. Но не все с этим согласны. Вакханалия (другого слова тепловики не находят), творившаяся в предыдущие годы с установкой индивидуального отопления, привела к разбалансировке ряда домовых систем. Иногда доходило до того, что при установке двухконтурных котлов в квартирах просто перерезались отопительные стояки из-за чего целые подъезды оставались без тепла. Работа на старом оборудовании предъявляет особые требования к коллективу ТЭЦ. Поэтому одна из главных задач руководства – сохранить персонал, который сможет эксплуатировать и ремонтировать то, что есть. А чтобы люди не уходили, им нужно создать нормальные условия работы, платить достойную зарплату. Судя по тому, что штат станции укомплектован и текучесть кадров практическая нулевая, эти задачи нынешняя администрация решает успешно. Большое внимание уделяется привлечению молодежи, переподготовке кадров, повышению квалификации. Персоналу платят премии и надбавки, у предприятия есть своя база отдыха, при уходе в отпуск выплачиваются оздоровительные. Для работников закупаются билеты на каток и в бассейн «Водолей», на 8 Марта, День энергетика и Новый год предоставляются подарки, проводятся концерты с участием ведущих николаевских, одесских и даже киевских исполнителей. Улучшаются условия труда, ремонтируются кабинеты и бытовки, где прежде сырели стены и висели клочья обоев, приведена в надлежащий порядок столовая. Кстати, несмотря на кризис и сложности с тарифообразованием, увольнять людей никто не собирается. – Я никогда не рубил с плеча, кадровым революциям предпочитал «кадровые эволюции», – признается Александр Васильевич. – Хотя когда пришел на ТЭЦ, пришлось заменить ряд специалистов финансово-экономического направления. Время показало правильность такого решения, финансово-экономическая ситуация на предприятии сегодня намного лучше, чем в 2004 г. Убыточности, долгов по зарплате больше нет. А ведь было время, когда на ТЭЦ дело доходило до забастовок. В своем рассказе о Николаевской ТЭЦ мы не раз упоминали слова «лучшая» и «впервые». И это действительно так. Подтверждением может служить тот факт, что в 2008 г. предприятие стало лауреатом международного рейтинга «Золотая фортуна» в номинации «Промышленность», а самого Александра Шевченко президент НАН Украины Борис Патон наградил орденом «За трудовые успехи». Двумя годами ранее А.Шевченко Министерством топлива и энергетики удостоен звания «Отличник энергетики Украины», а в 2008 г. с учетом его заслуг по выведению ТЭЦ из кризисного состояния и умения мыслить на перспективу, был приглашен на 2-й Международный энергетический форум в Италии. К слову, предприятие нередко посещают иностранные делегации, которые не перестают искренне удивляться: как при таком старом оборудовании персоналу станции удается добиться высоких показателей работы? С самого начала Александр Шевченко выделялся в коллективе инициативностью, готовностью служить делу. Он не метался в творческих поисках, раз и навсегда выбрал для себя профессию – дело всей жизни. Впоследствии получил второе образование – экономическое, приобрел бесценный управленческий опыт. А вообще он склонен к креативу, неожиданным ходам. И касается это не только профессиональной деятельности. Так, пару лет назад А.Шевченко пригласил на ТЭЦ съемочную группу. Именно на территории предприятия молодой московский режиссер, выпускник школы Никиты Михалкова Сергей Кавтарадзе снимал натурные планы и массовые сцены для своего первого художественного фильма: о том, как в лихие 90-е бандиты пытались захватить промышленное предприятие. Съемки внутри режимного объекта наделали в городе немало шуму. А на вопрос, зачем директору понадобились дополнительные хлопоты, его подчиненные бесхитростно ответили: «Понятия не имеем, но нам, во всяком случае, было интересно: увидели живых артистов, кинооператоров, снялись в массовках, даже гонорары небольшие получили. Будет теперь что вспомнить и через много лет... Классный у нас все-таки директор!». Александр Васильевич верит не только в свой коллектив, но и в город, в котором живет. «С Николаевом у меня любовь с первого взгляда, – говорит он. – Этот уютный, приветливый и динамичный город стал для меня по-настоящему родным. Мне нравится общаться с людьми, которые отождествляют себя с корабельным краем, с ними легко находить общий язык, легко работать». …Он уже не мечтает, как в детстве, стать автогонщиком, хотя любовь к технике сохранил на всю жизнь. Теперь у него иная мечта: привлечь инвестиции и увидеть свое предприятие полностью модернизированным, современным и процветающим. Впрочем, это даже не мечта, а задача. И над ее выполнением Александр Шевченко готов работать, не считаясь со временем и трудностями. Станислав Козлов. |