С 1 декабря в маршрутных автобусах, которые "бегают" по 79-му маршруту, повысилась стоимость проезда с 1 грн. до 1,5 грн. В общем-то, повышение не критичное, но даже оно в условиях нынешней экономической ситуации вызвало недоумение: стоимость бензина падает, а стоимость проезда растет. На этот невысказанный многими николаевцами вопрос журналисты смогли получить ответ на состоявшейся 1 декабря презентации исследования "Маршрутный транспорт Николаева глазами горожан", которую провел ЦСЭПИТ "Перспектива", поскольку на мероприятии присутствовали и представители городской власти, курирующие вопросы транспорта, и представители фирм-перевозчиков. Скажем сразу: атмосфера презентации исследования "искрила" - результаты исследования не понравились власти и перевозчикам, поскольку, по словам начальника отдела аналитики и исследований "Перспективы" Александра Ухмановского, за прошедшие три года на рынке пассажирских перевозок в Николаеве практически ничего не изменилось. Поэтому кто-то из приглашенных на презентацию назвал данное исследование заказным, а кто-то обвинил "Перспективу" в том, что она просто скопировала результаты проведенного в 2005 году исследования. Итак, судя по исследованию, за последние три года количество ежедневно пользующихся маршрутками выросло (с 55% в 2005 году до 62,5% в 2008 году), и большинство из них (55% в 2005-м и 60,4% в 2008-м) считает ныне действующие тарифы на проезд в маршрутных такси приемлемыми. Впрочем, только четверть пассажиров считают, что стоимость проезда соответствует качеству услуги. Несколько выросло количество граждан (с 49% в 2005 году до 58,4% в 2008 году), которые считают опасным проезд в николаевских маршрутках. А вот количество проблем, которые существуют в маршрутном транспорте (респондентам предлагалось обозначить 3, по их мнению, главные проблемы), по сравнению с 2005 годом выросло на 19%. И самыми главными проблемами так и остались стоящие пассажиры и хамство водителей и кассиров. Кроме этого, спрашивали исследователи (а в рамках исследования в начале ноября было опрошено 440 человек) и о том, готовы ли люди платить за проезд в маршрутных такси больше (этот вопрос был вызван публикациями в СМИ относительно предполагаемого повышения стоимости проезда). И, как выяснилось, большинство (82,5%) готовы платить столько же, сколько и сейчас (максимальная стоимость проезда - 1,5 грн.), а только 10,7% готовы платить 2 грн. (еще ниже процент тех, кто готов платить свыше 2 грн. за проезд). Дополним, что 67% опрошенных выразили готовность пересесть с маршруток на электротранспорт. Посему исследователи посоветовали городским властям развивать городской электротранспорт, чтобы город и горожане не стали заложниками перевозчиков, которые всегда говорят о своей убыточности и тем самым обосновывают необходимость повышения стоимости за проезд. Представители городской власти восприняли слова "ничего не изменилось" как "городская власть ничего не делает в этом направлении". Городская власть делает, и об этом еще раз напомнил заместитель городского головы Александр Женжеруха. Сессия городского совета утвердила не только городские программы развития электротранспорта и автомобильного транспорта, а также специальную программу развития дорожного движения и его безопасности в г.Николаеве. В пользу того, что городская власть не снимает руки с пульса, говорят и цифры. В 2006 году произошло 26 ДТП с участием маршруток, в 2007 году их количество снизилось до 18, а в этом году зарегистрировано только 11 ДТП. Если говорить о количестве пострадавших в данных ДТП, то в 2006 и 2007 годах их было 34, а в нынешнем году - 19. Снизилось и количество погибших в ДТП с участием маршруток: в 2006 году погибло двое, в 2007 и этом - по одному человеку. Кроме этого, существует специальный график проверок фирм-перевозчиков, которые строго наказываются в случае выявления нарушений, а также каждую пятницу в мэрии проходят "оперативки", на которых разбираются все жалобы горожан на водителей и кассиров маршрутных такси, причем с участием как пострадавших от хамства николаевцев, так и самих водителей и руководителей фирм-перевозчиков. По информации начальника отдела транспорта и связи горисполкома Геннадия Иванова, в 2007 году на работу маршрутного транспорта поступило 225 жалоб (из них не подтвердилось 11), а в этом году 179 (не подтвердилось 7). По жалобам принимаются и меры. Так, в 2007 году выговор получили 76 водителей, предупреждено было 77 водителей, а 49 было уволено, а в 2008 году выговор получили 69 водителей, 72-х предупредили, а 42 потеряли работу. Конечно, хамство и грубость водителей и кассиров маршрутных такси - это крайне позорное явление, но трудно не согласиться с А.Женжерухой в том, что водители и кассиры - это такие же горожане, как и мы, и "этих наших горожан надо всем вместе воспитывать". Особый интерес у журналистов вызвал вопрос стоимости проезда в маршрутках. Как пояснил А.Женжеруха, стоимость проезда по 79-му маршруту не была на самом деле повышена - по нормативам она с самого начала должна была составить 1,5 грн., но тогда руководство фирмы-перевозчика для привлечения пассажиров решило снизить стоимость проезда. Теперь же внутренние резервы предприятия иссякли, да и экономическая ситуация вынудила вернуться к утвержденной ранее стоимости. Да и потом, не исключает Александр Жоржевич и повышения стоимости проезда в маршрутках, поскольку снижение цен на бензин заместитель мэра оценивает как временное, а цены на запчасти, масла и обслуживание автотранспорта не только не снижались, но даже выросли. Кроме того, многие маршрутчики взяли свои автобусы в кредит, а о том, что происходит с кредитными ставками, не знает, наверно, только неродившийся. Так что вполне возможно стоимость проезда будет повышена, но на копейки. В пользу маршрутчиков высказался и заместитель директора ЧП "АвтоВиола-Плюс" Игорь Терехин. По его словам, маршрутный бизнес был рентабелен только в начале 90-х годов, когда доход маршрутчика составлял порядка 100 долларов в день. Но сейчас этот бизнес нерентабелен - заработок водителя в день колеблется от 70 до 100 грн. максимум, поэтому предприятия теряют водителей (с июля, когда произошел резкий скачок цен на бензин, с фирм-перевозчиков уволилось свыше 300 водителей, поэтому официально по маршрутам "бегают" вместо 1700 машин 1300 на сегодняшний день). Кроме этого, заявил И.Терехин, себестоимость проезда в николаевских маршрутках гораздо выше утвержденных тарифов. Он назвал следующие цифры себестоимости проезда в маршрутных такси на предприятии ЧП "АвтоВиола-Плюс": на маршрутах протяженностью до 10 км - от 1,67 до 2,13 грн., на маршрутах 10-15 км - от 2,02 до 2,68 грн., на маршрутах 15-25 км - от 2,79 до 3,91 грн. У других предприятий, сказал И.Терехин, есть расчеты ниже (это связано с отсутствием у предприятия собственной территории и прочих накладных расходов): на маршрутах протяженностью до 10 км - 1,95 грн., на маршрутах до 15 км - 2,49 грн., на маршрутах до 20 км - 3,6 грн. Но представить себе, что горисполком утвердит такие тарифы на проезд в маршрутках, крайне сложно, поэтому "стоящие пассажиры - это результат нестыковки между себестоимостью тарифов, затратами на обслуживание автобуса и работу водителя и количеством перевозимых пассажиров", сказал И.Терехин. Относительно развития городского электротранспорта, то А.Женжеруха двумя руками "за", вот только где на это взять деньги? По словам заместителя мэра, Николаев остался один на один с проблемой устаревшего и требующего замены подвижного состава, а государство, некогда обещавшее поддержку (покупать трамваи и троллейбусы в складчину: 50% стоимости должно было оплачиваться из городского бюджета, а 50% - за счет Государственного бюджета), от своих слов фактически отказалось. Поэтому в 2007 году Николаев купил 3 троллейбуса и 2 трамвая практически за свои деньги (государство компенсировало только крохи - 200 тыс.грн.), и в этом году 3 троллейбуса и 2 трамвая (из Госбюджета не поступило ни копейки). Однако рассчитывать, что город сможет покупать новый подвижной состав за свои средства, совершенно напрасно - в последнее время цена на трамваи и троллейбусы сильно подскочила: если раньше троллейбус можно было купить за 600-700 тыс.грн., то сейчас - только за 1,6 млн.грн., а стоимость трамвая выросла с 1,2 млн.грн. до 2,8 млн.грн. Кроме этого, нуждается в ремонте и контактная сеть, которая держится, по словам А.Женжерухи, только чудом. Но на ее замену нужны средства - замена 1 км контактной сети обойдется в 50 тыс.грн. В общем, пожелание исследователей о развитии горэлектротранспорта хорошее, вот только в нынешних условиях невыполнимое. И напоследок - об оптимистичном. Пока еще остается надежда, что не "умрет" так называемый "чешский проект" прокладки троллейбусной линии в Корабельный район - чехи от этого проекта не отказались, заверяет А.Женжеруха, проектирование ведет институт "Николаевкоммундорпроект". Добавим, что, по сообщению заместителя мэра, есть и еще один крайне интересный инвестиционный проект - прокладка 14-километровой современной трамвайной линии в Корабельный район. Но более подробно пока говорить не о чем - все это еще планы, которым, хотелось бы верить, суждено сбыться. Виктория Тонковид. |