Еще в начале нынешнего года ситуация вокруг маслопрессового завода "Экотранс", расположенного в районе речпорта, была одной из любимых тем николаевских СМИ. Еще бы, недовольство работой завода выражали жители близлежащих кварталов, депутаты городского совета, экологи. Дошло до того, что городской совет потребовал остановки работы предприятия. Но затем все стихло. Новой информации о ситуации на предприятии не было давно. Поэтому наш корреспондент отправился, чтобы узнать, какие изменения здесь произошли за прошедшие месяцы. Напомним, что маслопрессовый завод был пущен в строй в декабре 2003 года. Это современное предприятие, укомплектованное европейским оборудованием. Его собственником является ЗАО "Зерноторговая компания Олсидз-Украина". В свое время экономические реалии заставили менеджмент предприятия всерьез задуматься об экономии энергоресурсов. Еще бы, ведь за прошедших три года газ подорожал в несколько раз. А оборудование предприятия позволяло использовать вместо стремительно дорожающего газа лузгу подсолнечника. И тогда завод перешел на работу на лузге. Среди жителей Лесков и Намыва было много недовольных предприятием, точнее, специфическим запахом, сопровождавшим его работу. И хотя это общая проблема для всех маслозаводов, в какой бы стране они ни находились, городские власти жестко потребовали от предприятия провести реконструкцию мощностей, чтобы жалобы от николаевцев прекратились. В феврале на заводе началась реконструкция. При этом специалисты обратили внимание на тот факт, что хотя завод перешел с лузги на газ, неприятный запах остался. Значит, его причина вовсе не в сжигании лузги?.. - За последнее время нами проведена большая работа по модернизации предприятия с привлечением специалистов ведущего отраслевого НИИ - Института гигиены и медицинской экологии им. Марзеева Академии медицинских наук Украины, - рассказывает директор ООО "Экотранс" Сергей Гнатко. - Правда, это потребовало немалых затрат - более 1 млн. грн. Плюс мы понесли серьезные потери от простоя предприятия. По словам директора, за прошедшее время на "Экотрансе" все ленточные конвейеры заменили на цепные - герметично закрытые, позволяющие полностью исключить выброс пыли при транспортировке сырья из склада к месту производства. Но самым сложным для специалистов было определить источники неприятного запаха. Удалось установить, что его причиной является вовсе не сжигание лузги, а ароматические вещества, содержащиеся в выбросах, которые образуются при работе прессов. Для того, чтобы их нейтрализовать, прессы герметично закрыты, а над ними установлены специальные вытяжки, которые направляют образовавшиеся выбросы в установку по дожигу газов в котельной. При температуре горения в 800 - 850 градусов вся "ароматная" органика полностью сгорает, избавляя всех от неприятного запаха. Котельную, кстати, тоже пришлось модернизировать. Но и это еще не все. На предприятии проложили новый водопровод. Дело в том, что пропускная способность старого водопровода была недостаточной для того, чтобы получить необходимое количество воды для парообразования в котле и соблюдения температурного режима 800 - 850 градусов. При этом была оказана существенная помощь городу - на николаевских улицах установлены 20 канализационных люков. Установка по дожигу газа вступила в строй с 14 октября. Теперь, по словам С.Гнатко, если в соседнем жилом квартале изредка что-то и ощущается, то это едва заметный аромат подсолнечного масла. Директор знает, о чем говорит, ведь он и сам живет в квартире по соседству с заводом. Сейчас предприятие вошло в стабильный рабочий ритм и выпускает продукцию в круглосуточном режиме. Это дало возможность провести набор персонала и увеличить среднюю зарплату до 2,8 тыс. грн. Если сравнивать с январем, тарифные сетки увеличены примерно в полтора раза. За девять месяцев прошедшего года предприятие уплатило более 700 тыс. грн. налогов и сборов. Если бы не остановка на реконструкцию, эта сумма была бы намного больше. Уже по итогам ноября завод выйдет примерно на уплату налогов и сборов в сумме 200 тыс. грн. в месяц. Кстати, помимо зарплаты, рабочим гарантированы спецодежда, санобслуживание, доставка к месту работы и обратно, отличные бытовые условия на предприятии. Согласитесь, неплохо. По словам директора, на "Экотрансе" сейчас завершается автоматизация системы утилизации выбросов, чтобы процессом дожига газов можно было управлять с помощью современной автоматики. В перспективе предприятие может перейти на работу с рапсом, из которого производится как пищевое масло, так и сырье для изготовления биодизельного топлива. В этом году "Экотранс" уже два месяца перерабатывал рапс, и жалоб на неприятные запахи со стороны жильцов не было. На предстоящей сессии Николаевского городского совета директора "Экотранса" С.Гнатко готов отчитаться о проделанной работе по реконструкции и нейтрализации источников выбросов органических соединений. Если, конечно, депутаты его пригласят. И последнее. Для администрации и собственников "Экотранса" социальная ответственность бизнеса - вовсе не отвлеченное понятие. Предприятие стало на учет в Фонде защиты инвалидов, 4% рабочих мест на заводе, как того и требует закон, занимают трудоспособные инвалиды. А тем, кто трудиться не может, завод старается помогать по мере сил. Уже стало доброй традицией шефство предприятия над инвалидами-спинальниками из Николаевского общества инвалидов "Альтернатива". Регулярно перед праздниками инвалидам предоставляются добротные продуктовые наборы, представители "Экотранса" проводят с ними встречи. - От всей души желаю коллективу завода успешной работы и процветания, - говорит руководитель "Альтернативы" Галина Чеховская. - Слава богу, что предприятие уже работает и имеет финансовую возможность помогать нам. А еще хочу, чтобы благородному примеру "Экотранса" последовало как можно большее количество других предприятий. Станислав Козлов. |