"Ноmo Ludehs" в переводе с латинского "Человек играющий". Так назван театральный фестиваль Международного Черноморского клуба (МЧК). Родился фестиваль в Николаеве в октябре 2006 года. Инициатором и организатором его стал Николаевский художественный русский драматический театр и лично его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств Украины Николай Кравченко. Нынешний, третий по счёту, фестиваль "Человек играющий" проходил в нашем городе с 17 по 26 октября т.г. в своём "отчем доме" - русском драматическом театре. Идея и цель фестиваля определены изначально - воспрепятствовать агрессии бездуховности и бескультурья, низменным вкусам, заполонившим телеэкран и часть сценических подмостков, способствовать превращению территории Международного Черноморского клуба в территорию Мира, Гуманизма, Духовности, Высокого искусства. МЧК 16 лет. В его составе 8 стран 20 городов Причерноморья. Николаев - в их числе. Как и два предыдущих фестиваля, нынешний "Homo Ludehs" осуществился под патронатом городского головы Николаева В.Д.Чайки. Над авансценой театра красовалось девять флагов городов Причерноморья, театральные коллективы которых, приняли участие в нынешнем фестивале. Власть комедии - вместо комедии власти Помнится, жюри Второго фестиваля "Человек играющий" (2007 г.) высказало пожелание практиковать последующие фестивали по жанрам: комедии, драмы, водевиля и т.д. Пожелание было учтено, хотя претворение его в жизнь добавило хлопот организаторам. Фестиваль "вообще" провести легче чем по определённой теме, жанру. Нынешний, Третий - "Человек играющий" стал фестивалем комедий. Проходил он под многозначительным девизом: "Власть комедии - вместо комедии власти". Есть над чем подумать. Власть умной комедии, несомненно, обогащает и душу, и разум. Недаром Чехов, Островский, Старицкий, Карпенко-Карый и др. классики нередко называли свои пьесы комедиями. А вот комедия власти… Но не будем о грустном. Организаторы фестиваля, предвосхищая зрелища таким девизом, стремились в какой-то степени нейтрализовать отрицательную энергию комедии власти, невольными зрителями и заложниками которой мы все являемся. Отвлечь сограждан от экранов телевизоров, транслирующих реалити- шоу из залов и "коридоров" власти. Помочь согражданам "обезболить" эти удары с помощью иронии. Замечу сразу, не все спектакли, представленные на нынешнем фестивале, относятся к жанру комедии. Спектакль "Солнечная ночь" по автобиографическому произведению известного грузинского писателя Нодара Думбадзе в постановке Георгия Кавтарадзе, народного артиста Грузии, лауреата Государственной премии Грузии и премии имени Котэ Марджанишвили, - драма, трагедия. Тем не менее жюри фестиваля нашло целесообразным несколько отступить от формата и включить спектакль "Солнечная ночь" в фестивальный перечень как спектакль- новацию, дань светлой памяти мудрого Нодара Думбадзе, чьё 80-летие отмечалось летом нынешнего года по решению ЮНЕСКО. Моноспектакль "Эмили", в основе которого реальная биография американской поэтессы Эмилии Дикинсон, жившей в ХIX столетии, а снискавшей широкую известность на родине и за её пределами только после смерти, тоже к комедии не причислишь. Но нередко исключения усиливают доминанту правила. Светлое, романтическое, доброе повествование - "Эмили" своего рода - жизненный пример, урок, полезность которого уместна в любом контексте. Мельпомена может всё! Остальные восемь спектаклей - комедии, что называется, в чистом виде. Разные по значительности тем, времени действия, географии, драматургическому материалу, режиссёрской стилистике, актёрскому воплощению и т.д. Смешная и грустная комедия по пьесе современного популярного драматурга Александра Марданя "Неприличное название" в исполнении артистов Одесского русского драматического театра им. А.Иванова остроумно, со знанием предмета рассказывает о закулисной жизни нынешнего провинциального театра, судьбах и заботах служителей Мельпомены. Эксцентричный - "Французский ужин" (пьеса Марка Камолетти, Севастопольский театр для детей и молодёжи) переносит зрителей в весёлую компанию, хитросплетения и бурный ритм взаимоотношений которой разворачиваются в стиле страстного и непредсказуемого танго в некоей современной западноевропейской стране. Спектакль Трабзонского государственного театра (Турция) "Сумасшедший Думрул", наоборот, уводит зрителей в далёкое-предалёкое XV столетие. Живописно, темпераментно знакомит с тюркским фольклором. Метафоричный, философский, исследующий вечную тему взаимоотношений силы и бессилия, власти и толпы - "Кролики и Удавы" по одноимённой пьесе Фазиля Искандера (Днепропетровский городской молодёжный театр - студия "Верим!") наводит на аналогии с неким современным "королевством". Традиционно классический - "Правда - хорошо, а счастье - лучше!" по одноимённой пьесе великого А.Н.Островского в исполнении артистов Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С.Аронецкой (ПМР) свидетельствует о вечно живой актуальности классики. Фантасмагория Абхазского государственного драматического театра им. С.Чанба "Гуарапский писарь" (пьеса М. Бгажба) "пригласила" николаевских зрителей на репетиции бродячей труппы, попавшей в глухое абхазское село, где драматургический сюжет органично переплетается с реальностью. Комедия "Моя жена - лгунья" (пьеса М.Майо и М.Эннекен", Николаевский художественный русский драматический театр) "возвращает" зрителей в современный водоворот лжи во спасение. О вечных вопросах человеческого бытия, поведении человека в экстремальной ситуации предлагает поразмыслить вместе спектакль "Двери" (По мотивам пьесы Луиджи Лунари "Трое на качелях", "Харьковский театр "19"). Короче, Мельпомена может всё! "Перенести" из глобального электронно-кризисного сегодня в недоступные глубины веков, где всё глухо и "быльём поросло". Из сверкающего европейского уюта - в "южную-преюжную Африку", где "правят" питоны, удавы и трясутся в страхе кролики. Для Богини театра нет непреодолимых расстояний, неприкасаемых персон, тем, неразрешимых вопросов! Неоспоримая благодатная польза Международного театрального фестиваля "HOMO LUDENS" Международного Черноморского клуба ещё и в том, что в период нынешнего острого экономического кризиса театры о гастролях могут только мечтать, а для зрителей - поехать посмотреть спектакль даже в соседнем городе - проблема. Но главную заслугу фестиваля не измерить никакими мирскими мерками. "ЧЕЛОВЕК ИГРАЮЩИЙ" знакомит с культурой, искусством других стран и народов, предоставляет возможность посмотреть на себя со стороны, раздвигает границы, согревает сердца, объединяет людей разных национальностей, устраняет набившую оскомину, так называемую "языковую проблему", сокращает расстояния, делает людей добрее! Без преувеличения - выполняет миротворческую миссию несмотря на все преграды на пути. Браво артистам- миротворцам! Тому примером коллективы Трабзонского государственного театра (Турция) и Абхазского государственного драматического театра им. С.Чанба. Турецкие артисты, как и артисты из Абхазии, приехали на фестиваль, преодолев сотни километров, с полным набором декораций, всем составом. Показали блистательную профессиональную подготовку. Возглавляла труппу из Трабзона начальник отдела внешних связей Министерства культуры Турции Сюкюн Ишитан. Артистов из Абхазии вместе с декорациями задержали на границе в связи с таможенным досмотром. Похоже, что некоторым "умельцам" переправлять оружие через границы легче, чем посланцам культуры театральный реквизит. Оба коллектива играли фестивальные спектакли на своих родных языках. Но с каким душевным вниманием слушали и смотрели представления турецких и абхазских артистов николаевцы! Зрители бурно аплодировали стоя посланцам мира из Турции и отстоявшей своё право на свободу Абхазии. Ещё раз подтвердилась аксиома: язык добрых чувств и взаимопонимания не нуждается в переводе! Третий театральный фестиваль "HOMO LUDENS" МЧК расширяет горизонты. Если в предыдущем фестивале участвовали семь театральных коллективов, то в нынешнем - девять. Среди участников стало больше молодёжных театров, как, впрочем, и зрителей молодого возраста в зале. Расширилась география участников. Увеличилось число зрителей на фестивальных спектаклях, которые приобрели билеты непосредственно в кассе театра. И т.д. Но есть о чём подумать и организаторам, и участникам будущих фестивалей "Человек играющий". Настоящий фестиваль выявил необходимость в синхронном переводе иноязычных спектаклей. Это дорогое удовольствие. Но всем миром, с помощью Министерства культуры и туризма Украины, Консульства Российской Федерации в Одессе можно было бы его реализовать. Буквально все заезжие артисты, члены жюри с восторгом отзываются о гостеприимстве, душевной чуткости, культуре николаевского зрителя. Не лишне и позаботиться о том, чтобы "зритель какого поискать" на будущих иноязычных спектаклях не догадывался, о чём говорят артисты на сцене, а понимал их сполна. И ещё. Театр из Трабзона приехал на фестиваль со своим сценическим кругом (в нашем русском театре круг подлежит ремонту). Артисты из Абхазии - с полным набором декораций и реквизита. Некоторые же более близкие театральные соседи сочли приемлемым рассчитывать на воображение благодарного николаевского зрителя, играть вообще без декораций. Молодёжи на фестивальных спектаклях стало больше, но студентов николаевских вузов и средних учебных заведений могло бы быть ещё больше. По-прежнему ждут в театре руководителей областных и городских организаций, учреждений, предприятий, учебных заведений, депутатов. Жюри Третьего международного театрального фестиваля "HOMO LUDЕNS" - председатель Василий Неволов, доцент Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого (г.Киев, Украина); Ольга Галахова, театровед, критик, доцент Театрального института им. М. Щепкина; главный редактор театрального журнала Станиславский (г.Москва, Россия); Александр Мардань, драматург (г.Одесса, Украина); Наталья Кривуца, искусствовед. (г.Киев,Украина); Бельге Мехмет, редактор Болгарского национального радио. (г.София, Болгария); Лариса Самийленко, завотделом культуры газеты "Молодь України" (г.Киев, Украина); Наталья Зинченко, журналист (г.Киев, Украина) - определило победителей. В номинации "Лучший спектакль" - Трабзонский государственный театр (Турция) за спектакль "Сумасшедший Думрул" по пьесе Гюнгор Дилмен. Режиссёр-постановщик Гюзель Эртен. В номинации "Лучшая мужская роль" - артист Юрий Лисняк за роль Задумавшегося в спектакле "Кролики и Удавы" Днепропетровского городского молодёжного театра-студии "Верим!". В номинации "Лучшая мужская роль второго плана" - засл. арт. Приднестровской Молдавской республики Евгений Толстов за роль Силы Ерофеича Грознова в спектакле "Правда - хорошо, а счастье - лучше!" Приднестровского государственного театра драмы и комедии им. Н.С.Аронецкой (ПМР). В номинации "Лучшая женская роль" "Гран - при" - у засл. арт. Украины Лидии Вовкун за роль Эмили Дикинсон в моноспектакле "Эмили" Киевского академического Молодого театра. "Золотой дельфин" - у арт. Жанны Терлецкой за роль Сюзетты в спектакле "Французский ужин" Севастопольского театра для детей и молодёжи (Украина) В номинации "Лучший молодой артист" "Гран - при" - у арт. Алексея Кубина за роль Темура Барамидзе в спектакле "Солнечная ночь" Николаевского художественного русского драматического театра . "Золотой дельфин" - у арт. Татьяны Коноваловой за роль Ирины в спектакле "Неприличное название" Одесского русского драматического театра им. А. Иванова. В номинации "Лучшая режиссура" победителями стали: народный арт. Грузии Георгий Кавтарадзе за спектакль "Солнечная ночь" Николаевского художественного русского драматического театра; засл. деятель искусств Абхазии Валерий Кове за спектакль "Гуарапский писарь" Абхазского государственного драматического театра им. С.Чанба; Игорь Ладенко за спектакль "Двери" Харьковского театра "19". Поздравляем всех участников Третьего международного фестиваля "Человек играющий" и его победителей! Организаторы фестиваля благодарят за финансовую поддержку руководителей: благотворительного фонда "Николаев-2000"; А.А. Янишевского (гостиница "Ингул); М.И.Кондратьева (торговый дом "Николаев"); Аладдина Магерранова (Конгресс азербайджанцев Украины в Николаевской области); ООО "Панорама-Инвест" (Надежду и Сергея Головченко); ювелирного дома "Зарина"; Торгового дома обоев "Лувр". Агнесса Виноградова. На снимках: сцены из разных спектаклей фестиваля. |