ЛЮБИМИЦА ЯБЛОНСКОЙ Два месяца в Доме творчества художников пролетели как один день. Природа в Седневе была потрясающая, и потому Надежда творила на одном дыхании. До завтрака уже готов этюд! Нечасто ей выпадала такая роскошь - ездить на пленэры. Потому к концу двухмесячного творческого отпуска успела сделать более 60 работ. Комиссию, приехавшую на обсуждение этюдов, возглавляла Татьяна Яблонская, народный художник СССР, лауреат нескольких государственных премий… В общем, легенда в украинской живописи. Вместе с ней приехала еще одна легенда - Николай Глущенко, также народный художник. Большей частью результатами пленэрных работ "легенды" остались недовольны, "распекали" одного автора за другим: "Здесь, в Седневе, удивительно яркие, живописные места, воздух какой прозрачный… Почему же вы такой чернотой пишете?". Надежда просто извелась от волнения, пока до нее дошла очередь. Услышала слова Яблонской и не поверила ушам: "Учитесь у Мандриковой… посмотрите, какая у нее чистая живопись, какая прозрачная, светлая!"… "Постарайтесь не растерять это чистое, это детское восприятие мира"… - вторил Татьяне Ниловне художник Глущенко. Надя выскочила из зала и расплакалась. Понимала, что выглядит глупо - уже взрослая женщина, а остановиться не могла - слезы текут и текут. От счастья. С тех пор Яблонская внимательно следила за творчеством николаевского художника Надежды Мандриковой-Дончик: не раз звала к себе в гости, предлагала переехать на работу в Киев. Но Надежда стеснялась побеспокоить "легенду" - так и не собралась, не осмелилась переступить порог ее дома. Встречались в столице на выставках, где Яблонская не раз говорила: "Твои картины - украшение выставки"…
ВОТ ТАК ХАРАКТЕР Наверное, ей все-таки нужно было родиться мальчишкой. В детстве она с удовольствием играла с пацанами в футбол, в голодные военные годы моталась за продуктами из Николаева в Себино на велосипеде, а когда повзрослела - стала так же лихо гонять по Николаеву на мотороллере. Картинка, между прочим, для николаевских мужчин середины 50-х весьма необычная! Всегда приветливая улыбка, пышное, вздувающееся на скорости розовое платье и послушный девчачьей воле "железный конек" о двух колесах - такой Надя запомнилась мужскому коллективу, когда по окончании Одесского художественного училища им. Грекова, в 1953 году пришла работать в Николаевское товарищество художников. Она оказалась здесь единственной представительницей прекрасного пола, и многие художники были влюблены в нее. Между прочим, в училище она тоже была единственной девчонкой на курсе живописи - все 5 лет, что там училась. Вообще-то, Надя с детства мечтала стать актрисой. Занималась балетом, бегала на репетиции в ТЮЗ. Но отец Алексей Васильевич Дончик такую профессию не приветствовал, тяжелые послевоенные годы "диктовали" профессию, которая позволяла бы всегда заработать на кусок хлеба. Например, швея или закройщик. Наде нравилось шить, этому искусству она обучилась еще в школьные годы, причем самостоятельно, и - на всю жизнь стала "заложницей" швейного искусства. Заказы сыпались от многочисленных родственников и знакомых, она превратилась в "домашнюю портниху" - никому не могла отказать: и пальто шила, и мужские костюмы, и легкие, с фасоном и выдумкой, женские платья. Но это было "хобби", а профессию все-таки выбрала по сердцу, ибо с детских лет любила рисовать и посвящала этому занятию немало времени. "Опять избрала для себя тернистый путь"… - поворчал отец в ответ на решение дочери, но препятствовать не стал. Сам преподавал черчение в одном из николаевских училищ, и родственная душа была ему понятна.
ПОРТРЕТЫ В комнате Надежды Алексеевны портрет отца стоит на самом видном месте. Выполнен на обыкновенном картоне, и краски уже кое-где растрескались… Он написан 60 лет назад, когда Надя еще училась в "грековке". Это был голодный 1948 год: на каникулах она все лето помогала родителям по дому, опять кому-то что-то шила, стирала, готовила еду. Но как только бралась за кисть, мама Ольга Гурьевна сердилась: "Я тебе кисти переломаю, дома столько работы, а она рисует". Короче, не за горами 1 сентября, в училище нужно привезти работу - летнее задание, а у нее еще ничего не готово. Усадила отца - буду тебя писать. Буквально за 20 минут "схватила", передала в портрете все: и серьезность его, и доброту, и морщинки нелегкой судьбы… В "грековке" на обсуждении летних заданий скромно поставила свою работу в сторонке. - Надя, это не твой портрет? Вздрогнула от неожиданности, услышав вопрос преподавателя. - Мой. - А чего поставила далеко? Неси поближе… - Мне стыдно за эту работу… - опустила глаза, осознавая себя вопиющей бездельницей, прогулявшей все лето. - Этот портрет стоит всего того, что остальные привезли… Величайшей любовью к близким людям пронизаны вся жизнь и все творчество Надежды Мандриковой-Дончик. Она часто писала портреты своей семьи, но эти портреты не были самоцелью. Любимые образы, приходящие на полотно, обитали рядом в обычной жизни, и в их судьбах отражалась эпоха. Картина "Скорбящая мать"… На ней - мама Ольга Гурьевна и брат Анатолий, погибший в годы Великой Отечественной войны. Реальные родные люди, реальные события… Фотографии родителей на стене в обрамлении рушников - это наша история, забытый интерьер деревенской хаты… Маленькая дочь Лариса наряжает елку - и все в картине дышит эпохой годов 50-х.
СВЕТ ЕЕ НАТЮРМОРТОВ А характер у нее, точно, отцовский. Сочетание бесконечной доброты, любви к людям и жизненной стойкости. Поди знай: жила бы она за спиной надежного, состоятельного мужа - и на "собственно творчество" уходило бы гораздо больше времени. А так - на руках пятилетняя дочка да мама, да меньшому брату еще надо помочь. Потому в художественном фонде Надежда Алексеевна не отказывалась ни от какой работы: скрепя сердце писала портреты вождей и политбюро, заказные пейзажи, оформляла стенды, лепила из папье-маше и раскрашивала героев сказок к новогодним ёлкам. Ну а в свободное время - на мотороллер и за город, на этюды… И в этой, другой, жизни рождалась поэзия ее картин. Пейзажи и натюрморты у нее особенные. Все радостно, звонко, прозрачно. Цветущие вишни во все полотно или чуть "оперившаяся" березовая роща… сочащийся влагой сахарный арбуз, свежесть только-только срезанной сирени, которую всегда торопилась писать (как же быстро она увядает!), или роскошные, пышущие осенью желто-горячие хризантемы… Такая тонкая, такая светлая, цветущая палитра натюрмортов… Словно энергетика живого цветка переместилась на полотно и обрела новое место обитания, чтобы понемногу отдавать зрителю сбереженную в красках энергетическую силу. Особенно много этой силы в желтых цветах. Надежда всегда любила желтые цветы, розы… Они росли на ее родине, в Себино, во дворе у бабунечки Варвары. Разве могут быть такие чудесные цветы символом разлуки? Это солнечный образ - тепла, счастья, радости.
ЮБИЛЕЙНОЕ Свою персональную юбилейную выставку, которая 30 сентября, в день ее ангела, открылась в Николаевском художественном музее им. В.Верещагина, Надежда Алексеевна Мандрикова-Дончик назвала "Вера. Надежда. Любовь". Было очень много гостей. О ее творчестве говорили добрые друзья - николаевские художники. Среди самых близких - Инна Кушниренко: "Надежда давно заслуживает звания народного художника, она не побоялась совместить профессиональный мазок с народностью"… Вспоминал молодые годы давнишний друг Александр Покосенко: "Надя очень честная в искусстве. На нее не повлияли никакие шатания в поисках новой формы, выражения образов. Ее волнует настоящая жизнь, ее волнует прекрасное"… Честно высказывалось "среднее поколение" в лице Владимира Федорченко: "Уходит плеяда художников большой величины, которые делают сегодняшнее искусство. А мы ничего не предпринимаем для того, чтобы создавать галереи, издавать альбомы. Страна не понимает, что это золотой фонд нации. Надежда Алексеевна - одна из тех, кто составляет этот фонд"… *** "Мои работы - это мои дети. Я всё через сердце пропускаю, даже простой этюдик… Иначе не могу. Творчество - это моя жизнь. Я каждый день должна сделать хотя бы пару мазочков на холсте"… Пять лет назад тяжелая болезнь приковала Надежду Алексеевну к дому. После инсульта она выстояла, поднялась и обещала Богу и людям, что будет работать. Можно достать старые этюды. Можно написать вид из окна: кусочек улицы - весенней, зимней и осенней… Иногда последствия болезни дают о себе знать особенно сильно: кружится голова и сколько уж раз она падала рядом с мольбертом. Поднималась, снова и снова говорила себе: “Творчество - моя жизнь… творить - это значит жить”. Вот где сила характера! Сегодня в свои 85 Надежда Алексеевна Мандрикова-Дончик продолжает работать и живет новой мечтой. Не нужно и гадать - какой именно. Конечно же, - спустя время сделать новую персональную выставку! …Ну а нынешняя будет работать для горожан весь октябрь - приходите встретиться с прекрасным. Наталья Христова. |