Николай Берсон - директор Николаевского академического украинского театра драмы и музыкальной комедии, заслуженный деятель искусств, заслуженный работник культуры Украины. Личность, создавшая в нашем городе - ни много ни мало - свой театр. В прямом и переносном смысле. В прямом - поскольку на долю назначенного директором Николая Берсона действительно выпала трудная миссия отстроить украинский театр, который к тому времени почти десятилетие стоял в руинах. Берсон сделал это по высшему разряду. В переносном - поскольку он создал коллектив единомышленников, зажег его и получил качественно новый "творческий продукт" (выражение Н.Берсона). Как бы там ни было и какие бы трудности ни пришлось пережить, главное сделано - в Николаеве есть театр, который на высоте. Ему рукоплещут город, область, Украина. Он завоевывает дипломы и награды на различных фестивалях и конкурсах, здесь каждый сезон аншлаги. Сейчас надвигается новый театральный сезон. О Н.С. Берсоне и его театре "Вечерний Николаев" писал неоднократно, и каждый раз открывал в нем что-то новое. Сейчас есть повод, Николаю Берсону исполняется 55 лет, это две "пятерки", время нового творческого взлета.
- Когда-то журналисты молодежных СМИ придумали игру "Если бы директором был я..." - и с удовольствием печатали мечты юных читателей о переустройстве своего маленького мира. Николай Семенович, вы 20 лет управляете театром, каким, на ваш взгляд, должен быть директор? - Передо мной в жизни был один замечательный пример руководителя - председателя колхоза в селе Щербани Н.Н.Рябошапки, под руководством которого я работал 14 лет. Он не просто умело вел хозяйство, занимался производством, а был главным в селе. К нему люди шли за советом, обращались за помощью, если кто заболел, родился, женился, развелся, у кого крыша в доме прохудилась, кому огород надо вспахать. Бежали к нему домой в любое время суток, потому что он жил среди них. Я не сравниваю театр с колхозом, здесь другое "производство". Но принцип руководства, на мой взгляд, должен быть таким же. Директор театра должен быть творческим человеком, продюсером, экономистом, юристом, менеджером, другом, коллегой, его должны заботить репертуар, профессиональный рост артистов, мнение зрителей. А еще - костюмы, декорации, внедрение и реализация новых творческих планов, устройство бытовых условий в театре, квартиры для артистов и даже их настроение. Ничего из этого нельзя считать второстепенным, все работает на конечную цель - престиж и успех театра. Бывает, идешь по театру, злой, противный, и сразу чувствуешь, как это отражается на настроении актеров: на репетиции они зажаты, на спектакле неярки и неинтересны. А улыбнешься, подбодришь, выслушаешь - все происходит по-другому. Искусство - это ведь тоже продукт, хотя и специфический. Как-то наш театр завоевал приз в рейтинге "100 лучших товаров". Некоторые коллеги недоумевали: "Театр - товар? Фи, как можно?..". Представьте себе, да, то, что мы делаем, - это товар. Творческий товар. И театр должен готовить его качественно, профессионально, на любой вкус зрителя. А иначе не будет на нас спроса. Я, хоть и горожанин по происхождению, но, можно сказать, - из села, из колхоза. И очень горжусь, что научился там житейским премудростям у Рябошапки. Представьте себе, многие его методы руководства и здесь срабатывают. Это была яркая личность, главным для него было дело. Он делал много для людей: строил дома, развивал культуру и спорт, давал возможность много зарабатывать, но и строго наказывал за пьянство, воровство. - Вы сказали: "Я - из села". Но родились в Николаеве? Кем же все-таки себя считаете - городским или сельским жителем? - По сути, это не имеет значения, можно проявить себя одинаково везде. В Щербанях я прожил счастливые годы, потому что был молод, энергичен, многому научился и многое создавал сам: музыкальные салоны, социально-культурные комплексы, клубы по интересам. А родился и вырос в Николаеве, на Московской, 36. Бегал в кинотеатр "Дружба", играл "в войнуху", в КВН, по математике "щелкал" задачки, как семечки. Учился в школе №13. Очень ценил, и до сих пор ценю учителей - М.В.Вышеславскую, Ф.Н.Марьянчик и многих других замечательных педагогов, лучших в городе, за то, что они все же привили мне любовь к гуманитарным дисциплинам, научили мыслить и мечтать. В нашей семье, где нас росло трое братьев и одна сестра, были довольно демократичные отношения с родителями. Они не давили на нас запретами, считались с нашим мнением, предоставляли нам право самим принимать решения. Мама была педагогом, комсомолкой, одной из тех романтиков, которые свято верили в идеалы коммунистического будущего. В войну она вывозила детей из горящего Сталинграда, одна из первых получила медаль "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Отец был очень хорошим экономистом, активистом, организатором агитбригады "Синие блузы" в Херсоне, тайно мечтал о работе в профессиональном театре. Он гордился, что я занимался творчеством. Я много читал, писал сценарии для КВН, детективы, читал все это в классе, в кругу таких же увлеченных друзей, мы также играли в школьном театре. Символично, но нашим драматическим кружком тогда руководила Элеонора Михайловна Грибкова - ныне одна из почтеннейших актрис нашего театра. Помню свою первую роль - я тогда играл Цветика-семицветика... - Вы вернулись в родной город из-за сложившихся обстоятельств или из патриотических побуждений? - Еще в школе, когда я был категоричен и дерзок, однажды критиковал стихи Марка Лисянского (хотя его поэзию, в общем, очень люблю), где он говорит: "Я и в городе Париже Николаев вспоминал". А я доказывал, что не вспоминать надо, а работать в городе Николаеве. Да и сейчас считаю, что все должны подтверждать свой патриотизм, работая на свой город. Я рад, что никуда не уехал. Опять вспоминаю Рябошапку, он меня учил: "Сынок, где родился, там и пригодился. Не мечись, не растворяйся в столицах, создавай здесь". И если мне удалось сделать что-то стоящее в своем городе, значит, не зря трудился. Наш театр мы создавали вместе с коллективом. И это здорово, что в Николаеве столько замечательных, преданных своему делу и городу людей. - Кроме театра, у вас есть какие-то увлечения? Что вас привлекает вне работы? - Театр меня поглощает почти всецело, и все меньше времени остается на какие-то увлечения. Я люблю кулинарное дело, что-нибудь приготовить вкусное, угостить друзей, подать красиво. Я даже мечтал иметь свой ресторан "У друга". Но эта мечта не сбылась. А недавно один из моих приятелей вдруг разоткровенничался и говорит: "Я так хочу открыть ресторан "У друга"... Ну, вот и все, украли мою нереализованную идею. Так больше и говорить не о чем. А в детстве я даже сам выпекал пирожные в коробочках из-под монпансье, у мамы научился. В театре я тоже придумал пирожное под названием "Бедность - не порок" из того, что есть в доме - из оставшегося варенья, заварки чая, сметаны, муки... Угощал, все хвалили. Мне нравилось преподавать, передавать свой опыт студентам. Сейчас в университете "Украина" я читаю спецкурс "Классика на сцене". Я немного занимался дачей, садом, разводил цветы. Люблю оставаться один на один с природой, с ней по-настоящему чувствую себя свободным. К сожалению, это удается редко, времени становится все меньше. Даже в отпуске я "перелопачиваю" массу литературы, перечитываю пьесы, чтобы отобрать что-то стоящее для будущего репертуара. - Всем известна еще одна привязанность - у вас в театре много крестников. И, в отличие от многих других руководителей, вы радуетесь, когда в коллективе молодые актеры женятся, у них рождаются дети. - Особенно "урожайным" был прошлый год, мы поставили рекорд: в театральных семьях родились 8 детей, и я с радостью поделился этим с журналистами на пресс-конференции по поводу начала театрального сезона. У меня, действительно, много крестников. Два раза в год мы устраиваем общие праздники - на Рождество и на мой день рождения, все проходит весело, с подарками, играми. Некоторые уже выросли, имеют своих детей, есть еще совсем маленькие. Но ко всем я отношусь одинаково трепетно. Мне вообще нравится, когда создаются молодые семьи, когда дети приходят к нам и в театре чувствуют себя, как дома. Тогда и родители-актеры работают лучше, спокойнее. И вообще, я считаю, что главная задача молодых людей - учиться, становиться на ноги, рожать детей. Кстати, в нашем молодом творческом коллективе сейчас учатся заочно 8 человек. Конечно, бывает трудно освобождать их от спектаклей, заменять кем-то, но ведь игра стоит свеч! Театр не должен только выжимать, он должен стать домом, увлечением, любовью для каждого актера, каждого работника. Вот тогда только и можно надеяться на результат, ожидать полной отдачи. - И еще один вопрос, последний: удалось ли вам создать то, о чем мечтали? - У меня голова от успехов не кружится. А мечта - это горизонт. Ты идешь - а он отодвигается и отодвигается. Мы отстроили, подняли из руин здание театра, создали замечательный творческий коллектив, получили звание "академический". Потом мечтали создать театр на Малой сцене - нашу идею поддержали городской голова Владимир Чайка и глава облгосадминистрации Алексей Гаркуша. И вот уже четвертый год мы открываем сезон на Малой сцене в день рождения г.Николаева. Каждый год ставим новые задачи, нас увлекает за собой новое и неизведанное: то хочется поставить оперу, то мюзикл, то у нас юбилейный год... Удачи нас окрыляют, появляются новые идеи, они увлекают и захватывают. Впрочем, о планах на следующий театральный сезон мы еще поговорим на традиционной пресс-конференции перед началом нового театрального сезона. А сейчас - за работу! Беседовала Екатерина Наточа. Фото из домашнего архива Н.Берсона. |