Мы отправляемся на прогулку по городу, которого уже нет, или частично нет. Вернее, остались его очертания, улицы, площади. Но кто теперь, к примеру, вспомнит, что было полвека тому назад на месте нынешнего рынка "Колос"? Или - на месте супермаркета "Сотка"? Каким был когда-то нынешний проспект Ленина? Яхт-клуб? Эпизодически это еще хранится в памяти старожилов. Но в целом - время неумолимо вносит свои коррективы, меняет облик улиц, площадей, домов. Да и кому они нужны, кого они трогают, те былые развалины? Оказывается, они необходимы художнику, который в один пронзительный момент решил посвятить свое творчество старому городу. Это не только экскурсия в историю города, но и возвращение в детство, воспоминание о котором теперь живет на холстах. Адмиралтейская площадь, Старофлотские казармы, Аркасовский сквер, главные ворота судостроительного завода, улицы Глазенаповская и Мещанская, старый Ингульский мост, зоопарк-аквариум, Соборная площадь... - Это началось в 1950-60-е годы, - рассказывает Александр Покосенко. - По генеральному плану было решено улицу Херсонскую реконструировать и назвать проспектом Ленина. В 70-е годы проспект продлили в сторону Лесков. Сносились старые постройки, на их месте возводились высотные дома, улица расширялась и перестраивалась. Наверное, в этом был резон. Но меня тогда охватил ужас: так незаметно снесут весь город, в котором я родился, вырос, где жили мои деды и прадеды. Были дома, с которыми мне было жаль расставаться, я их стал зарисовывать в блокноте, потом писать в цвете. А ведь у каждого такого дома была своя судьба, здесь жили люди. И потом - навсегда уходит город моего детства. Я решил его хоть частично сохранить для потомков. Тогда как раз в Николаев приехал молодой художник Владимир Бахтов, ныне известный и признанный. Ему тоже было интересно, и мы вместе ходили по развалинам. Он собирал разную старую домашнюю утварь, и все сносил к себе в мастерскую. Затем он всерьез занялся стариной и стал "копать" в глубину, добрался до древних цивилизаций. Меня же заинтересовала архитектура старого Николаева. Не в чистом виде, конечно. Со многими историческими местами, домами связаны мои воспоминания о детстве и юности. Информации не хватало, и Александр Данилович отправился в архив, чтобы погрузиться в историю. Кстати, однажды "откопал" в архиве сведения о своем прадеде, домовладения которого находились на ул. Экипажеской, 79 (ныне - Урицкого), недалеко от Госпитальной церкви. Пошел по этому адресу, нашел старожилов. Сидели на завалинке (они еще там сохранились), говорили, кое-что они поведали. Дом, построенный прадедом Покосенко где-то в конце XIX - начале XX столетий, еще сохранился, и художник решил продлить ему жизнь на холсте. Так у А.Д.Покосенко появилась целая серия работ "Старый Николаев". Начиная с 70-х годов, она пополнялась, приобретала более стройную концепцию. По этим домам уже можно было читать историю города. - Кстати, а знаете, что было в довоенном Николаеве на месте нынешнего рынка "Колос"? - оживился Александр Данилович. - Там был баштан. Мы, мальчишки, бегали туда за арбузами. Особенно запомнились походы в День авиации. Слободские пацаны целеустремленно шли ватагой в Кульбакино (разумеется, пешком, через баштан), потому что именно там в этот день разрешали покататься на "кукурузнике". В одной руке мы держали по арбузу, а в другой зажимали по одному рублю. Заплатил рубль - и пилот берет тебя в самолет. Мы парили над полями, над городом, и высшего счастья для нас, мальчишек, не было. Но я отвлекся. В старом Николаеве была своя прелесть: мощеные улицы, парадные подъезды, литые ворота и лесенки, дома с лепниной. Александр Покосенко начал изучать историю Николаева с проекта архитектора Старова. Во многом помогали публикации краеведов в газетах, очень ценным был топонимический словарь Юрия Крючкова (одна из первых книг на эту тему). Но каждый дом, площадь, улица, несомненно, были для художника связаны с его детством, приключениями, без которых серия "Старый Николаев" не имела бы такой одушевленности. Город начинался с Адмиралтейства, Адмиралтейской площади (ныне площадь Коммунаров). Семья Покосенко тогда жила на ул. Алексеевской (так тогда называлась часть Большой Морской), между 2-й и 3-й Слободскими. Все детство художника проходило на этой площади, которая была обсажена кустами смородины, порослью акации. Где сейчас университет им.П.Могилы - тогда стояла полковая церковь, далее - горбольница, за ней - кавалерийский полк, который проводил скачки на Адмиралтейской площади. Это было захватывающее зрелище - лошади были в белой сбруе, были даже специальные белые повязки на ногах, как носочки, для красоты. А вот еще один исторический факт: к очередной годовщине расстрела коммунаров на площади установили деревянное сооружение - подобие мавзолея Ленина в Москве. Он был выкрашен в черный цвет, обшивка - в красный. Внутри устроили музей коммунаров. Но не это особо привлекало слободских мальчишек, а то, что внутри музея-мавзолея было проведено яркое электрическое освещение, в то время как рабочая Слободка освещала свои жилища керосиновыми лампами. Деревянное сооружение потом сгорело. Но черный музей-мавзолей остался в коллекции картин художника А.Покосенко. Сама Слободка особого интереса для художника не представляла: маленькие, приземистые дома, вросшие в землю, с перекошенными окнами. Да он и сам вырос в одном из них. Однообразные образцы строений для рабочего люда сохранились в Николаеве до сих пор, и неизвестно, сколько еще лет пройдет, пока здесь что-то изменится. А вот центральная часть города - это интересно. Дом доктора Петрова (ныне - областная библиотека для юношества). Дом Аркаса со львами при входе. Недостроенный оперный театр (ныне - кинотеатр "Родина"). Здание городской управы (на этом месте ныне Дом связи). Улица Адмиральская. Соборная площадь, которая много раз перестраивалась и менялась. Улица Соборная (Советская) и др. Есть в коллекции "Старый Николаев" просто красивые старые дома. Но есть такие, которые овеяны романтикой детства. - Когда я начал изучать историю города, отдельных зданий, памятников, - говорит А.Д.Покосенко, - то заметил одну особенность: многие строились наподобие уже существовавших где-то. Деревянный музей памяти коммунаров - заложников, расстрелянных деникинцами в 1919 году, - похож был на мавзолей Ленина в Москве. Шпиль Адмиралтейства скопирован с такого же сооружения в Санкт-Петербурге. Памятник Ленину (их было несколько) тоже был уже известной копией. Оперный театр, который начали строить еще в начале ХХ столетия, тоже задумывался архитектором по принципу: "не хуже, чем в Одессе". Кстати, события 1917-го и последующих годов не позволили осуществить замысел архитектора - построить оперный театр в Николаеве. Долгое время в этом недостроенном здании была бандитская "малина". Люди обходили этот "дом привидений" стороной. А городские мальчишки иногда, холодея от страха, пробирались в здание, чтобы посмотреть, что там происходит. - Мы взбирались по огромной трубе на самый верх, ходили по фронтону, туда протаскивали проволоку, из которой мастерили "тарзанку", раскачивались на ней и прыгали прямо на сцену, - вспоминает Александр Данилович. - Однажды, взобравшись наверх, мы услышали внизу шум - это была облава на бандитов. Милиция и дружинники окружили и обезвредили целую банду. А мы, увидев в руках милиционеров оружие, от страха еле ноги унесли. Это потом в фойе кинотеатра долго висела картина "Спуск на воду "Советской России", которую я писал вместе с другими художниками. Позже я присоединил к своей коллекции картину "Кинотеатр "Родина". Но это уже современное здание. Не буду же я писать недостроенный оперный театр или воровскую "малину" в развалинах... Это противоречило бы моему замыслу. Дом Аркаса на углу улиц Адмиральской и Советской. У входа стояли львы, на которых мальчишки взбирались и "катались". Теперь львы перенесены в Каштановый сквер. Далее, на месте сегодняшнего Дома связи, стояло здание городской управы, в котором особый интерес для детей представляли вертящиеся двери. С Соборной площадью связано много воспоминаний: когда-то стояли тут памятник адмиралу Грейгу, Адмиралтейский собор, было несколько вариантов памятника Ленину, два варианта памятника героям-ольшанцам. Однажды, еще до войны, на этой площади начали рыть котлован под велотрек. Тогда строители вырыли могилу генерала, и вся округа сбежалась смотреть на обмундирование и оружие. Потом на площади установили парашютную вышку. Шурка Покосенко (так его называли в детстве) решил прыгнуть с вышки. Прыгнул - и завис на полпути, поскольку "весом не вышел", пришлось спасателям доставать его. Дом Петрова (нынешняя библиотека для юношества). С доктором Петровым учащийся ФЗУ Александр Покосенко был лично знаком. С друзьями он обратился к доктору, чтобы тот поставил очень модную на то время железную "фиксу"... До сих пор держится. - А вообще, я очень гордился своей рабочей профессией, - вспоминает художник. - После ФЗУ (фабрично-заводского училища) меня определили в судомонтажный цех на заводе Марти, где всю жизнь работал мой отец. Я шел с работы домой и даже руки не мыл от мазута - пусть все видят, что я рабочий человек... Первая бомбежка застала меня на заводе. Мы с ребятами спрятались в огромные трубы и наблюдали, как немецкие самолеты бомбили завод и прилегающую акваторию, где стоял в это время на достройке лидер-эсминец "Ташкент". Это было страшное зрелище: бомбы вздымали огромные фонтаны воды, казалось, ничего не может после уцелеть. Но каково же было наше удивление после окончания бомбежки, когда мы увидели уцелевший эсминец. И только огромное количество оглушенной рыбы всплыло на поверхность. Так началась война. Александру Покосенко было всего 17 лет. Кошмарные годы войны художник без содрогания вспоминать не может. Было всякое: плен, побеги, три месяца штрафбата. После второго побега из плена попал к своим, но радоваться было рано. Не убили фашисты - в любой момент могли пустить пулю в спину "заградотряды". Когда шел в бой на переднем крае в штрафном батальоне, не боялся ничего, потому что терять было нечего, кроме своей жизни. Свою "вину" искупил в штрафбате. Войну закончил в действующей армии и с победой вернулся домой. В чем был виноват? До сих пор не знает. Время было жестокое. Но праздник Победы Александр Данилович до сих пор считает самым главным праздником своей жизни. Александр Покосенко родился и вырос в Николаеве. В этом городе жили его деды и прадеды. Они строили город, корабли, воевали, возводили дома, растили детей. Александр Покосенко после войны поступил в Одесское художественное училище, окончил его, работал главным художником по пластике на общественных началах еще до образования в Николаеве Союза художников, принимал активное участие в оформлении города. Потом стал членом творческого союза, влился в новообразованную областную организацию художников. Не случайно с годами он выбрал главную для себя тему - восстановление исторического прошлого Николаева. Это его родной город, с которым связано очень многое. Это его Атлантида - почти исчезнувшая, для многих таинственная, а для него - исполненная прелести и наивного счастья. Екатерина Наточа. Фото Александра Кремко.
|