Музей судостроения и флота без преувеличения можно назвать центром научно-исследовательской, культурно-просветительской и историко-патриотической работы в Николаеве. В этом году 30 июля музею исполняется тридцать лет. Цикл мероприятий, посвященных 30-летию музея истории судостроения и флота, открыла выставка "Мастерство и вдохновение". Она рассказывает о праздниках и буднях судомоделизма. Но не только… Открывает выставку картина "Рождение музея" члена Союза художников Украины Ларисы Мандриковой. 30 лет назад, будучи тогда еще совсем молодой художницей, Лариса наблюдала за творческим процессом создания музея судостроения и флота. Спустя несколько лет появилась эта картина: на переднем плане - модель парусного корабля, над которой бережно и неторопливо работают моделисты, художники и научные сотрудники. Тонкая, романтическая натура художницы подсказала ей такой образ рождения музея. Она опоэтизировала этот процесс. На самом же деле музей создавался в очень быстром темпе, в сжатые сроки, как впрочем, и многие другие объекты в советские времена. Координировали эту работу партийные органы, много внимания будущему музею уделял тогдашний первый секретарь горкома партии Э.А. Шорин. Все было четко распределено: кто реставрирует здание, кто ведет поиск и отбор экспонатов, создает научную концепцию и тематическую структуру будущего музея, кто занимается созданием проекта оформления экспозиции, кто строит модели кораблей и судов… Реставрационные работы по проекту архитектора Т.В.Гусельниковой выполнялись Украинским специальным научно-производственным управлением Госстроя УССР, а строительные - осуществлялись Николаевским ремонтно-строительным управлением №1 под руководством Л.К.Керанчука. Параллельно с реставрационно-строительными работами началась работа научных сотрудников Николаевского краеведческого музея, из которых позже выделилась группа сотрудников музея судостроения и флота. Научные сотрудники во главе с заведующими отделами Л.Д.Хлопинской и Г.И.Чередниченко под руководством директора краеведческого музея В.П.Чернявской "вдыхали" вторую жизнь в историческое здание - бывший Дом Главного командира Черноморского флота, создавая в нём музей. Следуя научной концепции, они вплетали в сухую схему тематико-экспозиционного плана реликвии прошлых лет и современности. Группа проектантов (говоря современным языком - дизайнеров) Николаевских художественно-производственных мастерских Художественного фонда УССР во главе с талантливейшим художником Ю.Т.Стешиным работала над проектом оформления залов музея. Под руководством директора НХПМ А.В.Верхогляда и главного художника города и худфонда М.И.Озёрного маститые и молодые николаевские художники с большим энтузиазмом создавали диорамы, живописные и скульптурные портреты выдающихся исторических и флотских деятелей, писали картины с изображением верфей, кораблей, морских сражений. Создание моделей кораблей было возложено на модельные лаборатории ЦКБ "Черноморсудопроект", ПКБ "Прогресс", ЦНИИТС, НКИ. Чем ближе приближалась намеченная дата открытия музея, тем интенсивнее и напряжённее кипела работа. За короткий срок было создано около 50 моделей кораблей, которые на протяжении вот уже тридцати лет украшают постоянную экспозицию музея. На выставке "Мастерство и вдохновение" представлены экспонаты, рассказывающие о деятельности начальника лаборатории объёмного проектирования ЦКБ "Черноморсудопроект" В.А.Иванова, под руководством и при непосредственном участии которого для музейной экспозиции было построено пятнадцать моделей кораблей и судов различных типов и назначений. Его работа, а в его лице и работа всех моделистов, получила высокую оценку: в 1981 г. В.А.Иванов, как один из участников создания музея судостроения и флота, в составе группы художников, научных сотрудников, реставраторов, строителей был удостоен звания лауреата Государственной премии УССР им. Т.Г.Шевченко. Модель корабля, как и сам корабль, невозможно построить без чертежей. К моменту создания музея ещё не были найдены чертежи первенца Ингульской верфи - "Св.Николая", поэтому модель 44-пушечного фрегата, уже 30 лет экспонирующаяся в музее, является неким собирательным образом кораблей того времени, весьма далёким от оригинала. Этот факт не давал покоя известным николаевским краеведам, учёным Николаевского кораблестроительного института - доктору технических наук, профессору Ю.С.Крючкову и доценту А.Г.Сацкому. На протяжении длительного времени они вели научный поиск в архивах и библиотеках Николаева, Москвы, Ленинграда, Севастополя, переписывались с лучшими судомоделистами Советского Союза. Их работа увенчалась успехом. В 1980 г. А.Г.Сацкий обнаружил в Центральном архиве Военно-Морского флота (г.Ленинград) теоретический чертёж "Св.Николая", а Ю.С.Крючков скрупулезно изучив документы, собрав разрозненные исторические сведения, по крупицам воссоздал картину его постройки, разработал метод построения парусности корабля и соответствующие формулы, что позволило уточнить все размеры. Он написал монографию "Историографическая реконструкция фрегата "Св.Николай". Десятилетняя научная работа по воссозданию исторически достоверного облика фрегата завершилась выпуском чертежей. По чертежам Ю.С.Крючкова, один комплект которых он подарил музею, а другой передал моделистам НУК, мастером судомодельного спорта международного класса С.Н.Постыкиным была создана модель фрегата "Святой Николай", завоевавшая "золото" на крупнейших международных соревнованиях - чемпионатах мира и Европы. На сегодняшний день по чертежам Ю.С.Крючкова создано уже несколько моделей "Св.Николая". На нынешней выставке представлена модель этого корабля, выполненная Ю.Н.Казило. На чемпионате Европы, проводившемся в 2005 г. в Констанце (Румыния) она была удостоена золотой медали. Научные сотрудники музея не теряют надежды на то, что рядом со старой, уже такой родной моделью "Св.Николая", в экспозиции появится новая, достоверная модель первого корабля, построенного в нашем городе. На выставке представлено творчество четырнадцати лучших николаевских судомоделистов. В основном это модели парусных кораблей, но есть среди них и плот инков, и французская галера 17 в., и крейсер "Очаков", и броненосец "Потёмкин", и немецкий дредноут "Коnig", и буксир "Гайдамака" и др. Судомодельный спорт лишь условно можно назвать спортом. По технике изготовления моделей он сродни ювелирному искусству. В одной из витрин представлены мельчайшие детали - заготовки для будущей модели корабля, вырезанные из кости замечательным николаевским моделистом Г.П.Павлиоти. К сожалению, этому шедевру не суждено было родиться: Г.П.Павлиоти ушёл из жизни, не успев завершить работу. Большой интерес у посетителей выставки вызывает раздел экспозиции, посвящённый творчеству известнейшего николаевского судомоделиста и ювелира, заслуженного мастера народного творчества Украины А.Г.Вычерова. Его деятельность - яркий пример того, как тонкая и кропотливая работа по изготовлению модели корабля перерастает в создание произведений ювелирного искусства. Наряду с двумя прекрасными полумоделями парусников, выполненными мастером из кости и дерева, на выставке экспонируются изготовленные им ювелирные украшения, а также малахитовое пасхальное яйцо, подобное знаменитому Фаберже. Не случайно наш николаевский "левша", подковавший, как и герой известного произведения Н.С.Лескова, блоху, ещё в 1957 г. за выполненную им модель танкера "Москва" получил серебрянный кубок из рук самой английской королевы. Особое внимание посетителей выставки привлекают работы художника, дизайнера, члена Союза дизайнеров Украины П.С.Гришкова. Его модели выполнены в технике миниатюрной бумажной пластики. Трудно вообразить, как бумага может служить материалом для создания моделей кораблей, и не просто моделей, а миниатюр с подробной деталировкой, некоторые из которых помещаются в бутылке. Выставка, которая будет работать три месяца, уже сегодня привлекает огромный интерес жителей и гостей Николаева и никого не оставляет равнодушным. Она даёт возможность познакомиться с творчеством николаевских мастеров судомодельного искусства, проникнуть в творческий процесс создания модели корабля. И даже те, кто далёк от истории, флота, судостроения, судомодельного спорта, любуются представленными на выставке экспонатами, как произведениями искусства, и получают эстетическое наслаждение. Организаторы выставки выражают благодарность тем, кто, предоставив свои работы, дал возможность всем желающим прикоснуться к прекрасному и к истории. Ведь каждый корабль, модель которого здесь представлена, вписал свою, часто героическую страницу, в летопись развития флота. В числе участников выставки, кроме вышеупомянутых, - О.Г.Лисовенко, В.В.Николаев, А.Н.Меркушев, Ю.А.Зеленов, А.С.Постыкин, И.В.Аксёнов. Модель буксира "Гайдамака", выполненная В.И.Долгих, любезно предоставлена ЦКБ "Черноморсудопроект". Особая благодарность Л.А.Мандриковой за бесценный для музея подарок - картину "Рождение музея". В ходе подготовки этой статьи к печати произошло непоправимое - безвременно ушла из жизни Людмила Дмитриевна Хлопинская. На протяжении многих лет Людмила Дмитриевна возглавляла работу музея. Она была образцом чуткого, внимательного и в то же время требовательного руководителя. Она была требовательна к тем, в ком видела силу, потенциал, и мягкой по отношению к тем, кто нуждался в поддержке. К ней шли за консультацией, мудрым советом, помощью. Коллеги, ближайшие соратники именно её считают главной творческой вдохновительницей при создании музея судостроения и флота, его музой. Умная, грамотная, талантливая, творческая натура она была тем центром притяжения, вокруг которого кипела работа, когда в охватившем всех причастных творческом порыве создавался музей. Потеря невосполнима. Мы больше не увидим её улыбки, не пообщаемся, не поднимем трубку телефона, чтобы получить мгновенный ответ на любой, касающийся музейной работы, вопрос. Музей осиротел. И, тем не менее, жизнь продолжается. Музей, в который Людмила Дмитриевна вложила душу, живёт, работает, принимает посетителей. 30 июля музей судостроения и флота отмечает своё тридцатилетие и ждёт всех, кому он дорог. Алевтина Владерчук, заведующая фондами музея судостроения и флота. |