ОСОБНЯК НА СЕВАСТОПОЛЬСКОЙ В самом центре города, за большими каменными домами, притаился старинный двухэтажный особняк. Его пышная лепнина давно обветшала, но внешне здание не утратило того шарма, которым снабдил его далекий XIX век. Воображение легко восстанавливает былой блеск фасада, в отличие от тех домов, внешность которых постарались облагородить евроремонтом новые торопливые хозяева. Мы не умеем сохранять старину, и это свидетельствует о нашем бескультурье. Старое здание на Севастопольской, в котором расположено Николаевское государственное высшее музыкальное училище, все меньше соответствует своему высокому назначению: то кровля протечет, то стена покроется морщинистыми трещинами... А ведь в этом доме живет высокое искусство! Сюда ежедневно приходят увлеченные музыкой люди, труд их нелегок, он требует полной самоотдачи, а после череды напряженных будней наступает праздник, который, собственно говоря, тоже работа, - концерт. В училище есть хор и несколько оркестров: симфонический, джазовый, камерный. Играют и студенты, и преподаватели. Приходит благодарная публика. Цветы, аплодисменты... В маленьком училищном зале прекрасная акустика, но ветхость стен шокирует. Конечно, когда к небу взлетают чарующие звуки, этого уже не замечаешь, и все же хочется, чтобы обстановка соответствовала своему высокому назначению, сказал же классик, что прекрасным должно быть все... В эту весеннюю пору концертов в училище не счесть, три-четыре-пять в неделю: каждый студент за четыре года обучения не один раз выходит на сцену, играют и на других площадках. Любители музыки ждут этих праздников. ДИРЕКТОР Культура - это нежный сад, он требует бережного к себе отношения, взращивать его могут только самые талантливые. Я нередко бываю в музыкальном училище, и меня всегда восхищает тот высокий дух служения академической музыке, который здесь царит. Замечательная творческая атмосфера! Конечно, тон задает директор. Руководит замечательным коллективом музыкантов человек, пользующийся в городе непререкаемым авторитетом, заслуженный деятель искусств, отличник народного образования Украины, "Горожанин года" Анатолий Сирота. Коллеги Анатолия Архиповича восхищаются своим руководителем. Говорят, что директор у них - замечательный менеджер, деятельный, творческий, умеет настоять на своем, успешно реализовать любую интересную идею, их у него множество. Справедлив, тактичен, внимателен к людям. Умело подбирает кадры, работает на перспективу, активно поддерживает талантливую молодежь. Замечательный специалист, трудоголик. А уж о любви Анатолия Сироты к музыке, о его тонком вкусе и говорить не приходится... Все вместе эти слова похожи на те характеристики, которые писались в советские времена, только у этой - автор коллективный. БЕСЕДА Мы сидим в небольшом светлом кабинете директора училища. Сегодня Анатолий Архипович озадачен: на его плечи легла организация концерта-реквиема, посвященного Дню памяти жертв голодомора 1933-го года. - Ночью не спал, придумал программу, будет несколько новинок. Как символ вечности и красоты прозвучит электроорган. Все постараемся сделать торжественно, это будет дань памяти безвинно погибшим людям, но сделаем все светло и оптимистично, ведь сколько смерть ни косила людей, Украина осталась Украиной. - Как вы начали заниматься музыкой? - Сначала я не хотел. Мальчишкой бегал во дворе. Потом мой товарищ Павел Васильев поступил в музыкальную школу, он играл незатейливые песенки, я заинтересовался. Два года уговаривал родителей: в те времена даже баян было очень трудно купить. В 11 лет в музыкальную школу меня не взяли. Тогда отец обратился к преподавателю 1-й музыкальной школы Дмитрию Степановичу Арцеву, он стал учить меня частным образом. Я занимался с удовольствием, успехи были хорошие. Отец специально поехал в Тулу, чтобы купить мне концертный баян. По рекомендации Д.С.Арцева в 1961 году я поступил в музыкальное училище, мне очень повезло: до этого в Николаеве не было ни одного профессионального баяниста с консерваторским образованием. В 1961 году приехал замечательный специалист Леонид Андреевич Непомнящий, выпускник Одесской консерватории, я у него учился. В училище у меня был самый высокий балл, только один раз за все годы получил "4" по специальности. Закончил с отличием, на "отлично" сдал и экзамен в консерваторию, меня брали на дневное отделение, но учиться пришлось заочно, нужно было работать: родители уже не могли меня содержать. Саратовскую консерваторию тоже окончил с отличием. - А как дальше складывалась ваша карьера? - В 1965 году начал работать преподавателем детской музыкальной школы № 2, в филиале на Лягина. С 1966 года стал преподавать игру на баяне в музыкальном училище, потом поручили заведовать отделом народных инструментов, избрали председателем профсоюзного комитета. В 1981 году мне предложили стать художественным руководителем филармонии - согласился, но я всегда хотел работать в музыкальном училище - по совместительству вел класс баяна. Когда начал работать в филармонии, исполнительский уровень был очень низкий. Мне удалось укомплектовать оркестр, которым руководил Дмитрий Журавель. Привез двух чудесных альтистов из Ростова-на-Дону, пригласил музыкантов из Белоруссии, Одессы. В 1982 году был на курсах повышения квалификации, там познакомился с замечательным музыкантом, художественным руководителем Новосибирской филармонии Павлом Чоботовым и уговорил его переехать в Николаев вместе с женой Людмилой, чудесной скрипачкой. Решались и квартирные вопросы. Когда Дмитрий Журавель с новым составом поехал на первый Всеукраинский конкурс имени Леонтовича, оркестр занял первое место. Очень слабым в те времена был квартет "Узоры". Поменяли весь состав, я нашел музыкантов с консерваторским образованием. Сегодня это прекрасный коллектив, а тогда играли еле-еле, да и как можно было сочетать скрипку с балалайкой? После всех перемен "Узоры" включили во всеукраинский гастрольный план, их пригласил Укрконцерт, ансамбль узнала вся Украина. Тогда же мне удалось организовать вокально-инструментальный ансамбль "Галс", руководил им Александр Кулабухов. Одним из направлений работы филармонии были концерты-лекции, в больших городах это есть до сих пор, а у нас лекторийные группы уже давно не организуются. В филармонии я проработал 6 лет, в 1987-м меня перевели директором детской музыкальной школы № 3, а в 1988-м - назначили заведующим отделом культуры горисполкома: предстояло много работы в связи с празднованием 200-летия Николаева. Было множество концертов, гости съехались со всей страны. Удалось тогда подготовить пластинку с песнями о Николаеве, выпустили ее на московской фирме "Мелодия". - А музыкальное училище? - В начале девяностых годов коллектив училища лихорадило: сократился набор, не прекращался поток жалоб в вышестоящие инстанции. В то время уже начались выборы руководителей, я выставил свою кандидатуру. 1 декабря 1989 года стал директором. За это время открыто множество новых классов, мы создаем новые программы и корректируем старые. Десять лет назад не было академического вокала, не было класса бандуры, многого не было из того, что есть сейчас. Чтобы открыть новую специальность, нужно обучить специалистов, создать программу, пройти аккредитацию. Учим свои кадры. Мы открыли эстрадное отделение с полным спектром специальностей. Раньше существовало только академическое фортепьяно, сегодня есть джазовое, готовим программу для эстрадной скрипки. За эти годы успешно прошли три аккредитации. Недавно областной филармонии понадобились джазовые пианисты, они обратились с запросом, организовали прослушивание, в результате двух выпускников пригласили на работу. Я счастлив, что так удачно прошло распределение. Бывают интересные случаи. Одна женщина, уже зрелого возраста, пела в церковном хоре, влюбилась в музыку. Мы ее приняли, теперь она преподает теорию музыки в детской музыкальной школе в Парутино. Там десять лет не было преподавателя теории, Л.Иванова увлекла детей, теперь они получают настоящие знания. В этом году вокальное отделение заканчивает еще одна выпускница солидного возраста, ее пригласили на работу в Ивановскую музыкальную школу Очаковского района. Мы учим всех, но ни за кого не держимся: если студент не работает, его отчисляют; таких в год бывает до десяти человек. - Расскажите, пожалуйста, о своих учениках. - Самый талантливый из моих учеников Георгий Коч. Он занял третье место на Международном конкурсе профессиональных исполнителей. Сегодня Г. Коч - аспирант Одесской музыкальной академии имени Неждановой. Мы ездили с ним на мировой конкурс в Клингенталь, это один из самых престижных конкурсов среди баянистов, даже участие в нем - большое достижение, там ведь собираются лучшие музыканты мира. Мой ученик подготовил сложную программу, успешно выступил. Георгий - участник еще одного, не менее престижного, Московского международного конкурса. В Москве мы радовались, когда там везде звучало слово "Николаев". Поездки стали возможными благодаря поддержке управления культуры облгосадминистрации. - А что с ремонтом? - Училищу выделили еще один учебный корпус на проспекте Ленина, его удалось обменять на здание, прилегающее непосредственно к училищу по ул. Советской, 10-а, кое-что уже удалось перестроить. Нам были выделены небольшие денежные средства, на них создан проект документации для реконструкции здания. Теперь надеемся, что областной совет выделит средства для его реализации. Проект подготовлен превосходный, предусмотрено устройство классных комнат для групповых и индивидуальных занятий, удовлетворяющих самые современные требования, спортивный зал с тренажерами, кафе для студентов, - сегодня им поесть негде. Будет свое место для эстрадного отдела. Фасад собираемся отреставрировать и сохранить. Сейчас в нашем концертном зале 200 мест, проектом предусмотрен большой двусветный зал на 383 места, сцена увеличится в два раза, на ней сможет разместиться весь симфонический оркестр. Это будет городской камерный концертный зал, который существенно поднимет уровень культурной жизни в городе. Мы обязательно будем организовывать концерты-лекции, собственно, мы делаем это и сегодня, но условий пока нет. МЕНЕДЖМЕНТ С УЛЫБКОЙ Наш недолгий разговор постоянно прерывается, - понятно, работа в училище не останавливается ни на минуту. Заходят преподаватели, обсуждается программа предстоящего концерта; преподавательница чуть ли не в слезах привела нерадивую студентку; другая, наоборот, просит перевести свою ученицу на эстрадное отделение на курс ниже: девушка желает проучиться лишний год. Лицо директора светится добротой, все вопросы решаются очень быстро, и что самое удивительное - с улыбкой. А я думаю: каким же это надо быть профессионалом, чтобы вот так ненапряженно, быстро и эффективно разрешать все проблемы! Теперь понятно, почему так стремительно за время директорства Анатолия Архиповича Сироты вырос исполнительский уровень всех музыкальных коллективов училища, почему с такой охотой преподаватели готовят концерты, которые ни в каких планах не значатся, почему у Николаевского музыкального училища нет таких проблем с набором, как во многих других городах. Оказывается, секрет прост: у училища замечательный руководитель. Человек на своем месте. А ремонтом он это место обязательно украсит! Как только наши замечательные власти выделят на это средства. Вот только скорее бы... Людмила Щетинина, член Национального союза журналистов. |